Самолёты лётно-транспортного отряда завода «Прогресс». Ан-12

Окончание. Начало в номере от 31 июля

17 августа — праздник российских авиаторов — День Воздушного Флота. Работники славного авиационного союзмашевского завода "Прогресс" причастны к нему напрямую. Их руками собран не один десяток летательных аппаратов за последнее семидесятилетие. Есть в историческом багаже предприятия и самолёты КБ Антонова. И если Ан-14 был выпущен заводом, то Ан-12 активно эксплуатировался службой ЛТО.

За долгие годы эксплуатации в военной и гражданской авиации самолёт Ан-12 обрёл репутацию машины, надёжной в эксплуатации и неприхотливой в обслуживании. Но среди документов ЛТО, чудом сохранившихся в старом заброшенном помещении бывшего штаба отряда, попался мне на глаза акт, составленный комиссией по расследованию причин инцидента с самолётом Ан-12 № 98102 от 15.03.1994 года. Привожу его содержание:

  "Настоящий акт составлен на основании расшифровок и анализа полётной информации бортовых самописцев КЗ-63, МСРП-12-96 и самолётного магнитофона МС-61 ВС (воздушного судна) Ан-12, бортовой номер № 98102. При анализе полётной и речевой информации выявлено, что при выполнении рейса ГЦ 9310 ВС № 98102 по причине утечки масла имело место вынужденное выключение 4-го двигателя с последующим возвращением самолёта на аэродром вылета, при этом не установлено нарушений РЛЭ (Руководства по лётной эксплуатации), выхода за лётные ограничения и допусков со стороны экипажа ВС № 98102. Бланки расшифровки самописцев КЗ-63, МСРП-12-96, а также выписка радиообмена прилагаются".

И далее следуют подписи членов комиссии: А. Гоя, В. Петровского, А. Карнаухова, А. Качкаева и В. Бавыкина.

Вынужденное выключение двигателя в полёте, как, наверное, уже догадался просвещённый читатель, относится к особым явлениям, потенциально угрожающим безопасности полёта. Что же произошло в тот мартовский далеко не пасмурный день на борту этого аэроплана?

В 8.00 по Гринвичу с бетонной ВПП военного аэродрома Варфоломеевка взлетел самолёт Ан-12 № 98102, принадлежащий Арсеньевской авиакомпании "Прогресс". Командир экипажа пилот-инструктор Валерий Коваленко находился в правом пилотском кресле, слева — Александр Сезик, КВС-стажер, пилотировавший машину. После взлёта экипаж приступил к набору заданного эшелона — 7 500 метров, предварительно взяв курс на Хабаровск. Цель полёта — доставка груза в Красноярск. Штурман Виктор Селюк, бортмеханик Анатолий Каменев, проверяющий — старший бортмеханик Михаил Терешко, бортрадист Юра Кашпур, бывшие в составе экипажа, привычно занимались каждый своим делом — за длительное время совместных полётов технология лётной работы ими была отработана в совершенстве. Кроме лётного экипажа, на борту находились авиатехники В. Думбровский, В. Жуков, В. Попов и четыре служебных пассажира со своим грузом. До набора заданного эшелона оставалось немногим более 500 метров, когда Анатолий Каменев заметил по прибору довольно энергичное убывание масла из системы 4-го двигателя, на что тут же обратил внимание командира. Осмотрев правое полукрыло, Коваленко увидел на 4-м двигателе темноватые, прижатые потоком воздуха, глянцевые потёки масла, идущие от маслорадиатора к выходному соплу. В энергичном темпе (иначе не скажешь) оценив обстановку, командиры принимают решение выключить аварийный двигатель и возвратиться на базу. В это время срабатывает визуальный сигнализатор "критический остаток масла", что означает: остаток масла в системе очень мал, но его пока достаточно для флюгирования воздушного винта, что является непременным условием безопасного выключения двигателя.

Что происходило дальше на борту аэроплана Ан-12 № 98102, предлагаю читателю узнать из выписки ведения радиосвязи и переговоров экипажа, которую я по счастливой случайности нашёл среди мусора в заброшенном здании бывшего штаба. В скобках даю свои комментарии.

