«Мы подумывали, не отрезать ли ногу без врача»

«Мы подумывали, не отрезать ли ногу без врача»
Фото: primgazeta.ru

Заселение той территории, которая теперь называется Приморский край, началось с двух сторон: с морского побережья и с Амура. Еще до того, как переселенцев стали возить во Владивосток пароходами, офицеры российского морского флота основали военные посты почти во всех ключевых пунктах Японского моря. А с Амура продвигался фронт казачьих станиц — исключительно вдоль Уссури, за неимением дорог. Так казаки добрались до озера Ханка, основали Раздольное и Никольск, а воинские команды попытались вдоль побережья или через перевалы Сихотэ-Алиня найти путь к военным постам, обосновавшимся в бухтах и гаванях...

ГЛУХОМАНЬ, ГОВОРИШЬ…

Теперь трудно себе представить, как в отсутствие почти всяких путей доставлялось сюда все необходимое для существования. И даже когда появились первые дороги, с трудом проложенные через болота и тайгу, грузы завозились только гужевым транспортом, то есть лошадьми, запряженными в телеги. А для этой тягловой силы еще и требовалась еда — как минимум овес и сено, и отдых с ночлегом. В общем, проблем было не меньше, чем сейчас с бензином, ремонтом и запчастями… Впрочем, по Амуру и Уссури, даже по Ханке и Суйфуну (Раздольной) пробирались небольшие пароходы; многое завозилось и судами по морю, а потом снова перегружалось на телеги и повозки для доставки по краю. Вот такая тогда была логистика.

Почта доставлялась или через Сибирь (а поезда еще не ходили ввиду отсутствия Транссиба), или морским путем через два океана. Так что новости тут читались не просто двух-трех-месячной давности, а порой и годичной. Не следует забывать, что водная навигация, как по рекам, так и по морю, прерывалась зимой, а сухопутная — в период наводнений и распутицы. О медицинской помощи и говорить не приходилось. В 1889 году газета «Владивосток» сообщала о таком происшествии в посту Святой Ольги. Охотник Б. случайно прострелил себе ногу, но, к счастью, через 18 дней был найден в лесу, «верстах в 15 от поста», и привезен в лазарет местной воинской команды. Но тут его злоключения не окончились. Газета писала: 

«На несчастье Б., 22 августа «Байкал» увез из поста врача, и представителем медицины явился фельдшер, который и заявил, что единственное средство предупредить гангрену есть отнятие ноги, что без врача невозможно. «Байкал» ожидался 28 августа, то есть через два дня; однако прошло 28, прошло 29, прошло 30, а «Байкала» все нет. Раненый здоровенный мужик плакал от боли. Мы подумывали, не отрезать ли ногу без врача, но новые эскулапы не могли даже приблизиться к ране, так она была ужасна. Прошло 31 августа, и, наконец, 1 сентября «Байкал» пришел... На нем приехали два врача, П. и Л., которые на другой же день отняли Б. ногу. Операция была довольно удачна, и больной теперь выздоравливает».

ОЛЬГИНСКИЕ БУДНИ

Далее газета рассказывала «о жизни в нашем скромном уголке, так поэтично названном «Тихая пристань». Новости были простыми: «За нынешнее лето здесь выдались два случая: первый — 7-летний мальчик, сын крестьянина К., застрелил из дробовика 5-летнего сына крестьянина В. По произведенному дознанию оказалось, что выстрел произведен случайно». Второй касался охотника Б., и далее автор резюмировал: «Вот пока и все местные новости». Случаи встречи с тиграми к разряду новостей не относились: «Тигры нас беспокоят, как и всегда. Только нынче они стали особенно бесцеремонны. На глазах пастуха-корейца тигр утащил из стада бычка. Охотятся на тигров здесь мало, а бьют их, настораживая на зверовых тропах ружья. Прошлой зимой на такую засаду попало двое манз, которым и перебило ноги».

