Дмитрий Сулеев: Торговля – это престижная сфера предпринимательства

Дмитрий Сулеев:  Торговля – это престижная сфера предпринимательства
Фото: primamedia.ru
Сопредседатель регионального отделения «Деловой России» рассказал о тенденциях и проблемах отрасли в Приморье

17 июля, PrimaMedia. В этом году в России прошло сразу несколько важных конференций по развитию торговли: " Ритейл 2017: горизонты будущего" , международная конференция по российскому рынку ритейла, в июне – Неделя российского ритейла и конференция "Управление магазином", которые собрали самых влиятельных людей в этой сфере бизнеса. В ключевых для торгового бизнеса мероприятиях принял участие и сопредседатель приморского регионального отделения "Деловой России" Дмитрий Сулеев. В преддверии Дня торговли, который отмечается в России 22 июля, корр. ИА PrimaMedia обсудил с Дмитрием Сулеевым итоги конференций, тенденции и проблемы отрасли.

О чем говорили на конференциях ваши коллеги? Ведь последние несколько лет показали тенденцию: население стало экономить на покупках.

— Да, прошел целый ряд профильных для торговли мероприятий. О их важности говорит тот факт, что на пленарном заседании "Недели российского ритейла" выступил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров .

И я хочу процитировать его оценку развития торговли в стране: "Сегодня принято сравнивать текущее состояние отраслей с тем, что было в советский период. В части торговли и общепита можно уверенно говорить, что они сейчас выглядят несоизмеримо лучше. Рецепт успеха – это разбюрокрачивание, либерализация торговли и максимальное высвобождение частной инициативы. Чтобы не растерять достижения, накопленные за четверть века, сегодня мы последовательно отстаиваем эти завоевания, отбивая попытки усилить административное давление на отрасль, дополнительно регулировать ее, закручивать таким образом гайки. Тем более, что потенциал роста российской торговли далеко не исчерпан".

И я целиком поддерживаю такую оценку, потому что убежден, что

частная инициатива как раз лучше всего проявила себя в сфере торговли, здесь произошли революционные изменения: за исторически короткий срок эта отрасль стремительно "цивилизовалась"

Вместе с тем, общие проблемы экономики, да и международной политики повлияли и на ритейл. Обсуждая проблемы развития экономики с нашими коллегами в ходе мероприятий "Деловой России", мы отмечаем, что экономика как бы замерла, а доходы населения даже сократились. Об этом и президент Путин говорил во время "Прямой линии". Могу привести данные Росстата: за два года подряд ритейл суммарно упал более чем на 15%. И, как отмечали в ходе выступлений некоторые эксперты, "это беспрецедентный кризис, с которым столкнулась индустрия впервые за столетие".

Проявились две тенденции: во-первых, слабые разорились, а сильные компании укрепились. Во-вторых, если несколько лет назад считалось, что максимальный оборот и прибыль дают крупные гипермаркеты, то теперь проявилась тенденция роста средних и небольших торговых точек.

Кроме того стало ясно, что сокращается доля "среднего класса" и в ближайшие пять лет доля пенсионеров вырастет с 29% до 35% от общего числа населения.

В ходе дискуссий, целый ряд экспертов говорили о том, что изменения в российской экономике за последние годы должны восприниматься уже не как кризис, а как формирование новой экономической реальности, которая создает новый тип потребления. Опросы и данные оборота сетей показывают, что "более 70% россиян сейчас в режиме жесткой экономии, адаптировались к этому состоянию и утверждают, что даже при росте их благосостояния они будут придерживаться этой модели поведения".

— А что это за новая модель поведения покупателей?

Тут есть одно любопытное противоречие. Сами покупатели при опросах заявляют, что они больше экономят на путешествиях, ресторанах и развлечениях. Но, уменьшение "среднего чека" показывает, что люди экономят на покупке новой одежды и косметики. И еще больше на продуктах питания: стараются приобретать по скидкам во время акций и с брендовых товаров переходят на более дешевые.