14.03.94 г. 08.19. по Гринвичу

КВС: Дальнереченск, 98102, у нас аварийная обстановка. Мы будем выключать правый двигатель, четвёртый. Возвращаемся на точку.
ДИСПЕТЧЕР: Понял. Ваша высота?
КВС: 6 900. Снижаемся до 6 600. Разворот левым или правым, как нам удобнее будет.
ДИСПЕТЧЕР: 102, разворот по вашему усмотрению, 6 600.
КВС: Понял, 102. Круто правым, давай правым, потом выключим.
ШТУРМАН: А что с движком?


КВС: Убывает масло.
Б/РАДИСТ: Стоит 124 (частота р/станции).
ШТУРМАН: "Тройка", "Тройка" (позывной аэродрома). 102.
ДИСПЕТЧЕР: 102, а двигатель будете выключать по какой причине?
КВС: Масло убывает.
КВС-СТАЖ.: Курс какой?
ШТУРМАН: Курс 220°.
КВС: В любом случае садиться будем на "Тройке".
Б/МЕХАНИК: Масла мало осталось, на флюгирование (уже очень опасно!).

08.21. по Гринвичу

КВС: Приготовиться к выключению 4-го двигателя. Давайте  быстрее!
Б/МЕХАНИК: Убирай отбор! Генераторы выключили?
КВС: Да, да, генераторы выключаем.
Б/РАДИСТ: Выключены!
Б/МЕХАНИК: К выключению 4-го готов! (Члены экипажа доложили готовность.)
КВС: Кафеэлкой, Толя! (КВС напоминает: флюгирование производить вручную кнопкой КФЛ.)
КВС: Чуть левый крен, нормально будет. Отбор я закрыл.
Б/МЕХАНИК: Пошла раскрутка. Продублируем гидроостановом  (вероятно, винт вошёл во флюгер не полностью, что чревато дальнейшим развитием аварийной ситуации,
и б/механик пытается дожать лопасти винта с помощью гидравлики). Сейчас посмотрим, позже доложу.
КВС: По скорости будем смотреть.
ШТУРМАН: Курс 230°.
КВС-СТАЖЁР: Хорошо, выхожу на 230°, беру вправо.
ШТУРМАН: Привод работает, 113 километров. Снижаемся до 1 500?
КВС: Да, до 2 100, 1 500, высоты круга, а чего будем болтаться, будем садиться. Всё спокойно, всё нормально пока, не волнуйтесь.
ШТУРМАН: А чего волноваться? (Диалог — как мера незначительной психологической разрядки в условиях стрессовой ситуации.)
(Переговоры экипажа в процессе снижения опускаю.)
КВС: Работаем с "Тройкой", снижаемся до 2 400.
ШТУРМАН: Снижение по 8 метров.
КВС-СТАЖЁР: Понял, по 8 метров.
ШТУРМАН: Удаление 85 километров.
КВС: Готовимся к посадке. Чтобы у тебя были тормоза, ты пилотируешь, остальное всё я делаю сам.
КВС-СТАЖЁР: Понял, пилотирую.
(Переговоры экипажа в процессе снижения опускаю.)
КВС: 1 500 занял, прошу 1 000 в район 4-го.
ДИСП. КДП: 102, 1 000 в район 4-го.
КВС: Понял, разрешили.
Штурман: Удаление 31, курс 230°.
КВС-СТАЖЁР: Понял.
ШТУРМАН: Удаление 25, скорость, на курсе.
КВС-СТАЖЁР: Шасси выпустить.
Б/МЕХАНИК: Выпускаю.
ДИСП. КДП: 102, удаление 18, на курсе.
КВС: 102, полосу наблюдаю.
КВС-СТАЖЁР: Закрылки 15°.
Б/МЕХАНИК: Закрылки 15°.
ШТУРМАН: Курс 240°.
КВС-СТАЖЁР: 240°.
ШТУРМАН: Снижаемся по глиссаде.
КВС-СТАЖЁР: Закрылки 25°.
Б/МЕХАНИК: Закрылки 25°.
КВС-СТАЖЁР: Фары выпустить.
Б/МЕХАНИК: Закрылки 25° выпущены, фары выпущены.
(Переговоры экипажа на этапе предпосадочного снижения опускаю.)
ДИСП. КДП: 102, удаление 10, высоту для контроля.
КВС: 102, высота 500, вошёл в глиссаду, шасси выпущены, к посадке готов.
ДИСП. КДП: Посадка дополнительно.
КВС: Дополнительно, 102.
ШТУРМАН: Вертикальная 4 метра, удаление 8.
ДИСПЕТЧЕР: 102, на курсе, на глиссаде, шасси, механизация?
КВС: Шасси, закрылки выпущены, к посадке готов.
ДИСП. КДП: 102, посадка, у земли тихо.
КВС: 102, понял, разрешили.
ШТУРМАН: На курсе, подходим к дальнему. Оценка?
КВС: По приборам (контроль полёта осуществляется по приборам).
Штурман: Решение?
КВС: Садимся (из двух вариантов принятия решения: посадка или уход на второй круг квс выбирает первый).
Штурман: Скорость 260, удаление 2.
КВС: Посадку, Саша, смотри по центру.
КВС-СТАЖЁР: Хорошо.
ШТУРМАН: Ближний проходим.
Б/МЕХАНИК: По РВ (по радиовысотомеру) 60.
ШТУРМАН: 500 до полосы.
КВС: Нормально.
Б/МЕХАНИК: 15… 10… 5 метров.
ШТУРМАН: Торец, 250 (скорость).
КВС: Ноль (обороты двигателей убраны полностью), тормоза держи, плавненько с упора внутренние (винты внутренних двигателей снимаются с упора для торможения).
Б/МЕХАНИК: Внутренние сняты с упора.
КВС: С упора внешний.
Б/МЕХАНИК: Внешний снят (винт внешнего двигателя, противоположного отказавшему, снят с упора, что неизбежно нарушает симметричное воздействие сил на самолёт во время пробега).
КВС: Держим, держим, Саша (самолёт начинает уклонятся), не в ту сторону, в обратную. Во-во, отлично. Посадка, 102-й.
ДИСП. КДП: Принял.

