Источник изображения: Pixabay Читайте также:
Какие проблемы могут возникнуть при работе с детьми, почему важно «ставить родителей на место» и на что готовы взрослые ради успехов ребенка, корреспонденту DEITA.RU рассказала спортивный тренер из Владивостока.
С 2014 года Марина, получив образование на физическом факультете, работает тренером по спортивной гимнастике в элитной владивостокской школе. Пять дней в неделю она тренирует несколько групп девочек в возрасте от 5 до 16 лет. При этом детей в группы тренер набирает сама.
Родители имеют свойства лезть не в мою сферу деятельности
Когда я только начала тренировать детей, думала, что и с их родителями нужно общаться близко и пытаться выстроить очень хорошие отношения, отвечая на все их вопросы и прочее. Родители всегда дотошные. Они считают, что если они платят деньги, то ты им по гроб жизни обязан. А по факту – это они к тебе пришли в гости, чтобы ты их ребенка чему-то научил. Меня очень часто спрашивают про какие-то организаторские моменты, про деньги на тренировки и еще 20 вопросов, в которых я точно не участвую — для этого есть администрация школы. Ко мне нужно обращаться только по поводу тренировок, способностей ребенка в данном виде спорта, по поводу соревнований – по поводу всех тренерских моментов, за что я отвечаю. Да, родители имеют свойства лезть не в мою сферу деятельности. Если ты общаешься с ними слишком близко, они могут постепенно переходить на неформальное общение, делать тебе какие-то замечания. Но ведь они не преподают детям этот предмет, не проходили соответствующие мастер-классы и курсы — они не знают спорт изнутри. Я же не бухгалтер, поэтому не лезу в это - то же самое и здесь.
Один из отцов начал кричать на меня при всех
Однажды у нас проходили сборы в соседнем городе. Это были мои первые сборы, поэтому я очень сильно нервничала. На мне была организация жилья для детей. Мы забронировали недорогой хостел и, когда начали заселяться, родители, видимо, ввиду своей статусности, кинулись выбирать лучшие комнаты для своих детей, хотя изначально организаторами было сказано, что тренер решает, в какой комнате будет жить каждый ребенок. Увидев такое самоуправство, я попросила детей занять комнаты, определенные мной. И в этот момент один из отцов начал кричать на меня при всех — это было ужасно. Дети к тебе обращаются по имени и отчеству, а тут на тебя орут и выставляют не в лучшем свете. Ему не понравилась организация, что его дочери досталась не лучшая комната. Плохая организация в том, что он платит мне деньги, а я не могла организовать поездку на высшем уровне. Тогда я очень расстроилась. Думала, что да, я так все плохо устроила. Но теперь понимаю, что он не прав на 100 %. Сейчас бы я ему, грубо говоря, заткнула рот. Со временем я стала общаться с такими родителями по-другому. Если родитель мне изначально кажется стервозным, я просто не беру этого ребенка, пусть он и талантлив, потому что родитель – это очень, очень важно. Да, ребенок может быть талантливым, но, если родитель невыносимый, то лучше не связываться - себе дороже.
Работать сложнее с мамами
Несколько раз в год мы проводим собрания с родителями каждой группы. Но в основном с ними я общаюсь посредством мессенджеров. Всегда пишу конкретно и достаточно много, чтобы человек понял, что я хочу сказать. Если я не могу это прописать, говорю в голосовом сообщении – человек получает информацию в полной мере. Работать сложнее, конечно, с мамами. В большинстве случаев папы не доставляют проблем. Они тихие и спокойные, у них вообще нет вопросов. Раз в год что-нибудь зададут и то случайно. Чаще всего мамы приходят, пишут, звонят и переспрашивают по 10 раз. Со стороны мам были претензии, что я очень строга с детьми. Слишком мягкая – тоже плохо. Но, конечно, убирая все нюансы, первично то – как ты тренируешь, все остальное – вторично.
Не беру всех и говорю об этом
Без изначальных задатков у ребенка невозможно развить что-то прям крутое, однако средний уровень возможен, конечно. У нас не такой жесткий отбор, но есть определенные минимальные условия: критерии, которые по которым должен подойти ребенок. Если я не беру ребенка, то объясняю, почему. У меня, например, девочка приходила, она была слишком невнимательной и с отсутствием координации. Я понимала, что ей не справиться, поэтому так и сказала ее маме, что, к сожалению, ребенок пока не справляется, лучше приходить в сентябре. Если и в сентябре ребенок не сможет выполнить, скажу им, что это именно в данном виде спорта ему будет тяжело, стоит пробовать другое. Нельзя говорить, что ребенок никакой, но и заставлять его трудиться над тем, что ему не по силам - глупо. Тем не менее именно так поступают некоторые родители.
5 советов, которые могут помочь молодому тренеру:
Саша Зайцева