Корреспондент DEITA.RU пообщался с владельцем электрокара из Владивостока и выяснил, в чем преимущества у такого вида транспорта, почему в России нет соответствующей инфраструктуры для нормальной эксплуатации электромобиля и что нужно сделать, чтобы такие машины стали массовым видом транспорта во всей стране.
Михаил владеет электромобилем около года. «С тех пор, как я пересел на «электричку», голова болит уже не от цен на бензин, а о том, хватит ли заряда аккумулятора, например, от Владивостока до Уссурийска и обратно», — рассказывает автовладелец. По его мнению, для развития такого автопарка сегодня в России есть несколько существенных препятствий.
Отсутствие государственной поддержки
Несмотря на то, что во всем мире сегодня владельцам электромобилей предоставляют льготы и отменяют пошлины на их ввоз из-за рубежа, в России единственное юридическое преимущество такой машины перед автомобилями, работающими на ДВС — бесплатная парковка в черте городов, правда, пока что только федеральных центров — Москвы и Санкт-Петербурга. «Добавлю, что в этом году повысили стоимость утилизационного сбора для электромобилей, а в конце 2017 года закончился льготный период на их импорт. И теперь за ввоз техники, у которой самый высокий экологический класс, приходится платить таможенные пошлины такие же, как за бензиновые и дизельные машины», — поделился мнением Михаил.
Также он привел в пример соседнюю КНР, где уже несколько лет работает политика снижения вредных выбросов в окружающую среду, куда основную лепту вносят как раз электромобили, покупку которых субсидирует правительство. Стоит отметить, что за два последних года рынок машин, работающих на альтернативных источниках энергии, в Китае вырос вдвое и на январь 2018 года составил около 800 тысяч штук.
Обнуление пошлин
В России история с электромобилями началась в 2014 году. Именно тогда, по словам Михаила, в первый раз обнулили пошлины на новые электромобили. Например, японский электрокар Mitsubishi i-MiEV снизился в цене с 1,8 миллиона до 800 тысяч рублей. Но даже такое решение не спровоцировало ожидаемого спроса на «зеленую» технику. По данным 2014 года, продажи за год выросли на мизерную цифру — с 50 до 140 штук по всей стране.
Только в 2017 году стал заметен рост сегмента электромобилей и, в основном, на Дальнем Востоке. Катализатором выступил Nissan Leaf, который стали импортировать из Японии. Эта модель увеличила общее количество российских электрокаров в России до 1700 штук. Больше половины из них продолжают активно эксплуатировать жители Дальнего Востока. «Основная причина популярности — доступность такого авто. Например, подержанный Leaf 2012–2014 года во Владивостоке можно приобрести за 400 – 550 тысяч рублей, далеко ты на нем не уедешь из-за слабого запаса хода (всего 120–130 км), но для города это идеальное средство передвижения», — добавил Михаил.
Оазис бесплатной парковки
В 2017 году вступили в силу новые поправки, которые позволяют владельцам электромобилей бесплатно парковать под специальным знаком свои транспортные средства в центре Москвы и Питера. Власти обеих столиц планируют довести количество парковочных мест к концу этого года до двухсот, на данный момент их около сотни.
Что касается регионов, то такие преимущества их не касаются. По заверению Михаила, в городах Дальнего Востока он не видел ни одного дорожного знака, разрешающего бесплатную парковку для «зеленых» авто, поэтому иллюзорная поддержка такого вида транспорта на территории, где передвигается более 50% от всех электрокаров страны, просто не работает.
Слабая емкость аккумулятора и недостаточное количество розеток
Еще одним фактором, сдерживающим развитие рынка электромобилей, остается слабая инфраструктура. Например, в Приморье официально числится только одна заправочная станция для таких машин — на острове Русском, и работает она только в дни проведения ВЭФ, в остальное время стоит без дела. По мнению автоэкспертов, отсутствие таких станций очень сильно тормозит развитие индустрии: «Первый вопрос, который люди задают себе при покупке электромобиля: где его заряжать, и насколько это будет быстро и удобно. Если у тебя есть гараж, или возможность скидывать удлинитель из окна квартиры к машине, то эксплуатация не доставит особого труда. В других случаях нет никакого смысла приобретать такую технику в нашем регионе», — рассказал Сергей Митяев, специалист дилерского центра Приморья.
Стоит отметить, что по сообщениям администрации края, в этом году ТОР «Надеждинская» начнет строительство завода по производству электрокаров, а в следующем — с конвейера сойдет первый экологически чистый автомобиль. Правительство намерено разработать механизмы, которые будут способствовать развитию автопарка электромобилей в крае, который считается лидером по количеству «зеленых» машин, но никак не по количеству объектов инфраструктуры, ориентированных на развитие этого вида транспорта.
Максим Низкодубов