Как устроена финансовая жизнь в российской церкви

Фото: konkurent.ru
Помогать бедным и слабым приходам и монастырям не принято

АВТОР: Алексей ПЛУЖНИКОВ, главный редактор портала «Ахилла»

На днях мне попалась любопытная информация: игуменья одного бедного монастыря из  Ленинградской области (на  границе с  Карелией) написала прошение своему архиерею с  мольбой не  отнимать у  монастыря подворье в  Санкт-Петербурге, которое, по  неофициальной информации, собирается забрать патриархия. (Подворье сельского монастыря в  крупном городе  — это храм, доходы с  которого идут на  монастырь и  в  котором рулят монахи/монашки, а  не  настоятель  — в  таком храме «настоятелем» фактически является игумен/игуменья монастыря, а  все священники просто несут функцию «главного по  кадилу».) 

Питерское подворье для этого бедного монастыря является, согласно прошению игуменьи, не  просто важным, оно  — средство выживания, приносящее 80% дохода. Без него монастырь вынужден будет бороться за  то, чтобы не  замерзнуть зимой без отопления. Обитель находится в  труднодоступной местности, паломники ежедневно валом не  валят  — в  общем, спасите-помогите, не  лишайте куска хлеба и  вязанки дров.

И в  этом прошении не  было  бы ничего удивительного, если  бы оно не  стало достоянием гласности: сестры монастыря даже дерзают обращаться к  общественности, простодушно надеясь, что огласка поможет им спасти подворье. Хотя любой, кто мало-мальски знаком с  порядками в  РПЦ, знает, что «вынос сора из  избы» в  ситуации противостояния с  патриархией будет истолкован только в  минус тому, кто дерзнул уповать на  свободу слова. Наверняка скоро игуменья каким-либо способом получит на  орехи за  «бунт» против начальства, за  «непослушание и  несмирение».

В 2008 г. была издана книга «Плач третьей птицы» некой Монахини N. Как потом оказалось, автором является игуменья Барятинского женского монастыря в  Калужской епархии Феофила (Лепешинская). В  то  время эта книга, довольно смело рассказывающая о  внутренней жизни русских монастырей (да  и вообще о  монашестве в  целом), стала откровением. Например, там были такие строки: «Уже имеются безобразно разбогатевшие, по  разным причинам, монастыри, но  наотрез не  принято делиться с  бедными, деревенскими, трудовыми обителями; просят у  мирских, даже, может, бандитов, но  и  в  голову не  придет обратиться к  собратьям, да  ведь и  не  дадут: «С  ума сошла!»  — ответил один архимандрит просительнице-игуменье; отказывают и  с  мотивировкой: «Мы на  братском собрании приняли решение никому не  помогать».

Такова суть внутренних отношений в  РПЦ последних десятилетий. Люди, плохо знающие эту специфику (да  даже и  многие прихожане), вполне искренне уверены в  таких вещах, услышав о  которых, священники или монахи, работники приходов, воскресных школ, семинарий и  т. п.  могут только горько усмехнуться.

Например, некоторые твердо уверены, что зарплату священникам платит государство (как в  Греции), ну,  или, по  крайней мере, патриархия (епархия). А  храмы все поголовно строятся или тем  же государством, или спонсорами, или опять-таки патриархией/епархией. И  очень удивляются, узнав, что обычно все совсем не  так.

Как  же устроена финансовая жизнь РПЦ (в  самом упрощенном, усредненном варианте  — не  берем ситуацию с  мегапроектами типа кафедральных соборов или реставрации древних монастырей, подпадающих под «наследие ЮНЕСКО»)? Устроена она очень просто: односторонняя труба снизу вверх  — без вариантов, за  редчайшими исключениями.

Каждый приход платит в  епархию налог под названием «епархиальный взнос». Касательно налогообложения в  разных епархиях есть вариации. Например, приход может быть обязан платить 10% своего дохода в  епархию. Или 20. Или больше (не  раз приходилось слышать, что в  некоторых епархиях архиереи настолько круты, что забирают до  70–75% дохода храма).

Бывает, что приход платит определенную сумму, вне зависимости от  прибыли, порой эта сумма слишком высока для бедного деревенского прихода (но  это никого наверху не  волнует). Или с  прихода берутся суммы на  определенные нужды помимо епвзноса: на  семинарию, на  строительство собора, на  содержание архиерейских подручных  — иподьяконов и  протодьякона.

