Пять лет пролетели как один день. И вот мы пятикурсники судоводительского факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского сдаем последние экзамены, и меньше месяца осталось до защиты дипломной работы.
Порой нахлынут воспоминания о том, как в первый раз приехали в Морской университет и удивлялись простору его территории, о том, как стояли на плацу в ожидании командира роты, чтобы узнать, где будем жить, как носить форму, что такое ротное помещение и как правильно заправлять кровать…
Но самый большой вклад в наши знания, конечно же, сделали дорогие преподаватели, без них мы никуда, низкий им поклон! Я – единственная девушка в роте, поэтому хочется сказать большое спасибо моим однокурсникам и одногруппникам, которые помогали мне все эти годы и поддерживали.
Но самые яркие воспоминания оставила плавательная практика курсантов, которая по-настоящему знакомила с будущей профессией. Очень запомнилась практика на паруснике «Надежда».
Плюс этой практике в том что, это общая практика. Вся рота в сборе, все друг другу помогают, отрабатываются все теоретические навыки, полученные в университете под наблюдением преподавателей. Учиться вместе всегда легче, чем одному. Если во время учебы в университете с кем-то из роты не общался и, даже не знал, как его зовут, то на общей практике узнал абсолютно всех из 100 человек по имени и фамилии, как это было в моем случае.
Эта практика на очень редком судне – паруснике, которых в России можно пересчитать по пальцам. Побывав на таком судне, видишь вживую всю романтику, о которой пишут в книгах, получаешь очень много эмоций, поднявшись впервые на самую высокую мачту, увидев, как поднимается парус, и на собственном опыте узнаешь, какой это тяжелый труд – брасопить реи и убирать паруса. Но зато такая практика дает тебе понять, как важна работа в команде – ведь это и есть один из важных навыков нашей профессии.
Недавно я вернулась с преддипломной практики на танкере компании SCF «Капитан Костичев». Эта практика была последним шагом к моей профессии, где можно было «поприставать» к вахтенным помощникам и узнать все мелочи штурманского дела, потрогать и потыкать все приборы, изучить все до мелочей.
Здесь у кадета уже требовались индивидуальные знания как теоретические, так и практические, полученные в университете. Очень повезло, что младшим помощником у нас на судне была наша выпускница, которая передала нам свой опыт, и мы изучили обязанности четвертого и третьего штурманов. Капитан относился к нам как к своим полноправным помощникам и был очень требовательным.
Мы учились командовать людьми во время швартовых операций, учили команды на руль, доклады при постановке и съемке судна с якоря, встречали и общались с лоцманом, принимали участие в международных проверках.
Боцман, рассказывал, как работают все механизмы на палубе. Но и спрос с нас был немалый. Старший помощник, кстати, выпускник нашего университета 13 роты, устраивал нам экзамены и спрашивал все основы судовождения, старался сделать из нас грамотных штурманов.
Большую благодарность хочется выразить штурманскому составу и палубной команде во главе с боцманом, которые были нам как семья всю практику и занимались с нами. Я и сейчас поддерживаю связь с экипажем этого судна, делюсь с ними своими впечатлениями, а они мне рассказывают про свои дела. Например, недавно на судне, которое стояло на якоре, была рыбалка, и экипаж поймал огромного краба.
В целом практика стала настоящей школой мастерства для выпускника судоводительского факультета. Надеюсь, что полученные знания пригодятся в будущей профессии.
Анастасия Швецова, курсант 5 курса СВФ