Специалисты «Социального патруля» рассказали о принципах работы с «проблемными» семьями

«МК во Владивостоке» продолжает цикл социально значимых публикаций в рамках проекта «Каждому ребенку нужна семья!».

Эту статью мы решили вновь посвятить работе службы экстренной семейной помощи «Социальный патруль», чтобы жители Приморья знали о людях, которые стоят на страже семейного благополучия и готовы выехать на помощь после первого же звонка на горячую линию.

Деятельность службы экстренной помощи «Социальный патруль» для несовершеннолетних и членов их семей, пострадавших от физического или психического насилия, началась в 2015 году по инициативе департамента труда и социального развития Приморского края в рамках региональной программы «Детство – территория добра». «Социальный патруль» в регионе базируется на пяти социально-реабилитационных центрах: владивостокском «Парусе надежды», арсеньевской «Ласточке», лесозаводской «Жемчужинке», а также Спасском и Уссурийском социально-реабилитационных центрах.

Заведующая отделением помощи семьям и детям «Семь-Я» КГБУСО «СРЦН «Парус надежды» Яна Свистунова рассказала корр. «МК во Владивостоке» о результатах работы «Социального патруля» за первое полугодие 2016 года.

– Цель службы не изменилась – мы по-прежнему своевременно реагируем на случаи насилия в семье, оказываем экстренную помощь несовершеннолетним, пострадавшим от физического или психического насилия. У нашего отделения есть отдельная горячая линия по номеру 8 (423) 2-902-011, на которую могут обратиться все желающие в любое время дня и ночи.

Специалисты службы тесно взаимодействуют с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений, также у нас есть волонтеры и дружественные общественные организации, которые активно помогают нам бороться с семейным неблагополучием в Приморье. Поэтому если оператору поступает экстренный звонок, то этот сигнал мгновенно передается в службу, и наша бригада срочно выезжает на указанное место вместе с представителями субъектов профилактики.

Вы можете позвонить в службу и оставить анонимное сообщение, например, о том, что вы регулярно слышите громкий плач ребенка и крики взрослых, видите соседского ребенка, одетого не по сезону, со следами побоев и т. п. Даже если вы представитесь вымышленным именем, наши специалисты все равно зафиксируют вашу заявку и как можно скорее отправят бригаду «Социального патруля» по указанному адресу.

Но помимо экстренных случаев специалисты службы проводят плановые обследования семей, находящихся в социально опасном положении. «Социальный патруль» не имеет права изымать ребенка даже из крайне неблагополучной среды, поэтому если во время планового выезда случается что-то из ряда вон выходящее и тревожное, то мы в экстренном порядке передаем эту информацию в вышестоящие органы. Если факт семейного насилия подтверждается и выявляется социально опасная ситуация для жизни и здоровья ребенка, пострадавшие могут быть направлены в службу социальной помощи гражданам, которая функционирует на базе отделения круглосуточного приема временного содержания и перевозки несовершеннолетних «Парус надежды».

Сообщения о фактах насилия и жестокого обращения в приморских семьях могут поступать в службу не только через телефонный звонок – пострадавшие и просто неравнодушные люди могут лично обратиться в отделение помощи семьям и детям «Паруса надежды» и рассказать о случившемся. Мы рассматриваем абсолютно все заявки и в обязательном порядке выезжаем на проверку, - рассказала Яна Николаевна.

Она отметила, что специалисты «Социального патруля» перед каждым выездом надеются, что факт жестокого обращения или насилия не будет подтвержден.

– Как правило, заявленные факты жестокого обращения в семьях не подтверждаются. Конечно же, эта замечательная тенденция не может не радовать сотрудников «Социального патруля», но, с другой стороны, мы все понимаем, что случаи бытового насилия в семьях совершаются часто, просто не получаем сообщения об этом. Бывает, когда враждебно настроенные соседи обращаются к нам только для того, чтобы насолить конкретной семье, нередки звонки от граждан преклонного возраста, связанные с вопросами воспитания. Однажды на горячую линию позвонила бабушка, которой казалось, что молодые родители неправильно воспитывают своих детей. Мы зафиксировали заявку, приехали в квартиру, и оказалось, что родители живут в мире и согласии со своими детьми, а одинокая соседка регулярно вмешивается в их жизнь и «достает» своими старомодными советами и нравоучениями. Психолог и социальный педагог провели профилактическую беседу со взрослыми, и наша бригада с легким сердцем отправилась на следующий вызов.

Но ведь в этот момент мы могли оказать реальную помощь проблемной семье, которая, возможно, жила в этом же подъезде, но просто не знала, что существует такая служба. Граждане почти ничего знают о нас, поэтому множество негативных случаев так и остаются вне нашего ведения. Также есть люди, которые знают номер телефона службы, но боятся позвонить и рассказать нам о проблеме. Мне понятен этот страх, ведь зачастую факты жестокого обращения фиксируются в проблемных, неблагополучных семьях, где родители часто отягощены зависимостями. Соседи просто переживают за свою безопасность и замалчивают информацию.

Именно поэтому я хочу еще раз отметить, что при обращении в службу «Социальный патруль» гражданам необязательно представляться своим реальным именем или даже оставлять реальный номер телефона для возможной обратной связи. Возможно, рядом с вами – на одной лестничной клетке, в соседнем подъезде, в доме напротив – живут семьи, где дети страдают от побоев и издевательств, за которыми нет должного ухода, отсутствует воспитание, родители «на грани».

