Анна Личковаха: «Я научилась у детей прямолинейности»

Анна Личковаха: «Я научилась у детей прямолинейности»
Анна Личковаха: «Я научилась у детей прямолинейности»
Фото: primgazeta.ru
15:01 23 декабря 2017 33 0

Ежегодно в адрес детского омбудсмена в Приморье поступают сотни обращений. На 1 ноября 2017 года их было 781. Уполномоченному по правам ребенка пишут и родители, и дети. Основные темы — социальное сиротство, насилие над детьми и поборы в школах. Уполномоченный по правам ребенка Анна Личковаха уже на протяжении пяти лет защищает права детей в крае на государственном уровне. Омбудсмен рассказала «Приморской газете» не только о том, какие проблемы детства наиболее актуальны для нашего края, но и посоветовала, что делать, если с родителей требуют деньги на нужды класса. 

— Анна Викторовна, можете рассказать о приоритетах уполномоченного по правам ребенка?

— В своей работе уполномоченный опирается на национальную стратегию действий в интересах детей, которая была принята в 2012 году. Этот документ еще пять лет назад   определил векторы развития семейной политики в интересах детей и наметил пути   их реализации.   Стратегия отвечает требованиям международных документов, в   том числе Конвенции ООН о Правах ребенка. Одним из важнейших особенностей документа является то, что   большинство его разделов носят межведомственный характер. В частности, в документе указаны меры по развитию информационной безопасности, доступности качественного образования и обучения. А задача уполномоченного по правам ребенка состоит в том, чтобы согласно выработанной стратегии отстаивать интересы несовершеннолетних.

—   Какие проблемы детства актуальны для Приморья?

— Согласно статистике наиболее актуальными проблемами в Приморье являются социальное сиротство и насилие в отношении несовершеннолетних. Четверть обращений в мой адрес связаны с проблемами в сфере образования.

—   Что не устраивает жителей Приморья в образовательном   процессе?

— Чаще всего — поборы в учебных заведениях. Несмотря на то, что школы и детские сады находятся в ведении муниципальных образований и им выделяют деньги, этих средств не всегда хватает. Недостаток финансов образовательные учреждения пытаются восполнить за счет родителей, то есть по решению родительского комитета идет сбор наличных денег. По закону образовательная организация может иметь внебюджетный счет. Однако требовать с родителей его пополнять — это нарушение закона. Родители могут направить на этот счет средства только по собственной инициативе, причем размер взноса и его периодичности они также выбирают сами. 

Понуждение к выплатам можно расценивать даже как психологическое насилие в отношении родителей и, в том числе, ребенка. Поэтому мамы и папы, уходя от конфликта, отдают деньги.

Однако в этой ситуации нужно действовать по-другому, а именно сообщать о правонарушении и не сдавать деньги, если вы не можете или не хотите. Некоторые родители так и делают. Жалобы поступают в мой адрес и в прокуратуру. Наша позиция однозначна: понуждение к сдаче денег недопустимо. За это предусмотрена как минимум административная ответственность. 

Тревогу вызывают также случаи психологического насилия над детьми в общеобразовательных учреждениях Приморского края со стороны педагогов. Примечательно, что именно учителя в первую очередь должны формировать положительные образцы поведения для учащихся. Случается, что в конфликты втягиваются родители других детей, которые, не задумываясь, выражают порицание однокласснику их ребенка, формируют позицию того, что «неугодным детям» не место в данной группе или классе. А ребенок, поняв, что все вокруг считают его «плохишом», будет самоутверждаться в этой роли и, возможно, даже на грани совершения более тяжкого правонарушения.    

— Детская преступность —   актуальная проблема для Приморья?

— Да, преступность несовершеннолетних — проблема актуальная, но не менее тревожная ситуация в области противоправных деяний в отношении детей. По статистике, преступлений, совершенных самими несовершеннолетними, в два раза меньше, чем преступлений, совершенных в отношении детей: 834 и 1 724 соответственно. Но те, что совершаются, очень тревожат. Нередко дети становятся жертвами преступлений против половой неприкосновенности, подвергаясь насилию со стороны сожителей своих родителей или близких знакомых. Иногда родные мамы об этом знают, но молчат. 

Зачастую своей бедой дети ни с кем не делятся. Чтобы родители лучше понимали, когда с их детьми происходит что-то не то, мы уже три с половиной   года проводим краевые родительские собрания. На встречах мы вместе с родителями обсуждаем актуальные темы, в том числе профилактику насилия в семье и детских суицидов, способы и методы противодействия экстремизму.

— Можно ли сказать, что на детскую психику влияет Всемирная паутина?

— К сожалению, интернет таит много опасностей для детей. В сети можно с легкостью найти информацию, которую несовершеннолетним видеть не стоит: пропаганду наркотиков, призыв к суициду, детскую порнографию. Несмотря на существование методики блокировки на тех или иных сайтах, информация все равно тиражируется в сети и остается доступной на других ресурсах, в том числе в закрытых группах в социальных сетях и в мессенджерах. Надзорные органы, увы, не могут это проконтролировать оперативно и в достаточной степени. 



В школах стоят специальные фильтры, но на домашнем компьютере у ребенка, можно сказать, полная свобода действий. Именно поэтому мы убеждаем родителей следить за действиями несовершеннолетних в интернете и хорошо подумать, нужен ли ребенку современный гаджет. А если все-таки нужен, то предпринять все необходимые действия, чтобы оградить ребят от противоправной информации.

— Хорошо, когда   родители есть. Но бывает и иначе. Как строится работа уполномоченного с сиротами?

— Хуже всего ситуация, когда родители физически существуют, но в жизни ребенка их нет. Это и есть социальное сиротство. До 90% детей, которых принято считать сиротами и которые находятся в детских учреждениях, относятся именно к этой категории.

