СОВЕТСКИЙ ВЛАДИВОСТОК

Автор фото:
СОВЕТСКИЙ ВЛАДИВОСТОК
СОВЕТСКИЙ ВЛАДИВОСТОК
Автор фото:
Автор фото:
Автор фото:
Фото: konkurent.ru
Как в нем жилось?

«Владивосток исторически был закрытым городом. Это и городом-то можно назвать весьма условно — это военно-морская база»

Владимир ПУТИН (пресс-конференция на саммите АТЭС — 2012)

Развивая свою мысль, процитированную выше, президент РФ продолжил: «И  ничего во  Владивостоке с  точки зрения социальных объектов не  развивалось. Все находилось десятилетиями, да  и  строилось, пожалуй, с  самого начала довольно скромным. Скромно строилось, а  десятилетиями находилось в  удручающем состоянии! И  сейчас предпринимаются только первые попытки изменить эту ситуацию кардинальным образом. Мало было его открыть  — надо было его развивать, этот город. Он, безусловно, заслуживает это по  своему географическому положению, по  своему значению для будущего России. Именно поэтому было принято решение провести саммит АТЭС не  в  Петербурге или Москве, мы могли сделать и  так, а  именно в  азиатской части России и  именно во  Владивостоке  — с  целью развития инфраструктуры».

Действительно, в  советское время это был, так сказать, город другой концепции. И, очевидно, если  бы не  личная воля Путина, то  неизвестно, сколько еще пришлось  бы ждать бывшей военно-морской базе вложений в  инфраструктуру. Но  Путин несколько преувеличил, заявив, что в  прежнюю пору «ничего здесь не  развивалось». Развивалось, и  еще как! Во  всяком случае, по  мнению тех, кто когда-то принимал в  этом процессе активное участие. К  100-летию Октябрьской революции «К» решил вспомнить, что из  себя представлял Владивосток в  период расцвета коммунизма.

Таким он не  остался

Владивосток и  в  СССР считался городом особенным, притягивая к  себе людей определенного склада издалека. Что именно отличало его от  прочих краевых и  областных центров страны?

Город-порт на  сопках, расположенный на  стыке континента с  океаном и  сурового севера с  теплыми субтропиками, населенный авантюристичными мужчинами и  яркими женщинами,  — таким Владивосток был всегда. Но  на этом особенности, присущие городу 30–40 лет назад, сегодня и  заканчиваются. По  мнению всех опрошенных «К» владивостокцев из  числа тех, кому довелось жить и  работать в  ту  пору далекую, нынешний Владивосток перестал являться…

… городом моряков

Сергей Дмитриев, старший механик, моряк с  40-летним стажем: «В  советский период Владивосток гордо назывался городом моряков и  абсолютно оправдывал это свое звание. Нас здесь было столько! ТОФ, многотысячные коллективы ДВМП, ВБТРФ, «Дальморепродукта», «ТУРНИФа», «Востокрыбхолодфлота» и  т. д. Морские отрасли, в  том числе транспортная, рыбодобывающая, рыбообрабатывающая, развивались так, что рабочей силы постоянно не  хватало даже при больших потоках приезжих на  заработки. Кстати, очень много прибывало сюда людей с  Украины».

Парадокс того времени: попасть в  закрытый Владивосток без вызова прописанных здесь благонадежных граждан иногородним было якобы невозможно. Но  это только формально. Фактически  же переселенческая популяция стремительно росла здесь и  в  хрущевские, и  в  брежневские, и  в  более поздние времена. Все ждали, что скоро Владик станет городом-миллионником. Вадим Половцев, ныне пенсионер, сотрудник «Дальзавода» в  период 1970–1988 гг.: «Прекрасно помню, как прибывали с  запада России, с  Украины и  Сибири те, у  кого даже не  было здесь родственников. Они, как правило, доезжали на  поезде до  Угольной  — конечного общедоступного пункта, за  которым начиналась закрытая зона города. Дальше  — паспортный контроль, осуществлявшийся пограничниками. Но  его легко обходили… просто пересаживаясь на  Угольной в  электрички! Там-то никаких пограничников уже не  было. Дальше те, кто хотел заработать, шел в  рыбаки. А  кто хотел романтики и  посмотреть мир  — устраивались моряками на  торговый флот». По  воспоминаниям наших собеседников, рядовой рыбак зарабатывал в  месяц 700–800 руб., а  обычный моряк  — 400–500 руб. Притом что зарплата партийного функционера была порядка 250 руб., у  интеллигенции  — 150–170 руб. в  месяц.

