Во владивостокской библиотеке «БУК» писатель, драматург, актер Евгений Гришковец представил свою последнюю книгу под названием «Театр отчаяния. Отчаянный театр».
Книга (самая толстая из всех, до сих пор написанных Гришковцом) аттестована самим автором как «мемуарный роман». Это автобиографическое произведение, в котором он описывает себя в возрасте с 16 до 33 лет. Вместе с тем Гришковец говорит, что имя главного героя в книге ни разу не называется. То есть это все-таки — герой, а не сам автор, хотя и очень похожий на автора. Гришковец сказал, что эта книга рассказывает не столько историю конкретного человека, сколько историю его призвания: как парень из Кемерова стал театральной и литературной звездой?
«Чаще всего биографическая литература связана с тем, что человек старательно воспроизводит события прошлого, эпоху. В моем романе главным действующим лицом является персонаж, который по факту — я, но от меня все-таки отличается, поскольку он действует больше как наблюдатель, — поделился Гришковец в одном из интервью. — Главная задача романа — осмысление такого странного явления, как призвание. Почему человек, который родился в городе Кемерове, никогда в Кемерове хорошего театра не видел, в него не ходил, считал театр самым пошлым, неинтересным, фальшивым и глупым видом искусства, стал театральным деятелем, драматургом?»
Книга описывает школьную юность Гришковца, его флотскую службу (в том числе «учебку» на острове Русском — «школа оружия» на мысе Поспелова), а заканчивается постановкой знаменитого спектакля Гришковца «Как я съел собаку» — как раз о его службе на Русском.
В «Театре отчаяния» тема службы на Русском поднята вновь. Причем, по словам Гришковца, в новой книге он описывает те моменты, которых не было в спектакле и о которых он не рассказывал в письмах родителям: «Это довольно страшные воспоминания».
— Есть только два города в мире, которые стали художественным пространством моих произведений. Это Владивосток и Кемерово, — рассказал Гришковец на встрече с читателями в «БУКе». — Кемерово, где я родился, а Владивосток… Я не служил во Владивостоке — я служил на острове Русском. Тогда не было моста, и вообще невозможно было представить, что там будет построен университет и что вообще на этом острове кому-нибудь будет хорошо. Это представить было невозможно. Там было всем плохо и очень плохо. И в этой связи Владивосток казался чудесным. Я служил совсем рядом, в Поспелово. Меня, маленького мальчика 18-летнего из университетской семьи, который читал книги и занимался пантомимой, привезли на воинском эшелоне из Кемерово во Владивосток, посадили в катер, отвезли туда, и детство закончилось безвозвратно. В сущности, спектакль «Как я съел собаку» — это история даже не про службу, это история взросления. Просто обычно человек взрослеет постепенно, а в том случае, который был у меня в жизни, взросление произошло, как только я ступил на остров Русский. Почти семь месяцев — все лето и осень, до декабря, я смотрел с Поспелова на Владивосток, на Золотой Рог, на огни. Мне казалось, что до нас долетали звуки музыки и даже запахи еды. Я смотрел: господи, как красиво! Там люди живут. Мне бы одно окошечко… Я вижу огоньки — одно окошечко, чтобы это было мое окно, смотреть не отсюда на Владивосток, а из Владивостока на остров Русский. Мечта была там оказаться, для меня это был город мечты. Не было больше города мечты, я же в то время не мечтал о Париже или Лондоне. Очень хотелось перенестись через эту водную гладь…
Много лет спустя Гришковец побывал на месте своей учебки.
— Ни поселка нет, ни театра, ни кораблей. На Поспелово — руины, а теперь вообще ничего не осталось. Все заросло, ручеек бежит… Я думал, что буду рад видеть руины того места, где мне было плохо. Но оказалось, что видеть руины вообще нерадостно, — признался артист.
По мотивам «Театра отчаяния» Гришковец поставил моноспектакль «Предисловие к роману», который уже показал в Приморской филармонии.
№ 459 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 20 сентября 2018