19 апреля заместители деканов, кураторы, воспитатели студенческих общежитий МГУ им. адм. Г.И. Невельского прослушали лекцию кандидата исторических наук, доцента кафедры истории, политологии и государственно-правовых дисциплин юридического факультета Е.Б. Марина.
Темой лекции докладчик выбрал актуальный вопрос, касающийся политической активности и отношению студентов и курсантов Морского университета к участию в протестных мероприятиях во Владивостоке и в Приморье.
Лекция была построена на конкретных данных, которые были получены в ходе изучения политической активности молодежи нашего вуза. Данные, полученные в результате исследования, заинтересовали участников мероприятия. Они позволили определить уровень ответственности за политику государства у студенческой молодежи, которые ответили на вопрос: «Как Вы думаете, кто несёт основную ответственность за политику государства и её соответствие интересам общества?». Оказалось, что среди курсантов абсолютное большинство склонны возлагать ответственность на государственную власть в целом, в основном на президента, а общество они практически исключают. У студентов доля ответственности, возлагаемой на общество больше – 14% и они также возлагают часть ответственность на парламент. Курсанты возлагают ответственность на личность, а не на коллективные институты власти, что может свидетельствовать об авторитарности сознания. Студенты более склонны распределять ответственность между институтами и ветвями власти. Однако ввиду небольшого объема выборки эти выводы предположительны.
Е.Б. Марин отметил незрелость политического сознания студенческой молодежи, хотя для нее есть возможность влиять на политику через избирательное право, право участия в партиях. Данные ответов показывают преобладание подданнического типа политической культуры у учащихся. Тогда как активные в политике молодые люди принимают ответственность за политику государства на себя.
На вопрос «Почему вы не принимаете более активного участия в общественной и политической жизни?» самое популярное объяснение особенно у студентов это уверенность в том, что их участие все равно ничего не изменит.
Одной из целей опроса было установление уровня протестных настроений молодежи. Был задан вопрос «Если в нашем городе или сельском районе состоятся массовые выступления против падения уровня жизни, в защиту своих прав, Вы лично примете в них участие или нет?» Половина опрошенных курсантов – 46% и 54% студентов ответили, что, скорее всего, приняли бы участие в массовых акциях протеста. Несколько меньшая часть респондентов – 41% курсантов и 29% студентов – скорее всего бы не приняли участие в массовых акциях протеста. Оказалось, что у студентов более высокий потенциал протеста, чем у курсантов. При всей пассивности студенческой молодежи, ситуация может кардинально поменяться, при экстремальной ситуации в жизни общества.
Интересными для участников были ответы, полученные в ходе тестирования курсантов и студентов, на вопросы о формах политического участия: участия в выборах в федеральных и региональных выборах; подписание коллективных обращений, петиций; участие в проведении избирательных кампаний; партиях и движениях, разрешенных демонстрациях и митингах и других массовых мероприятиях. Причем у 8% опрошенных уже есть опыт участия в несанкционированных акциях протеста, а 4% участвуют в них регулярно. Но особое внимание вызывает последний вариант ответа на вопрос о несанкционированных акциях: 15% намереваются участвовать в будущем. Это высокий показатель, как отметил докладчик, вполне соответствует данным первой анкеты, где значительная часть опрошенных выражала готовность участвовать в акциях протеста.
Подводя итог беседе, Е.Б. Марин отметил, что курсанты и студенты делятся на несколько групп. «Неактивные» – значительная часть опрошенных молодых людей, вообще не участвовала в политической активности. Таких около 30% от опрошенных. «Конформисты» – Вторая категория, ограничилась эпизодическим участием в выборах, общественных акциях или разговорах о политике. «Реформисты» – регулярные участники выборов (19%) и политических акций (3%). «Активисты» – участники партийной деятельности (хотя, скорее всего не члены партий). Таких немного, примерно 9%. Они и являются наиболее активным ядром студенческой молодежи. Эти люди склонны к постоянному участию и могут стать резервом формирования политической элиты общества. «Протестующие» – сторонники неконвенциональных форм участия. Примерно 8% принимали участие в несанкционированных акциях протеста.
Для привлечения студенческой молодежи в легальную политику парламентским политическим партиям, движениями, а также руководству высших учебных заведений города имеет смысл обратить больше внимания на работу со студенческой молодежью. Привлекать студентов к легитимной политической активности в партиях, проводить воспитательную работу с учащимися, привлекать их к общественным мероприятиям патриотического и социального характера.
Как повысить политическую компетентность молодежи и уберечь молодых людей от экстремизма? Он имеет основу в молодежной среде: через влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями; через группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов; авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.); собственные представления и моральные установки; личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость); психическое напряжение; экономическая нестабильность в обществе; национальные, религиозные и иные конфликты. Особенно подвержены влиянию этих факторов молодые люди из группы риска.
В заключение беседы работники воспитательного блока университета приняли к сведению, что для их эффективной деятельности необходимы: повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу; включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма; внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи; анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты; непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи; обеспечение доступности культурных благ для молодежи; реализация потребности в самореализации и самовыражении; организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).
Информационный центр ОИУ МГУ