Моряки и  рыбаки не  только зарабатывали больше прочих, но  и  пользовались особенным успехом у  женщин. Сергей Дмитриев: «Выйти замуж за  человека нашего круга было престижно. Даже помню типичные девичьи объявления о  знакомствах в  местной прессе советского периода: «Познакомлюсь с  парнем мужественной профессии»  — имелись в  виду как раз морские. Именно мы формировали эту портовую атмосферу Владивостока, постоянно привозили сюда массу заграничных диковинок, не  только шмотки. Такого не  было ни  в  ближайшем Хабаровске, ни  в  какой-нибудь Рязани. Но  с  развалом всех морских отраслей и  моряцкий слой общества в  городе вконец истончился. И  разве сегодня можно назвать приморскую столицу городом моряков?»

…ресторанным раем

Считается, что советский Владивосток находился на  хорошем довольствии, потому что многие ведомства и  предприятия получали особое снабжение. Впрочем, снабженческий статус город потерял задолго до  перестройки. Реально в  80-х годах в  продуктовых магазинах краевого центра было шаром покати. Людмила Костеша, начальник планового отдела «Торгмортранса» в  1986–1992 гг. : «Еще в  сталинские времена в  СССР были созданы отделы народного снабжения и  образованы предприятия, получавшие продукты и  товары и  распределявшие их трудящимся по  назначению. Во  Владивостоке функционировали ОРСы (отделы рабочего снабжения), обеспечивавшие железнодорожников и  сельхозработников, потребкооперация, военторг, североторг и  другие, среди которых и  был наш «Торгмортранс»  — специальное подразделение ДВМП, обеспечивавшее продовольствием и  бытовыми товарами именно моряков. Да,  снабжали Владивосток очень хорошо! Но  это было в  50–60-е годы: на  прилавках можно было увидеть (но  редко купить, по  бедности) всевозможные деликатесы. Когда  же в  хрущевскую эпоху из  деревень и  сел население двинулось в  города, то  продукции стало не  хватать. Уже 70-е годы запомнились мне жутким дефицитом всего! Чтобы купить кусок мяса, нужно было занимать очередь до  рассвета. И  там было не  до выбора  — что достанется, то  и  хватаешь. Но  моряков снабжали по-прежнему хорошо. «Торгмортранс» имел два знаменитых магазина во  Владивостоке  — «Чайка» и  «Альбатрос». В  последнем моряки могли купить многое за  валюту, за  боны (чеки Внешторгбанка)».

Еще одно отличие советского Владивостока от  прочих городов: на  фоне острого дефицита в  магазинах ресторация подавала гостям самые невообразимые по  тому времени деликатесы! Особенно славились этим фешенебельные рестораны «Арагви» и  «Золотой Рог». Нина Ведерникова, инженер-технолог общественного питания: «В 1977  году мне довелось проходить многомесячную производственную практику в  «Арагви». Вот где для меня открылся мир продуктов, которых я  до  того и  не  видела! Помимо, само собой, красной икры там подавали икру черную, белугу, крабов, оливки и  многое другое. Хорошими, но  заметно более демократичными тогда считались также центральные рестораны «Владивосток», «Волна» и  даже «Зеркальный» на  Луговой. Но  на прилавках магазинов города и  края никаких деликатесов не  было».

…туристическим центром

Заграница для большинства советских людей была иным, полумифическим миром. Но  для многих приморцев, в  частности, владивостокцев, поездки «за кордон» были реальностью, а  для тех, кто ходил в  моря,  — совершенной обыденностью. Горожане, даже из  числа обладателей сухопутных профессий, имели возможность посетить ближайший «рассадник капитализма»  — Японию (не  все подряд, конечно, и  не  очень-то просто это было, но  все-таки было). Пассажирские суда регулярно отправлялись в  Иокогаму  — небольшие круизные лайнеры типа «Туркмении» и  «Приамурья». Однако турпутевка в  Японию стоила дорого. Китай  же, хоть и  коммунистический, был под строжайшим запретом.

Самой дешевой и  доступной поездкой для приморцев могла быть Северная Корея. Вадим Половцев: «Первая путевка, приобретенная мной, была как раз в  Страну утренней свежести. В  80-х годах это стоило 267 рублей за  две недели. Немало для жителя средней полосы РСФСР, но  для нас вполне доступно. И  это было настоящее «все включено»! Билеты в  Хабаровск (именно оттуда совершались тогда международные вылеты) и  далее в  Пхеньян, ночевка в  хабаровском «Интуристе», проживание в  корейских гостиницах, роскошное трехразовое питание в  их ресторанах, передвижение по  стране и  даже обмен валюты. За  вышеуказанную сумму нам причитались в  том числе и  164 северокорейские воны  — именно столько нам, всем туристам, было положено иметь при себе в  Северной Корее. Ни  больше, ни  меньше».

