Жизнь человека – это бесконечные странствия Одиссея к своей собственной Итаке – Максим Жук

Жизнь человека – это бесконечные странствия Одиссея к своей собственной Итаке – Максим Жук
Фото: deita.ru
3 марта во всем мире считают Днём писателя. Корреспондент ИА «Дейта» встретился с человеком, который о литературе и писателях знает всё. О творчестве, поиске себя, новых смыслах, литературе XX века рассказал кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии ДВФУ Максим Жук. 

Вы пишете сами что-нибудь?  

«Художественной прозы, драматургии, лирики я не пишу. Правда, лет в 14-15 я написал несколько песен. У нас с приятелем было что-то вроде рок-группы, мы купили электрогитары, пытались что-то из себя изображать, но далеко это не пошло. Иосиф Бродский говорил, что литература – это способ коммуникации, который нужен, когда все другие способы коммуникации уже не действуют. Я не такой глубокий мыслитель, как Бродский, поэтому мне хватает обычных форм, чтобы выразить и донести свои мысли, идеи и представления. Но я пишу статьи, монографии, учебные пособия, читаю лекции – это мой жанр, способ самовыражения и репрезентации своих представлений о себе, об обществе, о мире, об искусстве». 

Ваше окружение должно быть погружено в литературу, как и вы? 

«Я, конечно, не провожу кастинг «Достаточно ли вы хороши, чтобы стать другом Максима Жука». Но, как правило, мои самые близкие, самые дорогие люди связаны с искусством, с книгами. Но это не главное. Чтение – это не самоцель. Чтение – это один из способов понимать мир. У меня есть близкие знакомые, которые не так уж и много читают, но у них есть жажда знаний, есть вопросы к себе и к миру. Нам хватает этого, чтобы друг другом дорожить и о чём-то разговаривать». 

Что вас интересует так, как литература? 

«У меня с детства были две больших любви: литература и музыка. Литература всегда была очень важной частью моей жизни. Лет в четырнадцать я очень серьезно увлекся этим предметом. Представьте себе, что литература – это лес, но он растёт не в земле, а в стекле. И вы видите не только крону, но и корни, видите, как эти корни переплетаются, и вы понимаете, как из Гомера вырастает Вергилий, Данте, Джойс. Я хотел видеть литературу именно такой, поэтому выбрал специальность филолога. Сейчас я понимаю, что литература и культура устроены гораздо сложнее, чем я себе это представлял. Это огромное количество деревьев, гигантский лес, растущий в стеклянной почве, и в этом необозримом пространстве происходит самозарождение и перекрестное опыление идей: философия влияет на литературу, литература влияет на философию, история влияет на всю культуру сразу. 

Кроме того, я трудом могу представить свой мир без музыки. Я пытался писать музыку, иногда сочиняю нехитрые мелодии на хорошие стихи, но делаю это для себя, понимая, что больших способностей у меня в этом нет. 

Путешествия – тоже важная часть моей жизни. Стараюсь, как минимум, раз в год уезжать куда-нибудь из Владивостока. За последние 5-6 лет я побывал в 16 или 17 странах мира. Недавно к этому всему добавился спорт, как ни странно. Уже два с половиной года я занимаюсь кроссфитом, эта дисциплина направлена, прежде всего, на развитие выносливости и силы. Каждую тренировку нужно преодолевать себя, выходить за предел своих обычных физических возможностей, поэтому в тебе просыпается внутренний викинг, и ты делаешь то, что от себя совершенно не ожидал.  На первом курсе я услышал красивое слово «калокагатия». Это термин древнегреческой культуры, означающий баланс между телесным и духовным, между внешним совершенством и внутренним развитием. Это как раз то, к чему я стремлюсь: гармоничный синтез интеллектуального, духовного и физического. Именно за эту гармонию тела и духа я так нежно люблю древнегреческую и римскую культуры». 

Есть ли у вас любимый или близкий образ в литературе? 

«У меня есть троица любимых героев: Одиссей, Эдип и Сизиф. Больше всего я люблю Одиссея и его многочисленные реинкарнации в литературе XX века: Леопольд Блум в романе Джеймса Джойса «Улисс», Чарльз Смитсон в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта». Для меня Одиссей – воплощение человеческого духа, его многообразия, силы и слабости, телесности и духовности. Он и любовник, но и верный муж, жестокий убийца, но при этом интеллектуал, изобретатель, путешественник, храбрый воин и, однако, самый первый дезертир. В Одиссее я люблю его ум, волю, мужество и жажду знаний. Мне кажется, что жизнь человека – это бесконечные странствия Одиссея к своей собственной Итаке, где находится подлинное «я» человека и его идеальный мир. Это путешествие не по физическому миру, а странствие по миру смыслов, по миру духовному». 


