Как ты стала рок-фотографом?
Я стала рок-фотографом пять лет назад. У меня есть друг Илья Астафуров, ныне успешный артист Приморской краевой филармонии, а пять лет назад музыкант группы «Паутина» и Symmetry. Илья организовывал концерты в клубе BSB, а я только-только купила зеркалку и училась в фотошколе. Он очень долго меня уговаривал снимать свои концерты, но я не соглашалась, потому что очень стеснялась. Тогда концертных фотографов было очень много, человек 5-7 приходили на любое мероприятие, даже в будний день. Снимали и для себя, и для популярного тогда ресурса dvrock.ru, и для других сайтов. Я никак не могла представить себя среди них. Но однажды Илья выручил меня в очень сложной жизненной ситуации, и я сказала ему, что теперь я его должник и готова исполнить ответную просьбу. Как понимаете, попросил он меня сделать фоторепортаж мероприятия. Потом еще одного, и еще, пока я не втянулась. Я потом везде шутила, что заключила сделку с дьяволом и ни разу об этом не пожалела.
До прошлого года, действительно, более или менее значимые концерты проходили под прицелом моей камеры. С появлением дочери ситуация изменилась и я стала меньше снимать, теперь о концертах и группах я, в основном, пишу.
Самое интересное, что кроме уже упомянутого Ильи Астафурова, у меня был только один друг из моего «дофотографического» периода – Слава Сницаренко. Сейчас он успешный коммерческий фотограф, а тогда просто ходил на все концерты. Огромное число людей, которые мне близки по духу, появились именно тогда, когда я уже стала снимать для баров.
А если ты спрашиваешь о том, кто помог моему становлению, то этих людей очень много, я могу кого-то забыть нечаянно, потом себе этого не прощу. Это и арт-директора клубов, и промоутеры мероприятий, и организаторы концертов, и сами музыканты. Однажды я публично сказала «спасибо» одному из них, и его потом «забомбили» просьбами сделать бесплатную проходку на концерт, он сам был не рад…
Можешь вспомнить свою самую первую съёмку и ощущения?
14 февраля 2010 года. В этот день мои друзья Кристина и Леша Кузнецовы привезли группу Deform во Владивосток, в клуб «Паллада». Это было за год до истории с Ильей Астафуровым. Тогда я впервые в жизни узнала, что такое сидеть и общаться в гримерке с московскими музыкантами. Я снимала бэкстейдж и сам концерт. На фотографии не взглянешь без слез сейчас, а тогда мне казалось, что снимки крутые. До сих пор не знаю, зачем Кузнецовы меня позвали фотографировать: ни опыта, ни камеры достойной у меня не было. А что касается ощущений, это было что-то вроде «поймать звезду». Молодые фотографы очень часто ловятся на этом: у тебя есть доступ туда, куда другим нельзя, ты снимаешь в фотозоне, пока другие теснятся в толпе, тебя видно издалека, и все мечтают попасть в твой фотоотчет. И лишь когда проходит время, они понимают, что концертный фотограф – это на самом деле лошадиный труд, а не понты, и начинают вести себя по-другому.
Когда начинала фотографировать, какими были мечты? Хотелось попасть в Rolling Stones с репортажем?
Мои мечты были скромнее. Когда я начинала снимать, мне хотелось хотя бы для местного издания поработать. Даже бесплатно. Первый серьезный концерт, фото которого не стыдно показывать, случился в концертном зале «Андеграунд» на выступлении группы «Король и Шут» в 2011 году. У меня уже тогда был опыт съемок в BSB. Я купила билет на концерт, взяла фотоаппарат и сделала пару тысяч кадров. А на следующий день я начала обзванивать местные интернет-журналы типа TUSA.RU и vl.ru и всем их предлагать просто так разместить мои фотографии у себя. Единственный, кто откликнулся – Илья Табаченко. Он пригласил меня в офис, посмотрел снимки и согласился поставить их на сайт Primafisha. Потом он аккредитовал меня еще на несколько концертов, так и началось мое большое плавание…
Какое время в местной музыкальной культуре тебе запомнилось больше всего?
Когда выступал Роман Рэйн, и на его концерты ходили девушки в корсетах и пышных юбках. А на выступления метал-банд в BSB девчонки надевали вечерние платья, а не джинсы. Каждый такой концерт был как костюмированное шоу, причем, как со стороны музыкантов, так и зрителей. Сейчас, к сожалению, такую красоту увидишь, разве что, на Хэллоуин.
