14-е «Меридианы Тихого» открыла драма «Пламя». Зрителям ее представила лично режиссер и актриса Каори Момои, известная по фильмам «Солнце» Сокурова и «Мемуары гейши» Маршалла. В интервью корреспонденту VL.ru японская гостья рассказала о новой киноработе, почему не снимает картины на деньги государства и из-за чего ей важен кинофестиваль во Владивостоке.
Каори Момои снялась более чем в 60 фильмах, включая «Мемуары гейши» Роба Маршалла, «Кагемуся: тень воина» Акиры Куросавы и «Солнце» Александра Сокурова. В Японии она также известна как певица, писатель и приглашенный профессор в Университете искусств и дизайна Дзёсиби. В 2007 году она представила свой сценарный и режиссерский дебют — ленту «Лики смоковницы», которую первыми оценило жюри «Меридианов». Спустя девять лет на кинофестивале она представляет свою новую работу «Пламя» , которая стала одним из фильмов открытия.
После просмотра фильма открытия «Пламя» один из зрителей признался моим коллегам, что в нем «мало что понятно». В отличие от голливудских лент, приходится гадать, что хотел сказать автор…
Фильмы для заработка денег легкие для понимания, я не намерена снимать такие картины. А если бы снимала, не считала бы себя режиссером. Конечно, есть много других более опытных режиссеров, которые сняли великолепные фильмы, с которыми мне соперничать пока сложно.
Мне удалось участвовать в нескольких кинофестивалях с фильмом «Пламя», и знаете, мне никто не говорил, что он сложен для понимания. Мне очень интересно узнать: в каком плане сложно его понять?
К сожалению, того молодого человека сейчас нет рядом… Но вы лично представляли свою киноработу владивостокским зрителям на «Меридианах». Что они у вас спрашивали?
Они много интересовались психологией, так как в фильме фигурирует врач-психолог, зрителям было интересно узнать некоторые аспекты этой науки. Спрашивали, почему конкретная книга выбрана в качестве первоисточника, где ее можно найти. То есть вопросы были по сюжету, они позволяли раздвинуть его рамки – заставляли и меня задуматься.
Я действительно участвовала во многих кинофестивалях и представляла фильмы открытия три раза. Такие картины не участвуют в конкурсной программе, поэтому для режиссера и для фильма это особенное приглашение. Его уже оценили. Мне очень приятно.
Вы были на многих кинофестивалях, во Владивостоке искушенный зритель?
Могу судить только по своему общению. Организаторы кинофестиваля дают гарантию, что фильм открытия хороший, так как его выбрали заблаговременно. Но люди не боялись задавать вопросы, докопаться до глубин. Считаю, что именно на этом кинофестивале «Пламя» восприняли правильно.
Вы сказали, что этот фильм для вас очень особенный, сняли вы его за 10 дней, практически без бюджета у себя дома. Для вас было важно сохранить некую камерность или финансовый кризис коснулся и японских кинематографистов?
Коснулся. Причина, по которой у нас было на съемки лишь десять дней, в том, что продюсер сказал: «Денег и времени на долгие постановки нет». Вообще я считаю, что у каждого фильма есть собственный бог, и если он помогает, то фильм завершается. У нас были трудности, например, неудачные кастинги во время подготовки к съемкам. Я считаю, что это воля бога. Значит, так нужно было сделать: в своем доме, со своими продуктами, самой. В конце концов бог нашему фильму благоволил, он успешно вышел на большой экран.
Господдержка кино существует и в Японии. Как государство выстраивает отношения с кинематографистами, у вас тоже допускается цензура?
В Японии кинематографистов поддерживает Министерство культуры, которое координирует культурную, образовательную и научную политику. Но на поддержку кино выделяется слишком мало средств, а взамен на полученные деньги вводятся запреты на некоторые темы. Для себя поддержку на таких условиях я считаю непозволительной. Поэтому если вы становитесь свободным режиссером, то деньги приходится искать самому. Конечно, в Японии работают крупнейшие корпорации с огромными бюджетами, но искусство их мало интересует. Независимые режиссеры в основном сами справляются с недостатком бюджетов. Наша система финансирования искусства не так организована, как в России.
Вам кажется, что в России культуру финансируют лучше?
Сейчас я не очень хорошо знакома с российской системой финансирования искусства, но в молодости я была частью вашего Большого театра. На протяжении четырех месяцев я работала в нем и наблюдала, чему там учат. Тогда я поняла, что это отличная платформа для воспитания новых талантов, мне казалось, что на культуру у вас денег не жалеют. Мне очень интересно, насколько трудно вашим молодым режиссерам сейчас получить финансирование?
Достаточно трудно, особенно сейчас. В рамках «Меридианов» наши тоже признаются, что вместе с государственными деньгами приходят цензоры. А теперь дополнительные «правила игры»: запрещено курить и материться с экрана.
Ну как же так?! Насколько я знаю, в Латвии существует прекрасная система господдержки. Любые фильмы финансируются правительством на очень высоком уровне, при этом режиссерам не навязывают тематику фильма и ничего не корректируют перед выходом на экран. Мне жаль, что в России не такая система.
Среди последних запросов в поисковике о вас есть и такой: «Каори Момои мемуары». Наверняка пользователь искал фильм Роба Маршалла «Мемуары гейши», в котором вы играли. Но мне стало интересно, что бы вы написали в мемуарах после посещения кинофестиваля в России?
В 12 лет я уже путешествовала по Транссибирской магистрали из Владивостока до Москвы. Затем провела четыре месяца в Большом театре. Затем добиралась из Хабаровска до Байкала, а после вернулась в Японию. Вспомнила бы забавные истории и живописные виды из тех поездок.
Что касается Владивостока, то я была здесь в 2007 году на этом же кинофестивале, это было так давно! Тогда я принимала участие со своим фильмом Face of a Fig Tree («Лики смоковницы») и получила приз за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. «Меридианы Тихого» стал первым международный фестивалем, который наградил мой фильм. На следующий год я приехала к вам в составе жюри, а потом с фильмом открытия. Этот фестиваль для меня очень важен. Об этом бы я тоже написала.
Сегодня утром мне удалось погулять по городу в одиночестве, я зашла в отель, в котором останавливалась в предыдущих поездках, и мне было приятно оказаться в нем снова. К тому же еда во Владивостоке с каждым годом становится все вкуснее.
Японские блюда?
Нет! И не российские! Китайская еда очень вкусная, почти как у них, я поразилась. Кстати, роллы и суши здесь тоже весьма неплохи.
Дмитрий Комаров (текст) и Сергей Орлов (фото)
Все новости о 14-м международном кинофестивале «Меридианы Тихого»
Узнать расписание сеансов кинофестиваля и купить билеты на все ленты можно на Kino.VL.ru .
Источник — VL.ru