В Приморье по даным Роскомстата в этом году с января по май население потратило 62,8 млрд рублей на покупку продовольственных товаров и еще 85 с лишним млрд – на непродовольственные.

Но по сравнению с прошлым годом расходы на продукты питания упали на 3,0% — 4,0%, а на прочие товары выросли на 9%.

— Но обычно кризис дает возможность крупным компаниям захватить рынок .

— Да, вот на конференции, которая происходила под патронажем франко-российской торгово-промышленной палаты, крупнейшие французские сети розничной торговли заявляли, что продолжают расширять свое присутствие на российском рынке. Продуктовый гигант "Ашан" в этом году собирается открыть в России свой 200-ый супермаркет, а год назад их было всего 170. Сеть "строительных гипермаркетов" " Леруа Мерлен", у которой сейчас 60 магазинов по всей России, объявила, что каждый год будет открывать по 20 торговых точек. Вот сейчас у них на сайте появились вакансии во Владивостоке.

— Как вы оцениваете развитие региональных торговых сетей? Выдержат ли они конкуренцию с федеральными сетями?

— Региональные сети пока по-прежнему не чувствуют давления "федералов" и это дало им шанс прочно стать на ноги. Я бы отметил такие сети, как: "Три кота", "Самбери", "Фреш", "Реми"… На Камчатке есть сеть "Шамса", а вот "Кашелка" теряет рынок, хотя основатели этой сети были одними из первых, кто занял нишу торговли в "эконом-сегменте".

На мой взгляд, компания не придала достаточно внимания тому обстоятельству, что расположение магазина имеет большее значение, чем стоимость товаров в нем. Они построили крупные магазины на окраинах Находки и Арсеньева. И не учли, что оформление зала и чувство комфорта для покупателя сейчас имеет важное значение. Эти ребята считали, что строительство магазинов почти за чертой города, как в США, — это общемировая тенденция. А оказалось, что у нас не так. Там, земля в центре города очень дорогая, а в центре Находки и Арсеньева не очень.. У нас ведь

преимущество еще в том, что местные сети успевают занять лучшие места в городах и федералам просто некуда становится.

Тот из руководителей региональных сетей, кто обладает лучшим чутьем на выбор места – тот в итоге и преуспевает.

— Многие считают, что сети сильно накручивают цены.

— Большая наценка? Это разве что в магазинах сегмента "премиум". У нас это "Яппи", "Пять с плюсом", "В-Лазер" и "Парус", в Москве типичный представитель этой группы "Азбука вкуса". Даже обыкновенный товар, например, вода "Перье", которая в супермаркете стоит 100 рублей, в этих магазинах будет стоить 170. Это магазины для людей с толстым кошельком. Здесь может продаваться арбуз из Японии по 500 рублей за кило.

— А как же быть с желанием как можно больше заработать на покупателях?

— Эта тема хорошо проработана в теории маркетинга: рост цен ограничивается конкуренцией. Покупатель просто уйдет, если сочтет, что цены "высоки". Он же выбирает свой магазин по товарам группы "ки ви ай" (key value indicator или known value item ). Это большая группа товаров, ценообразование которых ориентируется на спрос: сахар, растительное масло, мука, гречка, рис, и т.д., вплоть до каких-нибудь сосисок и недорогих видов чая и кофе. Примерно 200 товаров, по которым покупатель определяет в какой магазин ему ходить.. Да, еще бананы, бывает, по ним ставят даже минусовые наценки, это товар очень скоропортящийся и быстро теряющий свой товарный вид … Вот на товары этой группы никто не накручивает даже и 20%, обычно 10,0% — 15,0%.

— Насколько верны опасения покупателей, что в магазине неверно указывают вес расфасованных товаров?

— А кто заинтересован в обмане покупателя при фасовке? Трудно представить что учредитель компании дал команду экономить пять граммов при каждой фасовке. Заинтресован ли в этом персонал? Унести этот сэкономленный сахар в карманах кладовщица не может. У нее нет материальной ответственности, если она захочет украсть, то для этого не нужно "недовешивать". Магазин не будет рисковать репутацией, чтобы выгадать несколько рублей.

