18–21 сентября во Владивостоке состоялось историческое событие — 28-е заседание комитета Токийского меморандума, в котором приняли участие делегаты из 20 стран. В его работе приняли участие Китак Лим, генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО), и заместитель министра транспорта РФ, руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.
Краевой центр был выбран для проведения заседания не случайно. Комитет Токийского меморандума объединяет страны АТР, а Россия активно развивает морскую отрасль. «Так что выбор места проведения заседания закономерен, — сообщил Виктор Олерский. — Заседание комитета Токийского меморандума позитивно влияет на международное мореплавание и сближает руководство Международной морской организации с морскими властями России. Каждый год мы работаем над улучшением качества портового контроля, ведь от этого напрямую зависят условия работы моряков».
Вопросы совершенствования государственного портового контроля и унификация подходов трех существующих режимов взаимодействия портов и бизнеса, которые регулируются на государственном уровне, стали ключевой темой заседания. Цель — кооперация усилий, стандартизация правил и норм и в целом гармонизация работы отрасли.
Китак Лим: «Для внедрения в отрасль новых предложений необходимо тесное взаимодействие Международной морской организации, индустрии и органов контроля, которые находятся в разных странах. И в этих условиях обеспечение безопасности мореплавания и компетентный контроль соблюдения Токийского меморандума береговыми властями разных государств становится серьезным подспорьем».
Россия участвует в трех международных меморандумах о государственном портовом контроле: Токийском, Парижском и Черноморском. «Все они созданы для того, чтобы решить проблему безопасности мореплавания, усовершенствовать защиту окружающей среды и улучшить условия работы моряков. Другой момент, важный для нас, — это улучшение коммуникации между Международной морской организацией и меморандумами, особенно это касается обмена информацией», — сообщил Виктор Олерский. По его словам, Россия выполняет установленные комитетом обязательства по проведению инспекционных процедур в отношении работающих в регионе судов. По итогам 2016 г. из 1049 инспекций судов, плавающих под иностранным флагом, в 807 случаях были выявлены различные нарушения, ставшие основанием для 22 задержаний.
Позиции стран, входящих в ИМО, совпадают по многим вопросам. «Я нахожу, что у нас схожие позиции в отношении глобального судоходства, в вопросах изменения климата (Парижское соглашение по климату), а также в вопросах содержания серы в судовом топливе. Обширная береговая полоса, наличие портовых мощностей, грузовая база, соседство с экономиками стран АТР, а также новые транспортные магистрали, такие как Северный морской путь, — все это обеспечивает территории огромный потенциал развития. В первую очередь — порта Владивосток и порта Восточного», — считает генсек ИМО.
По его словам, Россия — морская держава с прочными традициями, заложенными в течение нескольких веков, обладает высококвалифицированным человеческим потенциалом. «Меня в очередной раз убедила в этом состоявшаяся накануне в Москве встреча с руководством компании «Совкомфлот», которая буквально потрясла меня масштабами уже сделанного компанией и фантастическими перспективными проектами, осуществлять которые и задумывать еще более захватывающие станет делом жизни многих моряков», — отметил генеральный секретарь ИМО. «Я уже и не говорю о том, что в Арктике, которая остается единственным открытым для дальнейшего транспортного и ресурсного освоения участком Мирового океана, Россия была и остается самым продвинутым, опытным, энергичным и наилучшим образом технически вооруженным игроком. Заверяю, вы имеете все основания гордиться славной историей и современным уровнем развития морского дела, управления судоходством и морского образования в вашей стране», — подчеркнул он.
Потребность судоходных и логистических компаний во все более квалифицированных специалистах, подготовкой которых как раз сильна Россия, будет только расти, уверенно заявил Китак Лим после посещения Государственного морского университета им. Невельского и учебного парусного судна «Надежда». Также генсек ИМО ознакомился с работой Центра региональной системы управления движением судов в заливе Петра Великого, где ему представили развернутую информацию о структуре управления морской деятельностью и ознакомили с непосредственной организацией работы регионального центра СУДС на мысе Назимова. После чего Китак Лим отметил, что созданный в России интегральный комплекс управления морской отраслью и обеспечения безопасности судоходства произвел на него глубокое впечатление и по многим направлениям может служить примером для использования другими морскими странами.
О взаимодействии говорили, в частности, на бизнес-форуме в рамках Токийского меморандума с участием представителей «морской экономики», развитию которой содействует Международная морская организация, все ее подразделения и страны-участники. «Мы обсудили несколько десятков тем, таких, например, как глобальное потепление, стандарты топлива, регулирование мореплавания, и других вопросов, относящихся к сотрудничеству между IMO и Россией. Я встретил взаимопонимание и вижу большой потенциал совместной работы», — сказал генсек ИМО.
Участники комитета отметили высокий уровень организации мероприятия российской стороной, впечатляющие достижения морской администрации России, и выразили признательность организаторам за «обеспечение возможности почувствовать себя частью большой и дружной семьи Токийского меморандума», особо отметив безупречную организацию деловой и культурной программы. Особую признательность за организацию проведения 28-го заседания комитета Токийского меморандума и соответствующего заседания технической рабочей группы секретариат комитета, представители всех 20 стран-участниц адресовали руководителю ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Андрею Дрегвалю, руководителю аппарата — советнику главы АМП Александру Кувшинову, помощнику руководителя АМП Владимиру Писклову и другим российским коллегам, сделавшим работу комитета в Приморском крае комфортной, содержательной и запоминающейся. Также была выражена надежда на то, что пребывание во Владивостоке и созданная атмосфера будут способствовать дальнейшему развитию профессиональной и конструктивной системы взаимоотношений между морскими администрациями Азиатско-Тихоокеанского региона и совершенствованию уровня государственного портового контроля в морских портах АТР.
Подводя итоги сессии комитета Токийского меморандума во Владивостоке, Виктор Олерский выразил уверенность в том, что работа комитета окажет позитивное влияние на международное мореплавание и будет способствовать сближению руководства Международной морской организации с морскими властями России.
Ксения СУХИХ