Позвоните и сообщите нам об этом. Ваше обращение останется тайным, а неблагополучная семья получит шанс реабилитироваться и начать жизнь с чистого листа.

Сами родители тоже могут беспрепятственно обращаться в нашу службу. Повторюсь, у нас нет цели во что бы то ни стало изъять ребенка из семьи. Совсем наоборот - «Социальный патруль» выступает за сохранение семейного единства. Даже если ситуация носит экстренный характер и нахождение в ней ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья, мы будем работать с родителями и делать все возможное, чтобы семья сохранилась, - отметила заведующая отделением «Семь-Я».

По словам Яны Николаевны, у специалистов «Социального патруля» нет предвзятого отношения к оступившимся взрослым.

– Существует одно негласное правило: если даже самый маргинальный гражданин обратится за помощью, то можно быть уверенным, что он ее получит. Каждый человек может обратиться в отделение, невзирая на вероисповедание, национальность, социальный статус и прочие составляющие. Мы ко всем относимся толерантно и оказываем квалифицированную, профессиональную помощь.

Проблемные семьи крайне тяжело замотивировать на очную консультацию, поэтому мы выезжаем к ним на дом, и работа происходит в семье, в привычной для них атмосфере. На приглашения в отделение семьи реагируют далеко не сразу. Может пройти неделя, месяц, полгода, прежде чем родители с детьми появятся у нас на пороге. Но, если честно, мы не надеемся на быстрый результат. Специалисты будут до победного менять тактики, методы и подходы к людям, чтобы через годы увидеть, как конкретная семья меняется в лучшую сторону и выходит из кризисного состояния, - обозначила Яна Свистунова.

Социальный педагог службы «Социальный патруль» Надежда Борисова не первый год помогает попавшим в трудную жизненную ситуацию семьям найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. Надежда Анатольевна рассказала корр. «МК во Владивостоке» о нескольких случаях, когда специалисты «патруля» оказали реальную помощь нуждающимся приморцам.

– Позвонили жители многоквартирного дома во Владивостоке и сообщили, что несовершеннолетний без определенного места жительства  уже вторые сутки ночует под лестничной площадкой их дома. Мы выехали, факт подтвердился. Оказалось, что мальчишка убежал из дома в Надеждинском районе после конфликта с родителями.  В это время обеспокоенные мама и папа ребенка подняли на уши весь район и даже оставили заявление в полиции, но расследование не понадобилось – благодаря реакции неравнодушных горожан мальчик благополучно вернулся в семью меньше чем через три дня после пропажи. Семейная обстановка оказалась вполне благополучной, а конфликт произошел вследствие юношеского максимализма ребенка – родители что-то запретили, а мальчик запротестовал и ушел из дома.

К нам поступают и менее невинные сообщения. В одной семье сильно поругались родители, отец ушел в длительный рейс, а женщина начала заливать свои переживания алкоголем. Соседи были очень обеспокоены этой ситуацией и позвонили нам. Я дважды ездила с бригадой «Социального патруля» в эту квартиру, и в конечном итоге нам удалось наладить контакт с женщиной. После «домашней» консультации мама сама пришла к нам в отделение и попросила о помощи. Сейчас в этой семье все хорошо. Повезло, что нам удалось устранить проблему до того, как случилось что-то страшное. Позже на горячую линию позвонил вернувшийся из рейса отец семейства и от души поблагодарил «Социальный патруль» за своевременное реагирование.

Я уже давно работаю в социальной сфере и точно знаю, что такие службы очень нужны нашему обществу. Люди часто замалчивают свои проблемы, а потом не могут самостоятельно выкарабкаться из них. Я очень рада, что сейчас все больше граждан обращают внимание на странности поведения в семьях и зовут специальные службы на подмогу, - рассказала Надежда Борисова.

После каждого выезда в семьи специалисты «Социального патруля» приглашают взрослых и детей на бесплатные консультации психолога, логопеда, социального педагога, специалиста по работе с семьей, дефектолога и других специалистов, к которым можно записаться по телефону: 8 (423) 2-49-73-27.

Также взрослые могут обратиться за помощью к специалистам дистанционно. Общероссийский номер 8-800-2000-122 позиционируется как телефон доверия для  детей, подростков и их родителей, а городской – 8 (423) 2-49-72-68 – как телефон психологической  помощи для взрослых. Получить квалифицированную психологическую помощь специалиста по данным номерам можно круглосуточно, анонимно и бесплатно.

 
По теме
Оператор системы 112 Елена Голикова принимает сообщения для пожарных, полиции и «скорой» - Газета Вести Лишь четверть звонков, поступающих в течение одного месяца по номеру вызова экстренных служб «112», касаются непосредственно работы полиции, пожарной охраны или скорой помощи.
Газета Вести
ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
Газета Вести
Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
МЧС по Приморскому краю
390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
Primorye24.Ru
«Открылся бал. Кружась, летели четы младые за четой, одежды роскошью блестели, а лица – свежей красотой» - Газета Вести Шуршат пышные платья, барышни с волнением поправляют цветы и ленточки в прическах, ажурные и атласные перчатки, решительно или робко берут под руку элегантных кавалеров.
Газета Вести