7 апреля в Морском университете перед курсантами-судомеханиками выступил ветеран торгового флота М.Ф. Ляхоцкий, рассказавший об особенностях эксплуатации судовых энергетических установок в условиях арктической зоны.
Михаил Филиппович Ляхоцкий – соратник знаменитого арктического капитана В.И. Абоносимова. Он проработал около десяти лет на разных ледоколах в эпоху активного освоения Арктики торговым флотом. 60 лет назад Михаил Филиппович окончил судомеханический факультет Владивостокского высшего мореходного училища. По его словам, с детства испытывал особенный интерес к технике. Отец был кузнецом, и первые уроки обращения с металлом будущий главный механик ледокольного флота ДВМП получил в кузне приморского поселка Сибирцево.
Как вспоминает ветеран, первая поездка на тракторе оставила у него на всю жизнь захватывающее чувство. Возможно, если бы старшеклассником он не повредил руку на футболе, то стал бы летчиком – по настоятельному совету местного военкома. И, если бы в те времена в колхозе был не натуральный обмен, а заработная плата, то, возможно, у отца были бы деньги отдать сына учиться в сельхозинститут в Уссурийске. В летчики не взяли, денег не было...
Поэтому высшее мореходное училище во Владивостоке с государственным обеспечением стало наилучшим вариантом для юного технаря. Он вспоминает, что в те годы был недобор на судоводителей, и желающих стать механиками усиленно агитировали перспективами капитанской карьеры… Но Михаил Филиппович на уговоры не поддался.
«На всю жизнь я остался верен своей профессии, трудился судовым механиком в Дальневосточном морском пароходстве. – Вспоминает ветеран. – С Арктикой у меня связано несколько лет интенсивной деятельности. Однако арктическим моряком я бы себя не назвал. На мой взгляд, немногие смогли полюбить Арктику настолько, чтобы быть счастливыми и жизнерадостными во время затяжных и суровых рейсов по Севморпути. Я знаю двух настоящих арктических капитанов – Вадима Ивановича Абоносимова и Юрия Сергеевича Кучиева. Последний даже завещал похоронить себя и жену в Арктике. Завещание было выполнено.
Если говорить более прозаически, то для большинства моряков в те годы арктические рейсы были частью работы, за которую платили больше, был длиннее отпуск… Мне довелось работать на ледоколах «Москва», «Ленинград», «Владивосток», «Адмирал Макаров», «Ермак» и на нескольких небольших ледокольных судах. Мы выполняли разные задачи, осуществляли ледовую проводку, доставляли грузы по линии северного завоза… Слава богу, аварийных случаев на моей практике не было, зато не раз мы участвовали в спасении других судов, зажатых во льдах.
Что касается профессиональных особенностей работы судомеханика на ледоколе, то в целом в Арктике она принципиально не отличается от нее в других широтах. Дизель – он и на юге, и на севере – дизель. Отличие в том, что, во-первых, у ледоколов не одна, а около десяти силовых установок, притом, более мощных (это дает механику возможность при случае заниматься ремонтными работами во время движения), а, во-вторых, ледокол чаще маневрирует, особенно во время прохождения сложного ледового участка, может давать вперед-назад, менять скорость, что делает режим работы двигателя более интенсивным… В остальном же, находящиеся в теплом машинном отделении механики, работают в обычном порядке, не страдая ни ото льдов, ни от ветров, ни от низких температур… А главная опасность в Арктике – это сжатие льдами. Но данная проблема – это забота капитанского мостика… Признаюсь, что в Арктику интересно сходить один-два рейса, а приятнее и безопаснее работать все-таки в более теплых широтах».
Информационный центр ОИУ МГУ