Поясняем специально для молодых читателей «К»: в  ту  пору купить путевку, зайдя в  турагентство с  улицы, было невозможно. Госструктура под названием «Интурист» распределяла путевки по  профсоюзам, те  — по  предприятиям, также туры распределяли по  партийной линии. А  бюро молодежного туризма «Спутник» снабжало турами комсомольцев. Чтобы выехать за  рубеж, нужно было иметь безупречную характеристику, блюсти свой моральный облик, а  также уметь ладить с  начальством (полезный навык во  все времена, как видим!) и  ждать. Оформление документов для заграничного тура занимало многие месяцы, особенно если речь шла о  капстранах или о  Югославии, имевшей «свободные» отношения с  СССР.

Вадим Половцев: «Еще чрезвычайно были популярны у  нас круизы «из зимы в  лето»: недорого, без захода в  порты, а  значит, без виз. Рабочий люд и  интеллигенция, желая оторваться на  две недели от  трудовых будней или от  законных супругов, отправлялись на  две недели в  Тихий океан на  лайнере. Загорали, пили водку, крутили круизные романы… Все это продолжалось, пока один из  ленинградцев в  конце семидесятых не  сбежал с  лайнера. Он просто нырнул с  борта в  море, когда судно было недалеко от  каких-то островов. «Из зимы в  лето» с  тех пор и  запретили. А  тот беглец смог доплыть до  берега».

Чехословакия тоже была какое-то время фаворитом владивостокских туристов  — в  тот период, когда бывший первый секретарь крайкома КПСС Виктор Ломакин стал послом СССР в  этой братской стране.

Иностранцев  же на  улицах Владивостока встретить можно было крайне редко. Да  и  те  в  основном были индусами да  индонезийцами  — те  и  другие представляли военные круги, стажировавшиеся на  о. Русском.

…зеленым, чистым и  красивым

О том, что Владивосток был образцовым городом в  плане чистоты и  благоустроенности, сегодня говорят все, кто видел его в  советскую эпоху. Благоухающие насаждения роз, зелень и  аккуратность  — атрибуты тогдашнего города. Людмила Костеша: «Улицы дворники мели уже в  пять утра, чтобы в  семь часов народ шел на  работу по  чистому городу. Помню, на  выходе из  трамвая уронила билет на  асфальт. Тут  же раздался свисток милиционера! Я  мгновенно осознала тяжесть своего проступка».

Но красотой не  только улиц славился советский Владивосток. Яркость и  привлекательность местных девушек и  женщин была притчей во  языцех еще в  те  времена. Жаль, что в  90-х эта броскость трансформировалось в  настоящую вульгарность. Елена Герасимова, дизайнер одежды: «Обладая природной яркостью, наши женщины и  одевались не  так, как в  остальных городах СССР. Барахолка в  Голубиной Пади хорошо снабжалась моряками. Если Москва фарцевала европейской контрабандой, то  Владивосток  — азиатской. Отсюда и  та  разница в  стиле одежды, которая сохраняется по  сей день. Впрочем, прекрасно помню свое первое приобретение на  владивостокской барахолке в  студенческие времена  — невероятно стильные и  даже итальянские туфли на  платформе и  джинсы клеш».

Красота советского Владивостока была и  в  его и  только его портовых праздниках. Любовь Леонидова, заведующая сектором партучета в  управлении «Востокрыбхолодфлота» в  1976–1991 гг: «Настоящими праздниками для города были возвращения, например, огромной плавбазы «Советская Россия»  — встречали ее музыкой, салютом и  народными гуляньями. Сегодня кажется уже неважным, что приходилось нам стоять в  очередях  — зато в  душе всегда был праздник».

В ТЕМУ «То, что мы видим в центре Владивостока, противно задуманному…»

«Куда все это ушло?!»

Забота о собственном народе — главное, что хотелось бы вернуть из советской эпохи Юрию Копылову, экс-мэру Владивостока

«И вдруг нас захотели вернуть назад»

 
По теме
Во исполнение программы «Повышение инвестиционной привлекательности Приморского края», АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского края», в целях повышения доступности образовательных услуг для предпринимателей,
Не нужно отпрашиваться с работы, ехать и сидеть в очереди в присутственном месте Все больше жителей Владивостока обращаются за получением услуг в электронном виде.
Оператор системы 112 Елена Голикова принимает сообщения для пожарных, полиции и «скорой» - Газета Вести Лишь четверть звонков, поступающих в течение одного месяца по номеру вызова экстренных служб «112», касаются непосредственно работы полиции, пожарной охраны или скорой помощи.
Газета Вести
ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
Газета Вести
Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
МЧС по Приморскому краю
390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
Primorye24.Ru
«Открылся бал. Кружась, летели четы младые за четой, одежды роскошью блестели, а лица – свежей красотой» - Газета Вести Шуршат пышные платья, барышни с волнением поправляют цветы и ленточки в прическах, ажурные и атласные перчатки, решительно или робко берут под руку элегантных кавалеров.
Газета Вести