«Первым делом нужно было прятать самолеты»

«Первым делом нужно было прятать самолеты»
Фото: primgazeta.ru

Воскресенье 22 июня 1941 года миллионы советских жителей планировали провести как  обычный выходной: сходить с  семьей в  зоопарк или  кино, устроить свидание, поболеть за  любимую команду на  футбольном матче. Но этим планам так и  не суждено было сбыться. Гражданам Советского Союза вскоре предстояло стать жертвами и  героями боевых действий, блокадниками, узниками концлагерей, партизанами, военнопленными, тыловиками. Победителями и  ветеранами, которых спустя десятилетия будут помнить, чествовать и  благодарить за  спасение Родины. Один из  таких ветеранов  — 95-летний житель Владивостока Борис Никитин. В преддверии Дня Победы Борис Алексеевич рассказал «Приморской газете», чем для  него обернулась Великая Отечественная война, а  позже — и  советско-японская.

Оглушение войной

Летом 1941 года в  пермском Военно-морском авиационно-техническом училище имени В. М. Молотова готовили к  выпуску очередной курс авиационных механиков. В воскресенье, 22 июня, выпускникам обещали долгожданный выходной. Многие воспринимали его как  настоящий праздник, последний шанс нагуляться перед предстоящим распределением. Вот-вот должна была раздаться команда «Строиться!», после которой — привычный досмотр и  целый день, предоставленный только самому себе.

—  Мы с  самого утра нагладились. Форма у  нас была красивая  — морская, белоснежные форменки и  бескозырки. Все не  могли дождаться построения,  — вспоминает выпускник училища 1941 года Борис Никитин. 
Команды строиться в  тот день так и  не последовало. Вместо этого было объявлено, что предстоит важное правительственное сообщение, поэтому никому нельзя покидать училище. Чего оно будет касаться, оставалось неизвестным.

—  Я очень хорошо помню это объявление,  — рассказывает Борис Алексеевич.  — Выступал председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Михайлович Молотов. Он говорил о  нападении немцев на  нашу страну и  начале войны. О войне тогда часто говорили по  радио, о  ней слышалось со  всех сторон, но  тот факт, что она началась, что ее действие распространяется и  на нас, конечно, действовал оглушающе.

Сомнений в  том, что война не  минует курсантов, ни  у кого не  было. Поэтому оставалось только ждать. Ждать, когда выйдет приказ о  распределении, когда отвезут на  место боевых действий. Находиться все это время нужно было в  стенах училища.

—  Кубрик у  нас был длинный  — на  100 человек,  — вспоминает ветеран.  — Помню, я прошел по  нему, вышел к  торцовой стене, откуда на  Каму виды открываются, и  смотрю: жизнь-то кипит — пароходы, катера… Люди по  берегу гуляют. А на  западе  — уже война, в  эту самую минуту люди гибнут. И так мне страшно стало. Не за  себя, не  за то, что на  войну иду, а  за этих людей, за  то, что мир исчезнет.

Курсом на  восток

По распределению Борис Алексеевич попал на  Тихоокеанский флот. Дорога до  другого конца страны оказалась очень длинной. Будущих авиационных механиков везли к  месту службы на  поезде. Транссибирская магистраль в  те времена большей частью была еще одноколейной. Составы могли разминуться друг с  другом только на  станциях в  больших городах вроде Омска или  Новосибирска. В остальных случаях приходилось ждать. Из-за постоянного ожидания поезд во  Владивосток прибыл на  пять дней позже запланированного.

—  Помню, подъезжаешь к  полустанку и  ждешь: первый состав проезжает, второй, третий…. Все  — на  запад. В них ребят воевать везут, им быстрее надо. А мы  — на  восток, нам можно подождать. Порой ждать очень долго приходилось,  — делится ветеран.

Во Владивостоке последовало еще одно распределение, уже по  воинским частям. Здесь Бориса Никитина определили на  аэродром в  поселке Новонежино Шкотовского района. В задачи авиационных механиков входил не  только ремонт, приходилось также скрывать самолеты от  взгляда врага.