Посадка в 08.40. по Гринвичу

К этой записи трудно что-либо добавить. Если вы, уважаемый читатель, хотя бы отдалённо почувствовали специфику технологии работы экипажа в воздухе с её особой характерной чёткостью, значит, я не зря занимался обработкой этого материала.
Хорошо освоенный, относительно надёжный Ан-12, как показало время, был у нас в стране, да и во многих странах мира самой востребованной "рабочей лошадкой" для воздушных перевозок. И хотя на смену этой машине давно уже пришёл более совершенный Ил-76, легендарные "Антоны" во многих частях света по прежнему продолжают оставаться на воздушных трассах пятого океана.

 
По теме
Астрологический прогноз для всех знаков Зодиака на четверг, 28 марта, сообщает otvprim.ru Первая половина дня может принести необычные события и вряд ли обойдется без сильных переживаний.
фото: Александр Евшин / KONKURENT.RU |  Письма несчастья. Центробанк предупредил всех, кто получил такие налоговые уведомления - Деловой еженедельник Конкурент фото: Александр Евшин / KONKURENT.RU Мошенники придумали новую схему обмана, в которой выдают себя за сотрудников налоговой службы и требуют предоставить декларацию на доходы.
Деловой еженедельник Конкурент
Оператор системы 112 Елена Голикова принимает сообщения для пожарных, полиции и «скорой» - Газета Вести Лишь четверть звонков, поступающих в течение одного месяца по номеру вызова экстренных служб «112», касаются непосредственно работы полиции, пожарной охраны или скорой помощи.
Газета Вести
ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
Газета Вести
Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
МЧС по Приморскому краю
390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
Primorye24.Ru
«Открылся бал. Кружась, летели четы младые за четой, одежды роскошью блестели, а лица – свежей красотой» - Газета Вести Шуршат пышные платья, барышни с волнением поправляют цветы и ленточки в прическах, ажурные и атласные перчатки, решительно или робко берут под руку элегантных кавалеров.
Газета Вести