Кроме этого, каждый приход обязан закупать на  фиксированную сумму продукцию для своего обихода (свечи, лампадное масло, кагор, утварь, иконы, книги) на  епархиальном складе по  той цене, которая назначена на  этом складе (накрутки бывают и  25%, и  50%  — да  сколько захочет епископ). Если лет 15 назад с  этим было проще и  приходы могли изловчиться и  покупать товар где-то на  стороне, подешевле, то  в  последние годы строго требуют выкупать только продукцию общецерковного завода «Софрино» (которая чаще всего низкого качества, но  высокой цены). Происходит это потому, что каждая епархия должна, в  свою очередь, выкупать софринский ширпотреб, обеспечивая одну из  важнейших статей доходов патриархии.

Разумеется, каждая епархия также платит и  свой денежный взнос «чистыми» в  Москву.

Но на  этом приходские расходы не  заканчиваются. Например, в  период правления патриарха Кирилла произошла реформа по  разукрупнению епархий (якобы для того, чтобы епископы стали «ближе к  народу»). Если раньше епархия по  размерам совпадала территориально с  областью, то  теперь в  каждой области насчитывается от  двух до  четырех мини-епархий. Соответственно, епископов стало на  такое  же количество больше. И  у  каждого из  них такие  же аппетиты, как и  у  архиерея целой области, — каждому нужна резиденция, авто высокого класса, дорогие облачения, личная утварь, покрытая золотом и  драгоценными камнями, личная обслуга. Платить за  все это вынуждены те  же приходы, вот только их в  новой, уменьшенной епархии стало в  два–четыре раза меньше, а  значит, епархиальный налог на  их плечи увеличен в  такое  же количество раз, если не  еще больше.

А ведь эти архиереи еще и  приезжают служить на  приходы. Если раньше архиерей областной епархии мог приехать на  дальний деревенский приход (а  приходов в  епархии могло быть и  двести, и  триста, и  больше) раз в  год или в  пять, то  теперь они стали приезжать на  приходы аки баскаки (сборщики дани Золотой Орды)  — несколько раз в  год. А  значит  — надо встречать, устраивать роскошный обед, оплачивать хор и  «архиерейскую сволочь» (по  выражению Н. Лескова)  — протодьякона и  иподьяконов и, разумеется, вручать конвертик «в  благодарность за  службу». В  этом конвертике может быть сумма от  пяти–десяти (нижняя планка) до… ну,  трудно сказать, но  с  крупного храма может быть, наверное, и  сто тысяч рублей, и  больше.

А на  такие службы «с  архипастырским визитом» епископ может ездить два-три раза в  неделю. Подсчитайте теперь суммы из  конвертиков, которые он кладет себе в  карман. Плюс у  архиерея есть высокий оклад (минимум от  ста тысяч рублей и  выше). Плюс в  его руках все деньги епархии, и  никто и  никогда не  спросит с  него отчета за  их использование (лишь  бы вовремя рассчитался с  патриархией). Плюс несколько раз в  год приходы собирают деньги на  подарок владыченьке  — к  Рождеству и  Пасхе, к  именинам и  дню рождения (не  путайте  — это разные дни), ко  дню хиротонии (поставления в  епископы). Все приходы скидываются на  общую сумму минимум в  несколько сотен тысяч рублей, а  порой и  в  несколько миллионов. Пять раз в  год.

А вот обратно деньги не  возвращаются практически никогда. Нет, бывает, когда настоятель приходит к  епископу и  просит помочь деньгами на  строительство храма, и, бывает, некоторые архиереи даже дают. Но  потом эти деньги обычно надо будет возвращать в  виде увеличенного епархиального налога.

Итак, вычтите все расходы обычного прихода  — от  епархиальных взносов до  приема архиерея, вычтите оплату коммунальных услуг, зарплату священника, хора и  работников храма, вычтите суммы, необходимые на  регулярный ремонт и  содержание храма, и  вы поймете, что настоятель среднего городского прихода  — это чаще всего человек с  невысоким уровнем дохода, а  настоятель сельского храма или рядовой священник городского храма  — с  низким уровнем дохода.

Конечно, если это честный священник, который не  путает свой карман с  приходским.

И такая ситуация в  РПЦ повсюду: верхи живут в  роскоши, низы  — в  нищете. Между ними есть тонкая прослойка середнячков. Но  принцип остается: помогать бедным и  слабым приходам и  монастырям не  принято. Только бедные между собой порой взаимодействуют и  делятся чем могут.

Поэтому и  жизнь у  церковных мышей такая убогая  — потому что некоторые коты зажрались.

