Налогоплательщики не должны отвечать за действия своих недобросовестных контрагентов, если обязательства по сделке реально исполнены. Это основная тема письма ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ , в котором налоговым органам поручено исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок.
В письме отмечается, что для доказывания необоснованной налоговой выгоды необходимо подтверждать факты согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов, а также нереальности операций по поставке товаров (работ, услуг). При этом чтобы установить факт, что контрагент не подписывал документ, недостаточно допроса и почерковедческой экспертизы.
Также в письме указано, что при отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов налоговый орган обязан доказать, что налогоплательщик при выборе контрагента действовал недобросовестно, а контрагент не выполнил хозяйственную операцию.
Письмом ФНС России особо отмечено, что недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев сама по себе не может возлагать на налогоплательщика негативные последствия. Данный подход подтверждается судебно-арбитражной практикой, например, пунктом 31 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2017), утверждённого Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.02.2017, а также Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 и № 305-КГ16-14921 по делу № А40-120736/2015.
В письме даны рекомендации по оценке принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента, которые будут полезны не только налоговым органам, но и налогоплательщикам.
Так, налоговые органы должны исследовать – отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота, как производилась оценка условий сделки, риска неисполнения обязательств, деловой репутации контрагента, наличия у него производственных мощностей, персонала и т.п.
Внимание будет обращаться на такие обстоятельства, как отсутствие личных контактов с контрагентом, документального подтверждения полномочий контрагента, рекламы контрагента в СМИ, информации о контрагенте в интернете.
В связи с этим у налогоплательщиков при проверке будут запрашиваться документы, подтверждающие действия при выборе контрагента (источники информации о контрагенте, результаты поиска контрагента, а также мониторинга рынка, деловая переписка).