Мастер-класс по ведению бизнеса на Дальнем Востоке дали инвесторы, уже добившиеся успеха на территории ДФО. Возможность пообщаться с более опытными коллегами у потенциальных инвесторов появилась в рамках Дней Дальнего Востока в Москве, сообщает «Приморская газета».
Эксперты отмечают, что в последние годы активность инвесторов на Дальнем Востоке России значительно возросла - этому способствуют как международные геополитические процессы, так и усилия российских властей по улучшению инвестклимата.
— В ближайшее время будет меняться структура спроса, весь мир будет ориентироваться на азиатские рынки, и для предпринимателей, желающих инвестировать в Дальний Восток России, это уникальная возможность, — отметил управляющий партнер компании Ernst & Young Александр Ивлев. - В настоящий момент лишь 5% налогов поступает в федеральную казну от субъектов ДФО, такая же доля федерального округа в национальном ВВП. Однако сдвиги есть - иностранные инвесторы все больше вкладывают в ДФО, за последние годы на этот федеральный округ приходится как минимум треть от общероссийского объема инвестиций.
По данным Минвостокразвития, на данный момент уже 386 компаний стали резидентами Свободного порта Владивосток и 204 компании - резидентами Территорий опережающего развития. При этом сами педприниматели отмечают, что участие в вышеуказанных режимах действительно приносит заметную выгоду.
— В 2014 году мы начали создавать ООО «Авиаполис Янковский» - это логистический бизнес, который требовался для развития нашего основного направления, — рассказал приморский предприниматель, основатель и совладелец группы компаний DNS Константин Богданенко. — Мы стали одним из первых резидентов Свободного порта и прошли практически весь путь развития этого режима. И могу сказать, что статус резидента действительно очень помог. СПВ - это едва ли не первый соучай, когда бизнес допустили к разработке и изменению закона. Итоги очень впечатляющие. Так, в 2017 году в качестве резидента свободного порта мы сэкономили около 45 млн рублей, при том что на сам проект авиаполиса затратиои около 1,3 млрд.
Генеральный директор ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» Дмитрий Кудинов, в свою очередь, отметил, что нынешние меры поддержки значительно превосходят те, которые были еще насколько лет назад. Таким образом, нынешнее время можно назвать наилучшим для инвестирования в ДФО.
— Мы стали резидентом ТОР «Надеждинская» три месяца назад и практически сразу получили значительную полдержку со стороны Минвостокразвития и корпорации по развитию Дальнего Востока, — рассказал Дмитрий Кудинов. — Нам удалось преодолеть множество административных барьеров, которые были главной сложностью на начальнрм этапе реализации проекта. Поэтому можно говорить о том, что условия для инвестирования действительно стали лучше. Семь лет назад, когда мы реализовывали первый проект в Приморском крае, испытывали большие проблемы с властями, не было понятно, куда обращаться, инфраструктуры не было никакой. А теперь понятные правила игры и понятные павила ведения бизнеса.
Соответственно, главным советом начинающим инвесторам от более опытных коллег стало пожелание пользоваться режимами ТОР и СПВ без опасений. В то же время, предприниматели отметили несколько частных особенностей ведения бизнеса на Дальнем Востоке.
— Важно с осторожностью пользоваться услугами специалистов, изучающих рынки - многие данные не соответствуют действующим реалиям, — отметил Константин Богданенко. — От консультантов действительно есть польза, когда они анализируют уже сложившийся рынок. А это не случай Дальнего Востока, здесь все нужно изучать самостоятельно.
Кроме того, опытные инвесторы отметили, что компаниям, работающим на Дальнем Востоке, нужно работать над зарплатной и социальной составляющей, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов в регион. Параллельно должна идти работа по обучению сотрудников, набранных из числа местных жителей.