Период расцвета готики был прекрасен еще и тем, что практически каждое выступление музыкантов сопровождалось какой-то шоу-программой: то на крюках подвешивали, то гоу-гоу танцевали топлес, то файер-шоу устраивали. Я хорошо запомнила, как однажды пришла на концерт группы Sigma18, встала в первом ряду. И тут вышел Вася (вокалист), перемотанный бинтами вместо одежды и стал размахивать бычьим сердцем на длинной цепи с огромным таким крюком. А меня народ сзади так сдавил, что выйти я не смогла, и все выступление думала «Господи, только бы он мне этим крюком в глаз не попал…».
Сейчас, к сожалению, исполнители не обременяют себя никакими перфомансами, кроме, разве что, Павла Шугурова. А зря. Время такое – народ голодный до зрелищ, атакует галереи современного искусства и театры. Упускать такого зрителя – очень недальновидно, я считаю.
Когда-нибудь хотелось убрать фотоаппарат и быть там, на сцене с инструментом?
Если глобально – поменять статус фотографа на статус музыканта, то нет. Хотя я училась играть на барабанах уже будучи фотографом.
ЗОЖ до какого-то времени не был популярен в музыкальном коммьюнити. Были проблемы, например, с алкоголем?
Я бы сказала, что «нездоровый» образ жизни присущ молодым людям в принципе, и не имеет большого значения, относятся ли они к какой-то субкультуре. Каждый проходит через период, когда интересно то, что запрещено, и я не была исключением. Но, надо признаться, ни одного вида наркотиков я так и не попробовала. Может быть, оттого, что не вращалась в тех кругах, где они были доступны, а может оттого, что боялась последствий. Но один страшный период в моей жизни все-таки был: когда я втянулась в съемку мероприятий, я продолжала параллельно работать в офисе одной из солидных компаний Владивостока. Фотографировала я со среды по воскресенье, каждую ночь где-то была, а вечерами обрабатывала и выкладывала фотоотчеты в интернет. Я хорошо помню это время: я ложилась спать в 3 часа ночи, а в 6 утра уже звенел будильник, и нужно было собираться на работу. Чтобы хоть как-то поддержать свой организм, я начала курить и пить энергетики. И так было долго: полтора года, не меньше. Разумеется, это не могло пройти без последствий: однажды наступил момент, когда я, как в фильме «Бойцовский клуб», перестала понимать, где реальность, где сон. Я могла идти на работу и сесть на другой автобус, а однажды осознала себя переходящей дорогу на красный свет, при этом я не могла вспомнить, как тут оказалась. Этот случай стал толчком к тому, чтобы пересмотреть свое отношение к жизни. Я взяла перерыв в два месяца от съемок и занялась своим здоровьем. С тех пор стала себя щадить.
О старых клубах. Какое место хотелось бы возродить?
В отличие от многих, я совершенно не грущу о старом BSB и известному лет 10 назад клубу InRock. Зато мне не хватает фестивалей на 10 коллективов, которые устраивали ребята из «Legion Production» в «Палладе». Вот где реально был замес часов на 6-8 живой музыки! Быть может, кто-то подхватит это знамя и понесет дальше. Пока же во Владивостоке ничего подобного нет уже года три. Прикольное место открывалось пару лет назад в одном из подвалов. Называлось «Горячая вилка». Там был настоящий андеграунд, вся музыкальная богема быстро переместилась туда. Но клуб вскоре закрыли по неизвестным мне причинам.
Что думаешь о нынешнем состоянии Владивостока? Развивается? Затухает? Заметны ли тебе, как человеку интересующемуся, перемены?
Город изменился до неузнаваемости буквально за последние лет шесть. Причем, в лучшую сторону. Инфраструктура в виде мостов и построенных детских садов меня пока мало волнует, зато я вижу, сколько событий стало происходить в культурной жизни: и неделя моды, и экономический форум, и медиасаммит, и фестиваль кино (не путать с Pacific Meridian), и появившийся ЦСИ «Заря», и реорганизация библиотечной системы, и возродившиеся поэтические вечера, и лектории, и марафон… Этот список можно продолжать долго. Если ты молодой, не обремененный обязательствами человек, ты всегда найдешь себе занятие на вечер вне дома. Я рада, что моя дочь родилась в этом городе.
Как бы ты описала нынешнее состояние рок-тусовки во Владивостоке?
