12 мая, PrimaMedia. Чтобы повысить спрос на товар, предприниматели используют самые разные методы, в том числе, рекламируя свое добро с помощью знаменитостей. Вот только последние часто и не подозревают, что стали лицом той или иной компании. Проще всего бизнесменам "набрать очки" за счет иностранных актеров и артистов, которые, скорее всего, никогда и не узнают про нарушение их права на изображение. ИА PrimaMedia нашло во Владивостоке примеры наружной рекламы, в которой задействованы знаменитости, и решило узнать, насколько это законно.
Засилье креатива и рекламирования товаров с помощью знаменитостей наблюдается в районе бухты Тихой. Так, лицом пивного ларька на остановке общественного транспорта "Сахалинская" стал российский артист Игорь Николаев. Владельцы точки под названием "Шмель" (к слову, активно использующие образы из мультфильмов Мэтта Гроунинга) решили обыграть интернет-мем "Выпьем за любовь".
Рядом с остановкой "Сахалинская". Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Владельцы ларька решили обыграть мем. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
1 / 2Голливудский актер Лиам Нисон с ярко выраженной маскулинностью задействован в рекламе магазина "О!обувь" по улице Борисенко, 21. Вероятно, его образ должен побуждать мужчин купить в этом месте что угодно, лишь бы стать похожим на него.
Улица Борисенко, 21. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Лиам Нисон стал лицом обувного магазина. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
1 / 2Порой получается и вовсе смешно: на остановке транспорта "Спортивная" услуги фотомастерской рекламирует американский поп-певец и актер Джастин Тимберлейк. Профи фоторедактуры показывают, как из потрепанного жизнью и обладающего плохой кожей человека вас могут превратить в celebrity.
Табличка на остановке "Спортивная". Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Мастера фоторедактирования "преобразили" Тимберлейка. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
1 / 2Стоит отметить, что авторы рекламы лукавят, поскольку на деле "прифотошопили" актеру прыщи и ссадины, а не наоборот — снимок "после" на самом деле является работой известного фотографа Мартина Шоллера, который выполнил серию портретов для журнала Esquire в 2009 году.
Чтобы привлечь внимание к жилкомплексу "Алые Паруса", группа компаний "Армада" решила задействовать в своей рекламной кампании любимца многих россиян, актера сериалов и кино Бориса Клюева. На билборде, размещенном у Burger King по Светланской улице, знаменитость изображена по-домашнему, с узнаваемым по телесериалу "Воронины" жестом. Когда квартиру предлагает купить такой знакомый Леонид Петрович (персонаж Клюева), это однозначно повышает лояльность потенциальных покупателей.
Светланская улица, билборд рядом с Burger King. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Герой телесериала рекламирует жилье во Владивостоке. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
1 / 2В "Армаде" заверили, что использование изображения актера с ним согласовано:
— Реклама с участием актера размещена с его разрешения. Мы связались с рекламным агентством в Москве, согласовавшим с Борисом Клюевым фотосессию, и нанявшим людей, которые ее провели. Фото нам сбросили. Так что у нас есть специальный договор с агентством на использование имени и изображения актера.
В приморском управлении Федеральной антимонопольной службы поясняют, что по закону "О рекламе" к использованию в маркетинговых целях запрещены образ медицинского работника, изображения людей в рекламе алкоголя и табака. Запрет распространяется как на лицо человека, так и на его силуэт. Также в рекламе нельзя использовать образ человека, если в ней содержится некая опасная ситуация.
УФАС Приморья признало незаконным новый способ бизнеса экономить на уличной рекламеВ остальных случаях закон "О рекламе" не запрещает предпринимателю каким-либо образом использовать изображение человека для продвижения своего товара.
— Это не запрещено, если только человек, чье изображение используется, не узнает про это и не подаст судебный иск. Я бы не назвала такую ситуацию пробелом в законе "О рекламе", просто подобные споры лежат в другой правовой области, это уже Гражданский Кодекс РФ, — говорит ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы УФАС по Приморью Елизавета Межевая.
Как такая реклама расценивается в ГК РФ, рассказывает юрист PrimaMedia Галина Антонец:
— Однозначно, если люди разместили на свои рекламные плакаты изображения известных людей без их согласия и ведома, без разрешения их представителей или рекламных агентов, они нарушили закон. Причем не имеет значения, известный это человек или просто человек с улицы. Конечно, факт нарушения может установить только суд.
Например, сейчас наше информагентство столкнулось как раз с таким нарушением: изображения нашего фотокорреспондента Марии Бородиной используются в рекламе Галереи 3D-картин, хотя согласия она не давала. В адрес компании направлена претензия, но скорее всего, спор перейдет в судебную плоскость.
Мария Бородина на фоне своего незаконно используемого изображения. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
В ГК РФ есть статья 152.1, которая четко регламентирует защиту права гражданина на его изображение и декларирует, что использование изображения без согласия гражданина не допускается. Исключениями являются случаи, если гражданин позирует за плату; если в некоммерческих целях используется изображение гражданина, снятого в общественном месте, и когда он не является основным объектом на снимке; если изображение гражданина представляет общественный интерес.
Лицо, право которого нарушено, может обратиться в суд и потребовать прекратить использование его изображения, а также компенсацию морального вреда. Если говорить о человеке достаточно известном, он может потребовать возместить и упущенную прибыль – деньги, которые гражданин мог получить за использование его изображения.
Насколько мне известно, зарубежное законодательство в этой сфере сильно не отличается. Более того, в тех же США наказание за нарушение права на изображение еще более жесткое. В России контроль за использованием изображений граждан – совершенно не зона ответственности УФАС. За использованием изображения чаще всего бдит суд и в какой-то мере Роскомнадзор. Но если изображение знаменитости задействовано в предвыборной агитации, это уже зона ответственности Центризбиркома.