Владивосток. По благословению настоятеля храма Успения Божией Матери г. Владивостока епископа Уссурийского Иннокентия, викария Владивостокской епархии , на фасаде храма установлена мозаичная икона Успения Пресвятой Богородицы.
Деньги на мозаику собирали всем миром – приносили прихожане, помогли меценаты. Образ заказали специалистам примерно год назад.
В конце сентября демонтировали прежний лик на фасаде. 28 сентября во Владивосток из Москвы прибыла группа художников-монументалистов. Её возглавила преподаватель монументального искусства Свято-Тихоновского богословского университета г. Москвы Светлана Васютина. Отдельно с предосторожностями была доставлена мозаичная икона (пока она не установлена на стену – мозаика хрупка как яичная скорлупа). Размер мозаики – 160 на 120 см. Вес которой 170 килограммов. Прихожане активно помогали распаковать, поднять на строительные леса и закрепить уникальную конструкцию.
Комментарий московского художника Александр Чеботарёва, одного из авторов мозаичной иконы:
– С мозаикой для вашего храма было работать одно удовольствие. Это моя профессия. Я люблю своё дело. Разумеется, нельзя сказать что было легко. Эта мозаика отличается тем, что в ней очень мелкий модуль камня. Когда я лик Павла выкладывал, то некоторые детали были мелки, как сахаринки, размер которых менее миллиметра. Мы брали их пинцетом и под микроскопом собирали образ. Для сравнения можно представить вышивальщиц. Это скрупулёзный труд. Не случайно мозаику называют живопись в камне. Надо было запастись терпением. И не зря – это принесло награду. Мы работали вчетвером: я и ещё три мои сокурсиницы.
Мозаику выкладывали на своеобразную армированную сетку, наподобие москитной, но только из более прочных волокон, так по кусочкам и образовался слой толщиной в полсантиметра.
При монтаже мы боялись, что она упадёт с лесов. Если бы это случилось, то вся работа насмарку. Всё обошлось. Для мозаики использовали так называемую советскую смальту, которая чудом сохранилась на складах и в запасниках институтов. Она считается очень хорошей.
Сейчас стали возрождать это мастерство. Мозаика – тяжелейшая техника исполнения. Она и самая дорогая, и очень тяжёлая. Перед мастерами стояла сложная задача, так как Успение – очень сложная и многофигурная композиция.
К слову, сейчас пошёл перелом, и церковные художники могут сказать "своё слово". Современные художники стараются следовать канонам, но и вносить своё новое. Поэтому наша икона настолько индивидуальна, что подобной нет нигде.
Приморская погода весьма капризна, поэтому пришлось выбирать самое надёжное из искусств - живопись в камне.
Полностью историю создания мозаичного образа Успения Божией Матери можно прочитать на приходском сайте Успения Божией Матери .