—  Первым делом нужно было прятать самолеты. Аэродром был большим: с  одной стороны  — речка, с  другой  — гарнизон, видимость хорошая. Поэтому машины под  деревьями ставили. Сверху накрывали огромной сеткой с  нашитыми на  нее разноцветными лоскутами ткани. Так надежнее,  — улыбается ветеран.

Рыли механики землянки и  баталерки — складские помещения для  инструментов и  продуктовых запасов. Позже стали и  самолеты охранять: караульные роты одну за  другой перебросили сначала, осенью 1941 года, под  Москву, а  после, осенью 1942 года,  — под  Сталинград.

—  Бывали случаи, когда мы по  неделе не  уходили с  аэродрома,  — рассказывает Борис Алексеевич.  — Нужно отремонтировать самолет  — значит, никто не  покинет рабочее место, пока он не  в строю. По двое суток не  спали. Если и  давали нам несколько часов отдыха, то мы здесь же, в  землянках, ложились спать прямо в  куртках, теплых брюках и  валенках.

Работа под  пушками

Обстановка на  аэродроме, как  и на  всем Дальнем Востоке, постоянно была напряженной. Ведь рядом находилась Квантунская армия  — одна из  мощнейших группировок сухопутных войск Японии. Сотни тысяч готовых к  бою солдат.

—  Сигналы тревоги раздавались постоянно,  — вспоминает Борис Алексеевич.  — «Японцы нарушили морское пространство, японцы нарушили воздушное пространство, японцы устроили сражение на  границе».… Беспокоили они нас, конечно, сильно.

Кроме того, японцы топили американские транспортные корабли, на  которых нашим войскам в  качестве гуманитарной помощи везли паровозы, машины, продовольствие. Людей иногда удавалось подбирать, но  чаще всего экипажи погибали. Открыто заступиться за  них тихоокеанцы не  могли. Любой выстрел мог стать провокацией и  обернуться гибелью всего Дальнего Востока.

—  Дальний Восток было не  так трудно захватить,  — делится ветеран.  — У японцев  — огромный флот. Скажем, у  них  — 35 крейсеров. У нас  — всего два и  те на  достройке. У них  — более сотни эсминцев, у  нас  — 12. Единственное, в  чем мы превосходили,  — подводные лодки. На эту силу мы надеялись. Но, если бы японцы напали на  нас, территорию они захватили бы.

Япония вступила в  войну 7 декабря 1941 года. Тогда она внезапно атаковала американские базы в  окрестностях гавани Перл-Харбор.

—  Японцы решили поймать журавля в  небе, считая, что синица — уже у  них в  руках. Захват Дальнего Востока нашей страны представлялся делом нетрудным. И господство на  Тихом океане казалось очень заманчивым. У нас, конечно, их выбор встретили вздохом облегчения,  — рассказывает Борис Никитин.

Война за  войной

День Победы стал для  тихоокеанцев таким же долгожданным праздником, как  и для  всей остальной страны. Однако на  Дальнем Востоке после 9 мая 1945 года мало что изменилось. Напротив, с  каждым днем становилось все тяжелее: учения участились, по  тревоге поднимали чуть ли не  каждую ночь, постоянно привозили новых бойцов. В чем причина происходящего, не  говорили.

В конце лета, 8 августа, все на  аэродроме работали допоздна. Привезли новые американские самолеты взамен старых отечественных. Нужно было срочно их проверить и  в случае необходимости отремонтировать. Спать механики легли прямо здесь, в  служебном помещении. Среди ночи людей разбудило гудение самолетов.

—  Слышим: самолет гудит. За ним  — еще и  еще один. И вот  их уже много в  небе летает. Выбегаем и видим: действительно самолеты. Прибыли они с  соседнего аэродрома — из Романовки,  — вспоминает ветеран.  — А потом к  нам дежурный подходит и  говорит: «Ребята, началась война с  Японией. Самолеты летали бомбить японцев в  Северной Корее. Вернулись, а  аэродром у  них закрыт из-за тумана. Поэтому у  нас и  садятся».