Есть ли характерные черты у литературы XX века? 

«Внутренние поиски, погружение во внутренний мир героя – это характерная черта литературы XX века. Филологи называют это интроверсией или психонавтикой. Писатели-модернисты Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Вирджиния Вулф исследуют внутренний космос человека. Почему это становится так актуально? Каждая эпоха в искусстве – это определенный этап в понимании мира, человека и общества. В XX веке радикально меняется картина мира. В XIX века у людей были две духовные опоры: религия и наука, они друг друга заменяли или дублировали. Чтобы понять менталитет людей XIX века, нужно представить себе Санкт-Петербург: красивый город, построенный по четкому плану. Человеку был понятен мир, в котором он жил, он чувствовал присутствие физических и нравственных смыслов в этом пространстве. Именно поэтому герои Диккенса и Толстого ощущают наличие постижимых философских и социальных законов жизни. 

А теперь мысленно сбросьте на Санкт-Петербург ядерную бомбу, получится месиво из архитектуры, животных, людей, машин, механизмов – это и будет XX век. Под влиянием многих факторов разрушается мировоззренческая база человека XIX века. Прежде всего, в XX века происходит распад христианской картины мира. Это очень большая проблема, потому что религия объясняет человеку, как устроен мир, и какое место человек в этом мире занимает. Реальность XX века была настолько сложной, трагической и кровавой, что всё это было невозможно объяснить никакими религиозными принципами. Поэтому актуализируются другие способы интерпретации жизни: наука, искусство, философия, политика и масс-медиа. Но все эти субституты не смогли полноценно заменить религию. Наука сама себя дискредитировала, человек увидел, что она лишена нравственного измерения, и она не дает целостного знания. Философия и искусство внутренне противоречивы, они не могут придти к единой версии мира. Все политические режимы начинались с чего-то позитивного, как мировоззренческий прорыв, но выродились во что-то уродливое, страшное и кровавое: закончилось концлагерями и миллионами погибших. 

Мир ХХ века становится зыбким, это ситуация, когда невозможно объяснить себе жизнь, которую вы проживаете, позже это назовут кризисом реальности. Меняется представление человека не только о мире, но и о самом себе. Зигмунд Фрейд открывает бессознательное человека, Карл Густав Юнг открывает коллективное бессознательное. Открытия антропологов, социологов, психологов и сама реальность XX века показали и доказали, что человек – это крайне сложное существо, в нём много страшного, первобытного, парадоксального. Первая и Вторая мировые войны дали возможность увидеть, что цивилизация и культура в человеке – это только плёнка, пыль на столе, которую очень легко стереть. Поэтому возникает потребность разобраться, что теперь представляет из себя человек. И Джойс, и Пруст, и Вулф пытаются понять и структурировать внутренний космос человека. В ХХ веке меняются абсолютно всё, поэтому требуется новая литература». 

Почему в настоящее время не пишут великих произведений? 

«Мы не видим великих произведений современности, потому что сказывается определенная усталость культуры. Слишком много уже написали, после великих экспериментов XX века создать что-то принципиально новое крайне сложно. Но самая большая проблема, наверное, в том, что наша культура перестала порождать смыслы, идеи, которых не было бы до этого. Мы вступили в фазу истощения культуры и искусства, и сложно сказать, когда и чем закончится этот кризис».

Фото: ИА "Дейта"

ИА "Дейта"
 
По теме
Сегодня 28.03.2024 года, НД «Закон и порядок» принимала участие в ежемесячном построении гарнизона МВД УГО по актуальным вопросам охраны порядка и безопасности горожан,
4c487a0e95ce991c774ff0ddb180e015acbec1f4.png - Primorye24.Ru Полицейским не удалось попасть в квартиру, где находились юные стрелки Неизвестные устроили стрельбу из окна многоквартирного дома на улице Сельской во Владивостоке, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Telegram-канал HARDКОРЮШКА.
Primorye24.Ru
Это письмо в редакцию «Вестника Приграничья» прислала наша читательница, жительница Приграничья.
Газета Вестник Приграничья
Лучших юных чтецов определили во Владивостоке - Администрация г. Владивостока Городской конкурс прошел во Дворце детского творчества Фото Дианы Лащенко Произведения известных поэтов и прозаиков в исполнении юных жителей краевой столицы звучали со сцены городского Дворца детского творчества.
Администрация г. Владивостока