Тот же автор продолжает: «Уже несколько раз мне приходилось в газете «Владивосток» читать о крайне тяжелом, якобы, положении крестьян в Ольге. Говорят, что некуда продать продукты… Нет, причина бедности заключается не в этом. Если вообще говорят, что русский человек любит авось да небось, то по отношению к ольгинским крестьянам это особенно верно. Надеясь на «авось», он, пользуясь даровыми патронами, которыми так любезно снабжают его приходящие на судах в Ольгу разные лица, с половины апреля пропадает в тайге, добывая панты. Если говорят: бывает золотая лихорадка, то здесь в это время у всех мужчин с 15-летнего возраста делается пантовая лихорадка. Да и разве это не одно и то же? Золотоискатель видит в перспективе груду золота, пантовый охотник — груду пантов».

Корреспондент даже произвел нехитрые подсчеты: «Пятикопеечным, а то и даровым патроном охотник убивает оленя-самца, рога которого здесь стоят от 300 до 400 руб. Рога же изюбрей (панты) на месте стоят от 50 до 200 руб. Счастливый охотник может в весну заработать до тысячи рублей. Разве это не золото? Другой охотник бродит целую весну в тайге и добывает всего какие-нибудь дрянные панты рублей в 50. Но все же соблазн велик, да и на «авось» надеются. И вот, в надежде заработать тысячи, крестьянин забывает все: дом, семью, хозяйство, пашню и становится совершенно лесным человеком, приходя домой только забрать провизию. Самое горячее время для полевых работ, весну, он прогуляет в лесу. Пантовая лихорадка продолжается до 29 июня — Петрова дня, когда рога оленей окончательно затвердевают. Деревня в это время пустынна».

В другом выпуске «Владивостока» за тот же год об ольгинцах писали подробнее: « Редко кто из крестьян не охотится. У некоторых имеются Винчестеры, у других – Бердана. Дробовики не у всех и притом плохого качества. Зачастую ощущается недостаток в патронах, порохе и дроби. За весну крестьяне, охотясь на оленей и изюбров, раздобыли массу пантов, проданных китайцам за недорогую цену, преимущественно в кредит. Тигров за зиму убито несколько штук, кажется, 3 или 4. Медведей бьют, но мало, при случае только. Кабаны, хотя и водятся, но очень редко попадают на крестьянский стол. Главным же образом крестьяне пробавляются изюбриной, которая не переводится у них круглый год, так как стоит только подняться на хребты, чтобы доставить себе мясную пищу на некоторое время».

О ЛОШАДЯХ И ПОЧТЕ

В том же 1889 году «Владивосток» публиковал корреспонденцию из поста Раздольного, тоже касающуюся транспорта. Статья начиналась так: «Недавно у нас поставлен карантин, якобы по случаю сибирской язвы во Владивостоке. Возчики, ничего не зная о карантине в Раздольном, спокойно идут с товарами и, конечно, очень удивляются… Был такой случай: из Владивостока в Раздольное подъезжает большой обоз, везущий товар на срок, и — о, ужас! — карантин. Возчики, конечно, обращаются к властям: «Явите божеску милость, пустите, мы ничего не знаем о карантине; во Владивостоке свободно пущают». А один возчик весьма ядовито заявил: «Барин, ва-скородие, никакой язвы во Владивостоке нет теперь; была в августе; може, бумага поздно пришла в полицейское управление в Никольск?..»

А далее автор подметил довольно серьезную проблему. Вот что он писал: «С увеличением почтового тарифа за посылки из Европейской России до 1 р. 5 коп. за фунт мы поставлены в совершенную невозможность что-либо выписать. Часто встречаются такие вещи, стоимость которых в несколько раз дешевле пересылки. Когда было за фунт 55 коп., то возможно было получать из Европ. России одежду, белье и обувь. Все эти предметы здесь (во Владивостоке) не вполне удовлетворяют своему назначению и даже дороже, чем можно было выписать из России при 55 коп. с фунта за пересылку; а многие приезжие имели своих постоянных портных, сапожников и т. д.». Интересно, что проблема весьма схожа с тем, что сейчас происходит у нас с посылками из Китая…

