Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский в интервью РИА «Новости» рассказал, какие выгоды удалось извлечь Приморскому краю из прошедшего во Владивостоке саммита АТЭС-2012.
* * *
Вопрос: Что саммит АТЭС дал Приморью?
Владимир Миклушевский: За время подготовки к саммиту в Приморье было вложено порядка 680 млрд рублей инвестиций в инфраструктурные проекты. Таких инвестиций в край не было за всё советское время. Построен новый международный аэропорт, примерно 150 км новых дорог, в частности объездная дорога вокруг Владивостока, три уникальных моста, построены или достраиваются объекты культуры и спорта, например, театр оперы и балета, концертно-спортивный комплекс и две гостиницы.
Ну и, конечно, университет: 1 млн кв. м - новый город для студентов и преподавателей. Равного кампуса нет в стране, да и, я думаю, он один из лучших в мире и по качеству строений, и по месту: он находится в живописной бухте. Я видел много университетов, но нигде не видел университета, расположенного на берегу моря.
Во Владивостоке никогда не было очистных сооружений, всё выбрасывалось в Амурский залив. Такое часто бывает в приморских городах, к сожалению. Сейчас построены три блока очистных сооружений, которые полностью решили эту проблему.
Сделана «Пушкинская депрессия» (подземное водохранилище около Владивостока) - огромный дополнительный подземный источник, который решает все проблемы со снабжением города водой.
Вопрос: О каких проектах удалось договориться на самом саммите?
Владимир Миклушевский: Мы представили более 20 инвестиционных проектов, которые будут определять будущее Приморского края в ближайшие 5-10 лет. Они связаны с развитием туристической зоны, автомобильного кластера и другими направлениями. Сегодня у нас уже функционирует завод «Соллерс», и мы планируем его дальнейшее расширение, включая переход на полносборочное производство.
И туристическая зона, и автомобильное производство - мощные экономические мультипликаторы, которые позволяют развивать смежные отрасли экономики - производство материалов, различные сервисы и так далее.
Мы намерены развивать игорную зону и туристический кластер как крупный интегрированный курорт. Ориентируемся на 10 млн туристов в год. Для этого мы также должны увеличить мощности транспортной инфраструктуры. Задачу по прилёту в Приморье решили: я уже сказал о том, что построен новый международный аэропорт, новая взлётно-посадочная полоса. Сегодня мы можем принимать до 5 млн пассажиров в год. В перспективе возможно расширение терминала аэровокзала для обслуживания 20 млн пассажиров.
И здесь же мы можем решить проблему малой авиации, в которой одна из серьёзнейших проблем - маленький пассажиропоток. Это и невыгодные дотационные перевозки. А если же вы привозите 10 млн туристов в туристический кластер, в бухту Муравьиная, а потом часть из них, миллион, например, ещё поехала по краю посмотреть достопримечательности... Вот вам и загрузка малой авиации.
Проектов много, я перечисляю самые крупные. Например, газпромовский проект по созданию завода по производству сжиженного природного газа, проекты по нефтехимическому и газохимическому производству. Судостроение в Большом Камне - тоже один из крупнейших инвестпроектов, который сейчас реализуется совместно с корейцами.
Вопрос: Инфраструктура, построенная к саммиту, - это нагрузка на бюджет?
Владимир Миклушевский: Это неверная постановка вопроса. Если вы купили автомобиль для ведения бизнеса, а он у вас стоит в гараже и не ездит, то это - нагрузка на бюджет, а если вы зарабатываете с его помощью, то это - источник доходов.
Вопрос: Всё-таки доходы отложены во времени: пока игорная зона появится и так далее. А в первые годы? Справитесь?
Владимир Миклушевский: Одно из приоритетных направлений для меня - создание в Приморье административного оффшора, другими словами, снижение административных барьеров для ведения бизнеса. Социология показывает, что в Приморском крае доля людей, способных заниматься бизнесом, примерно в 2,5 раза выше, чем в среднем по России, и сопоставима с аналогичными показателями США. Для нас это - большое конкурентное преимущество.
Нашим людям, в общем-то, ничего не нужно, кроме как не мешать. Просто надо дать возможность быстро получить земельный участок, подключиться к сетям, быстро дать разрешение на строительство - дальше они сами всё сделают, и эффект будет очень быстрым. Не надо долгие годы ждать, малый и средний бизнес динамично развиваются, причём малый и средний бизнес - это фактор, напрямую влияющий на стабильность экономики региона.
Говоря про инфраструктуру, нужно понимать, что это удобство и для людей. Без людей невозможно реализовать никакой экономический проект. Решая задачи по созданию промышленных зон, туристических кластеров, мы должны в первую очередь создавать и благоприятную среду для жизни работающего человека и его семьи. И сверхзадача - развернуть миграционный поток в Приморье и на Дальний Восток. Здесь придётся решить множество вопросов: и стоимость жилья, и тарифы, и цены на продукты питания.
Вопрос: Когда Вы говорите о 10 млн туристов, рассчитываете в том числе и на зарубежных?
Владимир Миклушевский: Мы в основном рассчитываем на туристов из-за рубежа. Приморье занимает уникальное геополитическое положение - в часе лёта, в радиусе тысячи километров, живет более 400 млн человек. Ни один город в России таким положением похвастаться не может.
Мы рассчитываем прежде всего на северный Китай, потому что китайцы известны своей страстью к азартным играм. Рассчитываем и на корейцев, японцев.
Вопрос: По поводу занятости. Были сообщения, что часть тех, кто приехал поработать на стройку к саммиту АТЭС, останется. Вы подтверждаете? Это нужно региону?
Владимир Миклушевский: Нет, региону это не нужно, они должны вернуться на свою родину. Того же хочет и население. У приморцев по этому вопросу довольно чёткая позиция. Эта рабочая сила, как правило, не очень квалифицированная, объёма работ для них в Приморском крае нет.
У нас этот вопрос находится под жёстким контролем. Мы очень тесно координируем работу нашей администрации с миграционной службой. Я специально по этому поводу два месяца назад встречался с Ромодановским (глава ФМС Константин Ромодановский). Вице-губернатор края, который курирует силовой блок, разрабатывает планы мероприятий, с тем чтобы трудовые мигранты в соответствии с российским законодательством и строго в рамках установленных процедур вернулись на свою родину - туда, откуда они приехали.
Вопрос: Владимир Владимирович, а каким Вы видите Приморье, например, лет через семь-десять?
Владимир Миклушевский: Комфортным для жизни людей, открытым и благоприятным для ведения бизнеса, с сильной промышленной базой. Крупнейшим в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспортно-логистическим центром, научной столицей Дальнего Востока.