Во всех крупных и гостеприимных городах мира в общественных местах можно найти информационные стойки или людей с эмблемой i, где любой турист может узнать все, что ему нужно. В России организации, занимающиеся подобным сопровождением, называются Туристско-информационными центрами (ТИЦ).
Иностранных гостей встречают стойки ТИЦ, где можно найти путвеводители и карты по краю и городу. Фото: Александр ПотоцкийИх наличие можно считать одним из индикаторов развития туризма в регионе.
В Приморье ТИЦ был основан в 2014 году по инициативе губернатора края в рамках краевой госпрограммы «Развитие туризма в Приморском крае» и недавно отметил трехлетнюю годовщину плодотворной работы. Гость города или края может найти отделения в центре Владивостока в отеле «Хендэ» и на площади, в аэропорту Кневичи и в Находке. Но на прямом взаимодействии с туристами работа специалистов ТИЦ не заканчивается: они разрабатывают путеводители и карты, организуют конкурсы и туристические проекты, совместно с турфирмами разрабатывают новые маршруты, представляют Приморье на международных выставках туристических услуг, продвигают в социальных сетях. Благодаря ТИЦ Приморье первым обратило внимание туристов на бренд «Восточное кольцо России» и взяло на себя роль ведущего региона, с которого можно начать знакомство с Дальним Востоком.
Разные туристы – разные потребности
Рост турпотока, увеличение заходов круизных лайнеров, улучшение комфортного пребывания туристов, навигация и другие успехи и нововведения в туристической сфере Приморья, которые можно наблюдать, так или иначе касаются приморского ТИЦ, поскольку развитие туризма в крае – это результат коллективной работы. К настоящему времени ТИЦ Приморья посетили почти 163 тысячи человек. Подавляющее большинство из них – 80% - это иностранцы. Изменилось не только количество туристов, посещающих Приморье, но и их качество. Кроме гостей, приезжающих в составе туристических групп, к нам все чаще стали приезжать индивидуальные туристы и туристы-блогеры. А уже если оправдать ожидания последних, то они сами сработают лучше всякой рекламы.
– Туристы из стран АТР и Европы сильно отличаются. Европейцы, например, привыкли к тому, что у них есть такие туристско-информационные центры. Ко мне часто подходят люди, которые говорят, что работают в таком же месте, только где-нибудь во Франции или в Италии, - рассказала сотрудница ТИЦ Виктория Дмитриева, которая встречает гостей на площади Владивостока. – Они просят в основном карты города и спрашивают про природу - как мы разводим тигров, можно ли пожать лапу леопарду, где найти медведя, чтобы с ним сфотографироваться, как долго добираться до водопадов. Очень много вопросов задают про Транссибирскую магистраль и каково это – жить на краю света. Туристы же из стран АТР не привыкли расспрашивать, им кажется, что нужно быстро взять карту и убежать. Но если они понимают, что человек хоть немного владеет их языком и с ним можно хотя бы чуть-чуть пообщаться, они начинают интересоваться особенностями быта и культуры, политикой, ситуацией с жильем. Часто спрашивают про туризм – сколько туристов к нам приезжает и что мы для этого делаем.
В отличие от азиатских туристов, которые приезжают, как правило, в составе туристических групп, европейцы, путешествующие самостоятельно, обращаются в ТИЦ за более подробной информацией. Нередко такой турист, имея 2-3 дня, хочет успеть все – от посещения музея до сафари-парка. Да и интерес, по словам сотрудников ТИЦ, у них не ограничивается традиционной культурной программой, а простирается и на ночные заведения. Задача специалистов – постараться удовлетворить все запросы туристов и суметь предложить именно то, что их заинтересует.
Опыт коллег и собственные разработки
Главная цель ТИЦ, которая следует из самого названия организации, - это формирование комфортной информационной среды для всех участников туристического рынка. С прошлого года во Владивостоке стали появляться первые навигационные знаки для туристов, указывающие на ключевые владивостокские достопримечательности, остановки туристских автобусов и расположение ТИЦ. Коричневый цвет, символ объекта, надпись на двух языках – все соответствует нормам и рекомендациям Министерства культуры РФ. В этом году ТИЦ совместно с администрацией города разработал карты со схемами движения маршрутов общественного транспорта и расположением туристических объектов на английском языке, чтобы гости столицы Приморья могли без затруднений самостоятельно добраться до острова Русского, Приморской сцены Мариинского театра, фуникулера, музеев и других местных достопримечательностей.
Фото: Семен Апасов Помогают туристам не заблудиться специальные карты и путеводители. Приморский ТИЦ к созданию таких материалов подошел творчески – они яркие, красивые, с долей интерактивности и сделаны так, чтобы любому гостю было не только приятно и удобно держать их в руках, но и хотелось забрать с собой на память. Например, путеводитель «Паспорт Приморья». Это небольшая красная книжечка размером с обычный паспорт, в которой содержится краткая информация о Приморье и Владивостоке – местные достопримечательности, развлечения, кухня, карта и интересные факты.