Проявился и некий перекос тарифов на почтовые услуги того времени, на что автор тоже обратил внимание: «Здесь, в Приморской области, другое: плата за посылки уменьшилась до 2 руб. за пуд, и из этого вышло вот что: появилась масса посылок по почте в Хабаровку, Благовещенск и др. места. Их до того много, что почтовые лошади заняты перевозкой громадных почтовых баулов с посылками, а проезжающим приходится сутками ждать лошадей. Шлют все: дичь, рыбу, устрицы, фрукты... Конечно, купцам выгоднее посылать по почте, ибо скорее и вернее, чем гужом. И странно: от Владивостока до Благовещенска 2 р. за пуд и до Раздольного 2 р. за пуд; выходит, что жители Южно-Уссурийского края не могут пользоваться почтой для посылок, а проезжающие сиди на станциях и смотри, как тащат почтовые лошади купеческий товар».

ТРАКТОВЫЕ ЖАЛОБЫ

С годами мало что менялось. В 1906 году другая местная газета, «Дальний Восток», писала так. «Проезжая недавно Ольгинским почтовым трактом, я засел на ст. Бортнянской... Станция, как и вообще почти все по этому тракту, стоит одиноко, в тайге; место, можно сказать, мертвое; единственные обитатели — почто-содержатель со штатом. Поинтересовался «книгою жалоб» (оказывается, были и такие — И.Е.). Открываю первую страницу и начинаю пристально вглядываться. Что за диво, на каком это языке написано? Одна строчка написана справа налево, а другая, наоборот, слева направо; оказывается, что жалобу эту писал какой-то писарь в нетрезвом виде, что видно из резолюции почт.-телегр. начальства, гласящей: «Так как жалобу писал станционный писарь в нетрезвом виде — уволить его от службы».

Автор описал и другую жалобу — некоего надворного советника: «1906 г. 21 июля. В 6 час. вечера прибыл на ст. Бортнянскую, на просьбу мою отпустить лошадей, мне ответили отказом, якобы ожидаючи почту». Далее следуют знакомые и по нашим временам выводы: «Конечно, подобное полное невыполнение принятого на себя обязательства допущены почтовым начальством, т. к. почто-содержатели штрафуются в редких случаях одним или двумя руб. взамен того, чтобы отобрать от них станции и передать более благонадежным лицам, тем более что казна уплачивает громадные суммы за исправную гоньбу. Может ли развиться край при неимении каких-либо путей сообщения?». В заключение автор указывал, что «почтовое начальство, надо полагать, тщательно расследовав эту жалобу, сделало следующую резолюцию: «Оставить без последствий».

Иван Егорчев,  член Русского географического общества

 
По теме
Смотрите в субботу, 30 марта, в 19:25 на канале "Общественное телевидение Приморья" передачу о работе Законодательного Собрания Приморского края.
5e2243ed80a9631e567f55e19bb91702a7bf3f32.jpeg - Primorye24.Ru Ранее нарушителя уже два раза лишали права на управление транспортным средством Стражи правопорядка выяснили подробности аварии с участием несовершеннолетнего на автодороге федерального значения А-370 «Уссури».
Primorye24.Ru
Устраивать стихийные свалки никому не позволено - Газета Вести За первые два месяца года административная комиссия округа, проведя четыре заседания, рассмотрела восемь дел об административных правонарушениях.
Газета Вести
Оператор системы 112 Елена Голикова принимает сообщения для пожарных, полиции и «скорой» - Газета Вести Лишь четверть звонков, поступающих в течение одного месяца по номеру вызова экстренных служб «112», касаются непосредственно работы полиции, пожарной охраны или скорой помощи.
Газета Вести
ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
Газета Вести
Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
МЧС по Приморскому краю
390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
Primorye24.Ru
«Открылся бал. Кружась, летели четы младые за четой, одежды роскошью блестели, а лица – свежей красотой» - Газета Вести Шуршат пышные платья, барышни с волнением поправляют цветы и ленточки в прическах, ажурные и атласные перчатки, решительно или робко берут под руку элегантных кавалеров.
Газета Вести