 

 

 
По теме
В храмах Константинопольского патриархата принимать причастие не благославляется Фото: Михаил ФРОЛОВ - КП Владивосток «КП» публикует список новых правил для православных россиян после прекращения Русской церковью отношений с Фанаром Елена ЧИНКОВА Полина ВАСИЛЬЕВА После того,
20.10.2018
 
Во Владивостоке совершили панихиду по погибшим в Керчи - Владивостокская епархия Владивосток. 19 октября 2018 года в храме в честь святого Иоанна Кронштадтского клирики Покровского кафедрального собора совершили панихиду по невинно убиенным в Керченском политехническом колледже.
19.10.2018
 
Первым из представителей Украинской православной церкви, кто поддержал решение синода Константинополя, стал митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети - КП Владивосток «Комсомольская правда» обсудила непростую ситуацию с официальным представителем Украинской православной церкви (УПЦ МП),
18.10.2018
Влад Росляков пришел убивать своих ровесников и преподавателей в футболке с надписью "Ненависть". Фото предоставлено очевидцем - КП Владивосток Родные Влада Рослякова рассказали «Комсомолке», почему будущий убийца перестал ходить вместе с мамой в церковь свидетелей Иеговы и как смог купить боекомплект [фото,
20.10.2018 КП Владивосток
«Комсомолка» разбирается, почему полиция не среагировала на 18-летнего студента, купившего оружие и 150 патронов к нему Андрей ГОРБУНОВ Улица Толстого в Керчи находится на самой окраине города.
20.10.2018 КП Владивосток
Футболисту питерского клуба грозит реальный срок Александр РОГОЗА @rogozavr В Московском городском суде прошло заседание по апелляции защиты Александра Кокорина, которая пыталась оспорить арест футболиста.
20.10.2018 КП Владивосток
Место, куда шел весь город проститься с погибшими, охраняли как Красную Площадь [фото, видео] Евгения ОСТРАЯ Траур у всей Керчи… С самого утра на обычно солнечную Керчь опустился плотный туман.
20.10.2018 КП Владивосток
Во Владивостоке совершили панихиду по погибшим в Керчи - Владивостокская епархия Владивосток. 19 октября 2018 года в храме в честь святого Иоанна Кронштадтского клирики Покровского кафедрального собора совершили панихиду по невинно убиенным в Керченском политехническом колледже.
19.10.2018 Владивостокская епархия
«Комсомольская правда» обсудила непростую ситуацию с официальным представителем Украинской православной церкви (УПЦ МП),
18.10.2018 КП Владивосток
Как простых верующих затронет ситуация между Московским патриархатом и Константинопольским из-за разных позиций о независимой церкви на Украине Елена ЧИНКОВА @ElenaChinkova Напомним,
17.10.2018 КП Владивосток
Наш корреспондент передает из Украины, где начинается религиозный раскол Напомним, в минувший четверг Петр Порошенко заявил, что Украинская православная церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП, в Москве ее считают раскольнической,
16.10.2018 КП Владивосток
ДОРА   Театр ВВО, ул. Советская, 31 21 октября в 12.00 - детский водевиль «Принцесса Сабрина» (0+), в 16.00 - Премьера!
19.10.2018 Уссурийская газета Коммунар
Бывший муж актрисы Игорь Ливанов рассказал, как нашел в комнате погибшего Андрея десятки дипломов запрещенной в России церкви Ирина СУХАНОВА Актер Игорь Ливанов в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» расска
19.10.2018 КП Владивосток
Театр начинается с буфета. Именно так можно перефразировать всем известное выражение применительно к уссурийскому театру драмы имени В.Ф.
19.10.2018 Уссурийская газета Коммунар
Суперлига – Первый дивизион. «Спартак-Приморье» (Приморский край) - «Химки-Подмосковье» (Московская область) 99:69 (24:20, 21:18, 21:17, 33:14) «Спартак-Приморье»: Кривошеев – 18 очков (7 подборов, 2 передачи, 3 перехвата),
20.10.2018 БК Спартак-Приморье
Танцевальный дуэт из Уссурийска стал трехкратным чемпионом России. «Участвуй, соревнуйся, побеждай!» - под таким девизом прошел 34-й Международный чемпионат по спортивно-бальным танцам «Огни Москвы - 2018».
19.10.2018 Уссурийская газета Коммунар
29 сентября в городе Большой Камень стартовал Отборочный этап VIII Всероссийского фестиваля Ночной Хоккейной Лиги в Приморской крае в дивизионе «Любитель 40+».
19.10.2018 Газета Выбор
Олег Кожемяко поздравил приморцев с 80-летием родного края - Otvprim.Ru Приморский край отмечает свой 80-летний юбилей. Врио Губернатора Олег Кожемяко в субботу, 20 октября, поздравил жителей региона с праздником, вручил государственные и краевые награды на Приморской сцене Мариинского театра.
20.10.2018 Otvprim.Ru