Музыкальных коллективов, постоянно выступающих, стало гораздо меньше, чем, например, пять лет назад. Появилось много новых площадок, а заполнять программу стало практически некем. Если раньше нужно было бить челом и постоянно работать над качеством своего материала, чтобы тебя пустили поиграть на сцену какого-либо клуба или фестиваля, то сейчас организаторы и арт-директора сами выходят на артистов и промоутеров и просят заполнить «дырку» в программе. Оттого мы видим на афишах одни и те же коллективы. Одна и та же группа может дать в месяц 3-4 концерта. При этом тех, кто собирает полный зал, можно по пальцам пересчитать.
А в остальном мало что изменилось. Музыка у нас делается, как и 10 лет назад, не по законам шоу-бизнеса, а на авось. Музыканты собираются, пишут материал, выступают, ловят кайф, выступают еще. Продвижение творчества, как правило, ограничивается созданием страницы в соцсетях. Если кому-то повезло, и у него появляется деятельная и ответственная, например, жена (друг, поклонник, активный участник – нужное подчеркнуть), которая берет в свои руки менеджмент коллектива, то постов в контакте и концертов становится больше. От этого популярность группы вырастает. Если в группе коммуникабельные музыканты, да еще и с хорошими задатками «менеджеров по продажам», то коллектив аккумулирует вокруг себя огромное количество друзей, которые тоже ходят на концерты, и аудитория слушателей продолжает расти. Потом объявляется какой-нибудь конкурс, в котором группа, набравшая больше всего «лайков», выступает на разогреве у крутого коллектива, и вот уже деятельная «жена» вовсю бомбит социальные сети, рассылая по друзьям просьбу проголосовать … В итоге, чаще всего, побеждает группа, у которой было больше всего такой вот суеты. Это не плохо и не хорошо. Просто время сейчас такое. Те, кто делает по-другому, как правило, не задерживаются. Или разваливаются, или уезжают из Владивостока в столицу. Исключения, конечно, есть. Но их можно по пальцам пересчитать.
А еще не стоит забывать про совершенно другую часть приморской рок-тусовки: немногочисленные коллективы, которым уже по 15-20 лет: «Туманный стон», «Стёкла», «Четвертый ДУСТ», «ТайГа», например. Они не рвутся ни в какие конкурсы, не стремятся никому ничего доказывать, просто играют рок в свое удовольствие. Я от их выступлений получаю колоссальный заряд энергии.
Сцена Владивостока очень сильно изменилась. Теперь в топах совсем другие имена. Кого бы ты могла выделить и почему?
Приходя на концерт групп «Марлины» и «Дерсу Узала» можно быть уверенной в том, что зал будет полным. К тому же, это те немногие коллективы, которые могут себе позволить сольные выступления, да еще и с платным входом. Сомневаюсь пока, отнести ли к топам группы HAYS и Starcardigans, поскольку давно не была на их концертах и не знаю ситуацию с посещаемостью, но ребята недавно вернулись из туров по азиатским городам и активно работают над новым материалом, так что они все время на слуху.
Расскажи историю падения местного коллектива. Например, следила за кем-то с самого начала, подающим надежду, а потом коллектив распался, вокалист спился, а гитарист ушёл в монастырь. Был подобный коллектив?
А зачем говорить о неудачах? Во-первых, это как будто танцевать на чужих костях. Во-вторых, надо понимать, что коллектив существует ровно столько, сколько выступает. Стоит прекратить концертную деятельность, через три года о тебе уже мало кто вспомнит. С фотографами, кстати, та же история: ты можешь снимать хоть каждый день, но если оставишь это занятие, о тебе забудут быстрее, чем ты можешь себе представить.
А история успеха, которую ты наблюдала?
Здесь для начала надо определить, что считать успехом. Переезд группы в Москву? Сомневаюсь, потому что не знаю, собирает ли в Москве группа такие же полные залы, как во Владивостоке. Тур по нескольким городам? Тоже нет, поскольку нет ничего сверхъестественного в том, чтобы организовать тур, имея достаточно денег, и отсутствие сдерживающего фактора в виде основной работы и необходимости оплачивать ипотеку, например. Но это не означает, что я отношусь к таким переехавшим или гастролирующим коллективам пренебрежительно. Наоборот, молодцы, что используют на полную катушку те возможности, которые у них есть. Я всегда за любой апгрейд.
Но в мире, в котором я живу, успешной считается группа, песни которой регулярно можно услышать в эфире «Первого канала» и «Нашего радио». По таким критериям за 20 лет успех «Мумий Тролля», как мы понимаем, никто не повторил.
