Нормы о запрете открытой перевалки пылящих грузов в Приморье не соблюдаются, считают экологи. Об этом шла речь на семинаре «Уголь и здоровье», прошедшем во Владивостоке и организованном Тихоокеанским центром окружающей среды (США), группой «Экозащита» (Россия), Фондом Генриха Бёлля (Германия) и экологической организацией БРОК (Владивосток).
— Нельзя сказать, что порты ничего не делают. Но зимой на Дальнем Востоке в отличие от юга России или Балтики особые условия: низкая температура, сильные ветра, низкая влажность. Эффективность всех известных систем пылеподавления (пылезаградительные и пылеулавливающие конструкции, снегогенераторы для укрытия угольных складов снегом, распылители воды или незамерзающих растворов) в условиях Дальнего Востока ограничена, — говорит заместитель генерального директора ОАО «ДНИИМФ» кандидат технических наук Евгений Новосельцев. — Поэтому у нас нет альтернативы закрытым технологиям перевалки угля.
В 2014 году губернатор Приморья Владимир Миклушевский ввел запрет на открытую перевалку пылящих грузов, обязав применять в новых терминалах технологии, исключающие контакт угля с окружающей средой.
— Все новые терминалы для пылящих грузов — не только угля — будут строиться закрытыми! — не раз заявлял губернатор.
Но это на словах. На деле всё иначе.
Во-первых, запрет не касается уже действующих терминалов. Пыль, возникающая при перевалке угля открытым способом, отравляет воздух, почву, воду, угрожает здоровью приморцев, состоянию заповедных территорий и акваторий. Сегодня крупнейшие действующие угольные терминалы Дальнего Востока — в порту Восточном («Крутрейд АГ»), в Ванино («СУЭК»), в Посьете («Мечел»). Именно Посьет приморские экологи называют самой «горячей» точкой.
Во-вторых, проектируемые новые терминалы — закрытые лишь на бумаге.
— Постановление губернатора не выполняется, в практике эта норма не учитывается, — заявил Евгений Новосельцев. — Администрация, сказав «а», больше ничего не сказала и никак не препятствует тому, что новые терминалы проектируются открытыми. Звучат обнадеживающие заявления в прессе, но этим все и заканчивается.
Вместе с тем вопреки распространенному мнению в строительстве и эксплуатации закрытые терминалы обходятся дешевле открытых, утверждает Новосельцев:
— Они более компактные, на них используется более дешевое перегрузочное оборудование. Реальные причины отказа от строительства закрытых терминалов в России — это убежденность инвесторов в том, что закрытые технологии дороже открытых, отсутствие в России опыта проектирования закрытых угольных терминалов, несовершенство нормативной базы, низкие штрафы за загрязнение окружающей среды, недостаточность контрольно-надзорных мероприятий.
По данным сопредседателя группы «Экозащита» Владимира Сливяка, добыча угля в России растет. Идет речь об освоении новых месторождений в Якутии, Красноярском крае, Забайкалье, о строительстве угольных ТЭЦ, о наращивании экспорта электроэнергии в Китай. Экспорт российского угля к 2030 году за счет новых дальневосточных портов может вырасти на 50 миллионов тонн в год. По информации Новосельцева, новые портовые терминалы для перевалки угля могут появиться в Восточном («Сумма»), Ванино («Якутуголь»), а также на восточном берегу Уссурийского залива, неподалеку от Владивостока (проекты «Суходол» и «Вера» Сибирского делового союза и «Ростехнологий» соответственно).
Специалисты ДНИИМФ предлагают ввести понятие «зеленого порта» — с тем, чтобы портам, доказавшим свою ответственность в соблюдении экологических норм, государство предоставляло определенные преференции, в том числе налоговые. Однако пока это не более чем благие пожелания.
№ 356 / Сергей ПАВЛОВ / 15 сентября 2016