- При создании информационных материалов мы используем инструменты из мировой практики, смотрим, например, как Южная Корея оформляет свои предложения для японских и китайских туристов. Из раздаточных материалов других стран позаимствовали хештеги и QR-коды, которые очень удобны как маркер для распознания информации. Обозначили на картах селфи-зоны, зная, что многим это сегодня интересно, особенно туристам из азиатских стран, - рассказала руководитель ТИЦ Приморья Дарья Гусева.
Туристы, которые обращаются в ТИЦ, очень полюбили «тигриный квест» - на карте, кроме стандартного маршрута, прорисованы линии, по которым можно найти в городе скульптуры и изображения хозяина Уссурийской тайги. Благодаря этому квесту приморский ТИЦ занял первое место за лучший путеводитель, а гости рады, что специально для них разработали увлекательную игру.
- Мы обращаем внимание на то, как и что делают наши коллеги, но не копируем их идеи, а берем за основу концептуальную часть работы и создаем свой продукт. Специально для азиатских туристов мы разработали буклет «888». Это число символизирует удачу, а за основу взяты 8 суток, в течение которых турист может пребывать в Приморье по упрощенной визе в рамках свободного порта Владивосток, - отметила руководитель ТИЦ.
Маршруты буклета «888», кстати, включают в себя и соседние регионы. Приморский ТИЦ пока единственный, у которого есть путеводитель по турпродуктам бренда «Восточное кольцо России». Будь то путеводитель или экскурсионный маршрут, к его разработке специалисты подходят со всей ответственностью: туристы получат только достоверную информацию. Поэтому ТИЦ тесно сотрудничает с краеведами, историками и музеями.
Помимо информационных материалов, ТИЦ принадлежат идеи создания различной сувенирной продукции, олицетворяющей особенности нашего региона, – мыло в форме лапы леопарда, блокноты, 3D-открытки, часы «Время отдыхать в Приморье», мозаика с изображением фауны, которая, кстати, запатентована. Более того, вся эта продукция произведена в Приморье.
Эксклюзивные предложения
– Продвигая Приморье, мы работаем не только над увеличением количества достопримечательностей, которые можно предложить, но и над эксклюзивностью представленных нами предложений. За счет этого мы привлекаем не только средний класс туристов, но и избирательных путешественников, блогеров, которые стремятся изучить Приморский край. Мы позиционируем его как место для съемок развлекательных и познавательных передач и художественных фильмов. К нам стали приезжать азиатские киностудии, которые снимают здесь шоу и телепередачи, - продолжает Дарья Гусева.
В июне Приморье посетила съемочная группа National Geographic Traveler, работавшая над фильмами о разных регионах страны. Съемки проходили в самой живописной части края – в Хасанском районе, журналисты остались в восторге от увиденного. Приморье в последнее время часто посещают представители различных туристических каналов, таких как «Моя планета» и южнокорейское телевидение KBS. Выбор того, что попадает в объективы их камер, помогают сделать специалисты ТИЦ, которые составляют программу пребывания съемочной группы в Приморье.
В 2015 году в крае стартовал проект «Семь чудес». Участники автопробега посетили 16 муниципалитетов края, снимали фото и видео и изучали объекты, которые могут быть интересны туристам. Все отснятые материалы затем были использованы в фотоальбомах, видеороликах, путеводителях, а также опубликованы на различных порталах и в мобильных приложениях о туризме, таких как Visit-Russia, Russia.Travel, TopTripTip.
– Сегодня туризм выходит на новый уровень благодаря нестандартным решениям. Если раньше упор делался на экологию, соблюдение строгих стандартов, то сейчас - на самобытность Приморского края. Активно развивается бренд дальневосточной кухни, успешный проект «Семь чудес» направлен на то, чтобы найти уникальные места, которые есть только в Приморье, и многое другое, - отмечает руководитель ТИЦ.
Представляя на международных выставках Приморский край, специалисты ТИЦ рассказывают о всех возможностях туризма в регионе с учетом последних тенденций. Например, помимо классических маршрутов по городу или природным достопримечательностям это активно развивающаяся «морская индустрия». С популяризацией SUP-серфинга местный туристический рынок теперь может предложить прогулки по морю. Зная о существовании отдельного сегмента туристов, которые путешествуют ради посещения объектов ЮНЕСКО, в своих презентациях ТИЦ делает акцент на Центральном Сихотэ-Алине и Владивостокской крепости.
Еще одно направление, над продвижением которого работают специалисты ТИЦ, - это событийный туризм. Ежегодно центр составляет событийный календарь, развернутый и краткий, в который включены самые яркие, самобытные и интересные мероприятия, фестивали и праздники, которые проходят в различных уголках края.
– ТИЦ продвигает уникальность Приморского края, - отмечает Дарья Гусева. – Уже сейчас мы отмечаем, что прибывает все больше индивидуальных туристов, которым после первого посещения объекта в составе группы захотелось вернуться и изучить Приморье самому.
Кстати. За три года ТИЦ Приморья раздал 398 479 экземпляров информационной полиграфии – карт, буклетов, путеводителей.