Так для  Бориса Никитина началась советско-японская война 1945 года, в  которой тысячам людей вновь предстояло победить или  погибнуть. Ближе к  утру 9 августа механикам поручили подготовить два самолета для  одной из  первых в  той войне боевых операций. Нужно было сбросить торпеды на  врага, который срочно покидал порты в  Северной Корее.

—  Мы с  товарищем готовили два самолета,  — делится Борис Никитин.  — Отправили их и  ждем, что будет. Вдруг сообщение с  командного пункта: говорят, наша эскадрилья транспорт потопила. Как все радовались! Война только началась, а  мы уже одержали такую значимую победу. Летчиков встречали, как  героев. Им потом по  Ордену Красного Знамени дали, а  нашему брату  — по  медали «За боевые заслуги».

Герои  — «тихоокеанцы»

Многие стали героями в  той войне при  жизни или  посмертно. И многих из  них Борис Алексеевич знал лично. Например, матроса Илью Каплунова. Он уничтожил девять фашистских танков: три — из  противотанкового ружья, шесть — гранатой, забравшись под  самые гусеницы огромной махины.

—  Что такое танк, и  представить страшно,  — рассказывает Борис Алексеевич.  — Идет на  тебя огромная махина, стреляет. Илья Каплунов  — настоящий герой. Я знал его лично. Он служил в  Романовке, мы входили в  одну дивизию. На поле боя он был несколько раз ранен. Еще после первого ранения он мог бы попросить санитара,  чтобы утащил его в  тыл. И, возможно, Илья жил бы сегодня. Но  — долг, война, приказ. Илья знал, что за  его спиной — миллионы людей, которых защищать некому. От потери крови он погиб на  поле боя. 

Погиб в  бою и  Николай Вилков, командир батальона, закрывший своим телом вражеский пулемет на  японском острове Шумшу. Двухамбразурный пулемет располагался на  сопке, из  него обстреливали всех, кто подступал к  склону. Тихоокеанцы знали, что за  сопкой уже начали стягиваться вражеские войска, но  пробраться к  ним не  могли. Тогда Николаю Вилкову поручили уничтожить огневую точку.

—  Как рассказывал мне замполит, который там был, Николай долго и  осторожно подбирался к  орудию. Подойдя совсем близко, он бросился на  него, закрыв своим телом пулемет. Очередь затихла, но  из второй амбразуры все еще шел огонь. И тут выскочил матросик и  вслед за  Вилковым закрыл собой второй пулемет. Это был Петр Ильичев. И у  него не  было на  это команды. Так, у  наших войск появилась возможность идти в  бой. Ребята захватили сопку,  — рассказывает ветеран.

Советско-японская война закончилась 2 сентября 1945 года. Вместе с  ней завершилась и  Вторая мировая война.

—  Каждый в  нашей огромной стране прилагал усилия для  Победы, главным законом становился приказ,  — делится Борис Никитин.  — А если приказа не  было, всегда находились такие солдаты, как  Николай Вилков, Петр Ильичев, Илья Каплунов, которые не  ждали разрешения покинуть поле боя и  вернуться в  тыл, а  шли только вперед. Советские солдаты были настоящими героями.

 
По теме
Оператор системы 112 Елена Голикова принимает сообщения для пожарных, полиции и «скорой» - Газета Вести Лишь четверть звонков, поступающих в течение одного месяца по номеру вызова экстренных служб «112», касаются непосредственно работы полиции, пожарной охраны или скорой помощи.
Газета Вести
ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
Газета Вести
Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
МЧС по Приморскому краю
390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
Primorye24.Ru
«Открылся бал. Кружась, летели четы младые за четой, одежды роскошью блестели, а лица – свежей красотой» - Газета Вести Шуршат пышные платья, барышни с волнением поправляют цветы и ленточки в прическах, ажурные и атласные перчатки, решительно или робко берут под руку элегантных кавалеров.
Газета Вести