Помните, был момент, когда на рынках покупатели всегда перевешивали товар. Там у продавца был кровный интерес обвесить покупателя. Но и это время почти прошло. Рынок не может конкурировать с сетями, как ремесленник не может конкурировать с механизированным и автоматизированным поточным производсвом. Поэтому на рынке цена на 15% выше, чем в сетевом магазине. У хозяина рыночного прилавка может быть преимущество разве что в плодоовощной продукции, которую он сам отбирает.. А в сетевом магазине товар принимает приемщик, над ним завсекцией. Тут от собственника и до принимающего решения – пять звеньев. Конечно, хозяин более придирчив.

Для сети просто нет смысла неверно фасовать товар. Сразу нарушится учет, который ведется автоматизированно. Произойдет сбой в программе. Недовешивать продукты, чтобы увеличить выручку? Это был бы самый непрофесиональный метод увеличения прибыли.

— Но могут ли сети вступить в сговор и установить нижний предел цены?

— Нет, менеджеры конкурирующих сетей не встречаются, чтобы установить цену. В номенклатуре гипермаркета может быть более 20 тысяч наименований товара. Есть товары, на которые можно закрепить цены на несколько месяцев, а есть такие, как яйцо, овощи, где цены сезонно скачут. Как тут можно договориться? Представим: собрались представители пяти сетей и что они по тысяче позиций будут каждый день или раз в неделю обговаривать цены? Если даже договорятся, то выгоднее будет обмануть партнеров по переговорам и цену немножко снизить. Можно еще представить что сговориться могут сети бензозаправок, где пять видов топлива, но не продуктовые сети с их многотысячным ассортиментом.

Средняя наценка сетей около 20%. В премиум сегменте – около 30,0% — 40,0%. В придомовых магазинчиках цены выше, у них около 35% наценка. Но даже те, кто накручивает 40%, не всегда имеют прибыль в 2% от оборота. Вот сеть "Невада-Восток", владеющая супермаркетами "Самбери", опубликовала данные: по итогам 2015 года выручка достигла 25,145 млрд рублей (рост на 9,8% к 2014 году), чистая прибыль – 244,485 млн рублей. Получается, что у них прибыль чуть больше одного процента от оборота. У Х5 retail прибыль доходит до 3,0% — 4,0% от оборота.

— К торговле многие по-прежнему относятся несколько пренебрежительно, считая, что важнее произвести продукт, нежели продать… На взгляд сопредседателя регионального отделения "Деловой России", в чем важность этой сферы предпринимательства для страны?

— Торговля – важнейшая сфера предпринимательства и в "Деловой России" уделяют ей большое внимание. Стоит отметить, что одним из модераторов "недели ритейла" выступила вице-президент "Деловой России" Нонна Каграманян, а член генсовета "Деловой России" Александр Сучков анонсировал проведение в октябре специализированного форума Совещания по взаимодействиям и мерам доверия в Азии (СВМДА) по экспорту товаров народного потребления.

Хочу напомнить, что в десятке крупнейших частных компаний России по версии "Форбс", которую открывает "Лукойл", третье и четвертое место занимают компании, владеющие продовольственными торговыми сетями, – "Магнит" и Х-5 retail. Причем их капитализация растет быстрыми темпами. У "Магнита" — 265 тысяч сотрудников. Пару лет назад тот же "Форбс" в списке самых инновационных компаний поставил "Магнит" выше, чем Visa , Starbucks , Adobe и Coca-Cola .Так что торговля — важнейшая и престижнейшая форма бизнеса: произвести многие могут, а вот продать – единицы.

 
По теме
ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
Газета Вести
Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
МЧС по Приморскому краю
390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
Primorye24.Ru
С весенним настроением в пансионат «Солнышко» - ЦБС Находкинского городского округа «Весеннее настроение» – так называлась литературно-музыкальная программа, с которой сотрудники Центральной библиотечной системы, в очередной раз, приехали в гости к обитателям пансионата «Солнышко».
ЦБС Находкинского городского округа