Проблемы и перспективы образования — от дополнительного до вузовского — стали темой круглого стола, прошедшего во Владивостоке во всероссийском детском центре «Океан» и кампусе ДВФУ с участием комитета Государственной думы по образованию и науке. Гостями стали более 100 человек из 23 регионов России — от Калининграда до Камчатки. Принимающей стороной выступило Законодательное собрание Приморского края.
— Выбор площадки говорит о высокой оценке, которую заслужил Приморский край со стороны федерального центра. «Океан» и ДВФУ — визитные карточки Приморья и образовательные центры всероссийского масштаба, — заявил на открытии председатель Законодательного собрания Приморского края Александр Ролик.
Важное дополнение— В Приморье услуги дополнительного образования оказывают свыше 600 организаций, этой работой охвачено почти 180 тысяч детей. Однако достаточно и проблем — как в законодательном регулировании, так и в плане исполнения имеющихся нормативно-правовых актов, — рассказал Ролик. — Мы собрались именно для того, чтобы обсудить эти проблемы, выработать решения, способные дать новый импульс развитию системы дополнительного образования в России. Этот вопрос имеет поистине государственное значение. Оттого, какой фундамент заложен в детстве, зависит будущее любого человека. Думаю, каждый сидящий в этом зале в свое время посещал различные кружки или секции. Уверен, это пошло нам всем только на пользу.
По словам заместителя министра образования и науки РФ Вениамина Каганова, приславшего во Владивосток видеоприветствие, с 2016 года в России реализуется стратегический проект по развитию дополнительного образования. Речь идет о поэтапной перезагрузке этой системы в регионах. Так, воплощается проект по развитию федеральной сети детских технопарков «Кванториум»: к концу года их в стране будет не менее 35. Есть и проблемы. Так, по мнению Каганова, слабо используется потенциал таких направлений, как туризм и краеведение.
— Мы должны изменить подходы и формы работы в этой сфере, — убежден председатель комитета ЗС по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис. — Нужно добиться того, чтобы здесь появилась конкурентная составляющая, чтобы детям было интересно, чтобы они могли пробовать себя в разных направлениях, будь то спорт или танцы. Необходимо создать и законодательно отрегулировать систему грантовой поддержки соответствующих организаций. Нас всех здесь объединяет желание улучшить качество дополнительного образования, выработать необходимые решения как на уровне Приморского края, так и на уровне Российской федерации.
— Мы должны найти пути решения обозначенных сегодня проблем, чтобы наши детки получали всестороннее развитие, а наша Россия становилась еще краше, богаче, сильнее, — говорит заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. — Считаю, что работники дополнительного образования требуют большего внимания со стороны государства, повышения статуса. Должен появиться День работника дополнительного образования, ведь эти люди формируют будущее нашей страны.
— По нашему глубокому убеждению, надо вообще уходить от самого термина «дополнительное образование», несколько понижающего статус данной сферы, — добавляет Игорь Чемерис. — Основное и дополнительное образование тесно связаны друг с другом и одинаково важны.
Зашита для студентаНа встрече федеральных и приморских парламентариев была поднята проблема, связанная с отзывом лицензий у филиалов вузов на местах. После нескольких подобных случаев депутаты приморского Заксобрания вышли в Госдуму с законопроектом о защите прав студентов, чьи вузы оказались лишены государственной аккредитации.
— По ряду вузов в Приморье прокатилась волна отзыва аккредитаций по отдельным специальностям, что поставило в очень сложное положение студентов, которые там обучались. Это коснулось Морского государственного университета, Дальрыбвтуза, Приморской сельхозакадемии. Проблемой озаботился уполномоченный по правам человека в Приморском крае. Но вопрос этот актуален для многих российских регионов. Это звонок, который должен насторожить власть, сказать о том, что проблема существует и её нужно решать, — рассказал депутат Госдумы от Приморского края Сергей Сопчук. — От большинства коллег из других регионов мы получили положительные отзывы на инициативу приморских законодателей. Получено также положительное заключение комитета Госдумы по образованию и науке. К сожалению, есть отрицательное заключение правительства РФ. Все это говорит о том, что у нас есть предмет для обсуждения. Наша основная цель — защитить студентов. Они должны быть уверены, что смогут спокойно окончить тот вуз, в который поступили. Защиты требуют и интересы преподавателей. Оставаться в стороне от проблемы было бы несправедливо. Легкого решения нет, но я уверен, что будет найден компромиссный вариант.
— Решения об отзыве лицензий мотивируются низким уровнем подготовки специалистов в том или ином вузе. Не реагируя на это, мы тем самым соглашаемся с этим низким уровнем, — заявил депутат Госдумы Алексей Силанов, не согласившийся с инициативой приморских депутатов.
Но Александр Ролик обратил внимание на то, что проблема носит острый социальный характер, особенно в малых городах:
— Может быть, решения о закрытии филиалов вузов следует хотя бы согласовывать с региональными властями, чтобы они могли минимизировать потенциальный ущерб или даже предотвратить столь серьезные шаги? Например, в Артёме, которого коснулась данная проблема, хотя бы есть другие образовательные учреждения, а вот в Дальнегорске ситуация куда сложнее.
С Роликом согласен Чемерис:
— Это вопрос демографии и развития территории. Следует понимать, что, если в моногороде закроется филиал вуза, молодежь уедет и больше не вернется.
Обсуждение данного вопроса продолжится на федеральном уровне. О другой инициативе приморцев участникам круглого стола рассказал Александр Ролик. В 2016 году Законодательным собранием был принят закон «О патриотическом воспитании», в Приморье разрабатывается соответствующая региональная программа. Приморские единороссы ставят вопрос о принятии федерального закона той же направленности.
№ 395 / Сергей ПАВЛОВ / 22 июня 2017