Ребенок должен жить и воспитываться в семье. Здесь в первую очередь имеется в виду кровная семья. Это изначально неприкосновенный институт, где ребенок воспитывается, развивается и становится личностью. Так что мы стараемся сохранять семьи, когда есть такая возможность, при этом не закрывая глаза на угрозы жизни и здоровью ребенка, а делая так, чтобы поводов отбирать ребенка у семьи было как можно меньше и чтобы органам опеки и попечительства как можно реже приходилось применять такие меры. Например, родители могут находиться в депрессии из-за потери работы, не видя способов ее найти. Тогда нужно подсказать им, куда идти за помощью, а иногда и за руку отвести. 

Важно помочь семье на раннем этапе, а не тогда, когда у социальных служб не остается ничего другого, как забрать ребенка и поместить его в социально-реабилитационный центр, а потом в детский дом. Только раннее выявление детского и семейного неблагополучия гарантирует эффективность оказания семье необходимой помощи. В частности, для обеспечения эффективного подхода к оказанию социальной помощи семьям, нуждающимся в социальном сопровождении, департаментом труда и социального развития Приморского края разработана и утверждена региональная модель оказания социальной помощи семье с детьми. Это особая методика работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию в виде социального сопровождения.  

— Успехи в этом направлении уже есть?

— Да, у нас положительная динамика. В прошлом году из семей забрали 93 ребенка, а в этом году — всего 13. В основном это дети из неблагополучных семей, в которых о них не заботятся, не кормят их, не лечат, оставляют одних на несколько дней. Но даже после того, как ребенка забрали из семьи, органами системы профилактики делается все возможное, чтобы   вернуть его домой.

— Для этого вы работаете с детскими домами?

— Конечно. По данным на 1 декабря на учете в органах опеки и попечительства состоят 10 876 детей, 950 детей живут в детских домах, которые сегодня называют центрами содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заметьте, какая здесь принципиальная разница. Если раньше детский дом позиционировался как замена дому и семье, то центр содействия представляет собой учреждение, где ребенок должен находиться временно, и задача центра — приложить все усилия для возвращения ребенка в кровную или устройства в замещающую семью.   Ребенок не должен жить   в учреждении по три-четыре года или прописаться в казенном доме до совершеннолетия. 

Задача специалистов состоит в том, чтобы работать с кровной семьей, возможно, с бабушками, дедушками, тетями, и параллельно искать новую семью. Примечательно, что специалисты должны оценить возможности родственников, чтобы взять ребенка: их финансовое положение и моральную готовность. Каждый раз, когда ребенок из центра содействия вновь обретает семью, очень важно, чтобы родители не вернули его обратно. Бывает, что ребят возвращают после первых трудностей. Так, конечно, делать нельзя, потому что дети — это не игрушки, которые можно выкинуть или поменять, когда они надоели.

— Анна Викторовна, какие социально значимые мероприятия готовятся для сирот в этом году?

— 24 декабря мы проведем новогоднюю ярмарку поделок воспитанников детских домов. Ребята представят, например, елочные игрушки, которые изготовили своими руками, праздничные салфетки и другие работы, а жители Приморского края смогут их купить. Важно, что большую часть выручки получат авторы поделок. Ребята сами решат, на что потратить деньги. Небольшой процент пойдет в детский дом, в котором живут дети, на развитие дополнительного образования в учреждениях. Может быть, на покупку мольберта и красок. Мероприятие состоится на площадке детского центра «Чайка», мы приглашаем туда всех желающих.
В декабре в Приморье вновь стартовала акция «Новый год в семье». В ее рамках жители края могут пригласить ребенка из детдома на каникулы. Акция пользуется популярностью — в прошлом году 417 ребят из детских домов отметили зимние праздники в приморских семьях. Несмотря на это, людям все еще нужно преодолевать стереотипы о том, что детдомовские дети чем-то отличаются от «домашних». Они такие же умные, добрые и понимающие, как и все дети. Недавно я разговаривала с воспитанником детского дома и была приятно поражена его целеустремленностью. Юноша хочет поступить в нашу Дальневосточную академию искусств, готовится к экзаменам, играет на гитаре и участвует в творческих конкурсах. 

—   Анна Викторовна, а как вечно занятым родителям не сделать своего ребенка сиротой в собственной семье? Как правильно выстраивать отношения?

— Родителям нужно учиться понимать ребенка и стараться не обижать его даже из благих воспитательных целей. Взрослые должны слышать и слушать детей, и тогда они вырастут добропорядочными и культурными людьми.

— Что вам самой дает работа с детьми?

— Ребенок — это такой человек, личность которого порой может дать фору любому взрослому. Дети всё чувствуют, а еще с ними не слукавишь. Наверное, я учусь у них открытости и прямолинейности. Я выступаю за то, чтобы всегда говорить прямо и честно. 
 

Комментарии
  •  
    По теме
    4c487a0e95ce991c774ff0ddb180e015acbec1f4.png - Primorye24.Ru Полицейским не удалось попасть в квартиру, где находились юные стрелки Неизвестные устроили стрельбу из окна многоквартирного дома на улице Сельской во Владивостоке, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Telegram-канал HARDКОРЮШКА.
    Primorye24.Ru
    Это письмо в редакцию «Вестника Приграничья» прислала наша читательница, жительница Приграничья.
    Газета Вестник Приграничья
    Лучших юных чтецов определили во Владивостоке - Администрация г. Владивостока Городской конкурс прошел во Дворце детского творчества Фото Дианы Лащенко Произведения известных поэтов и прозаиков в исполнении юных жителей краевой столицы звучали со сцены городского Дворца детского творчества.
    Администрация г. Владивостока