Но есть у меня пример одной выросшей звездочки. Это молодой парнишка из Лесозаводска, самоучка, родившийся, наверное, с барабанными палочками в руках. Его зовут Николай Кондратьев. Он учился играть чуть ли не на кастрюлях. Когда повзрослел, переехал во Владивосток и постепенно стал не только одним из самых востребованных драммеров города, но и одним из лучших преподавателей по барабанам. Он успел поиграть во многих известных коллективах: Hellcat, Fobium, Tsunami Ride, например, а также прокачать на своих уроках не одного молодого барабанщика. Одним из ярких фактов в его биографии стало сотрудничество с группой из Томска DEHYDRATED, очень уважаемой среди фанатов метала. С ними он даже откатал один или два тура по стране. А совсем недавно Коля переехал с Санкт-Петербург. Не знаю, насколько быстро сложится его музыкальная жизнь там, но этот шаг был ожидаемым. Ему давно стало тесно в рамках нашего города.
Кто из местных групп обязательно будет в твоём плейлисте? Чьи песни будешь напевать, даже если попадешь на необитаемый остров без плеера? Можно даже привести пример текста из песни.
Вот ты сейчас скажешь, что я опять пиарю своего мужа, но чаще всего я цитирую именно его песни: «Так бывает» и «Продай за фишку». А в моем реально существующем плеере до знакомства с мужем долго были песни групп Mari!Mari! и Delyrica. Под них удобно грустить в автобусе в пробке. А под «Дерсу Узала» мы ехали в ЗАГС и потом не раз напевали их в свадебном путешествии, так что творчество «Дерсу» ассоциируется у меня только с самыми светлыми и хорошими моментами.
Интересно, как ты познакомилась с мужем. Он ведь тоже музыкант. Это было на концерте?
С Денисом в первый раз мы познакомились еще в университете. Волей судьбы, мы учились в одном корпусе ДВГУ, только на смежных специальностях. В нашем здании был компьютерный класс, куда приходили студенты воспользоваться бесплатным интернетом. Мы тогда случайно заговорили друг с другом на тему местной музыки, он даже записал мой номер телефона. Правда, потом его бессовестно потерял. Последующие 10 лет мы учились в одном здании, ходили на одни концерты, имели десяток общих друзей, но так ни разу и не встретились больше. Пока однажды организаторы не отменили байкерский фестиваль под Находкой, на котором я должна была работать фотографом. Десяток приглашенных музыкантов остались не у дел, как и я. А Денис к тому моменту жил в Большом Камне и уже имел некоторый опыт в организации рок-фестивалей. Через музыкальный форум fvrc он пригласил команды вместо Находки приехать в Камень, и за неделю собрал приличный такой список желающих выступить. Я написала ему как организатору с просьбой аккредитовать на съемку, и так мы снова пересеклись. Он вспомнил меня первым. Ну а дальше как в американских мелодрамах. Мы год жили на два города: я во Владивостоке, он в Большом Камне, встречались только на выходных. Из этого года половину срока мы были женаты. Вопреки слухам, дочь появилась только через два года после свадьбы.
Теперь ты человек семейный и мама. Как поменялась жизнь после появления семьи и ребенка?
После появления Дениса жить стало гораздо легче. Как настоящий мужчина, мой муж взял на себя решение неприятных вопросов, которыми мне было страшно или лень было заниматься. А еще у меня, наконец, появился человек, с которым мы на 99% совпадаем в интересах и увлечениях, спутник и соратник во всех моих «хотелках»: от похода в кино до путешествия в другую страну. Причем, он не идет у меня на поводу, а наоборот, зачастую является тем локомотивом, который способен вытащить меня из дома. Я очень благодарна мужу за то, что он ни разу не поставил мне ультиматум и не вынудил перестать заниматься тем, что мне нравится. И я стараюсь отвечать взаимностью.
В январе у нас появилась дочь. И первое, чему нам пришлось учиться вместе – это все делать в условиях дефицита времени. Сначала это касалось только бытовых вопросов, а потом перекинулось и на все остальное. У нас больше нет времени подолгу пить чай или валяться на диване, читая книгу. Нужно успевать заниматься ребенком, домашним хозяйством, спортом, работать, репетировать. А ведь хочется еще как-то участвовать в культурной жизни: ходить на выставки, концерты, общаться с другими людьми. Поэтому мы стали очень избирательно относиться к событиям, которые посещаем. Мы можем приехать в клуб или на праздник, но только на час, например. Если я выбираю салон красоты, то иду к тому мастеру, который умеет работать быстро. Если тренажерный зал, то там должно быть мало людей, чтобы не пришлось ждать своей очереди на беговую дорожку.
Видел, что вы с Денисом теперь частенько выступаете с акустикой. Всё, тяжелого больше не хочется? Спокойность и камерность?
Денис продолжает выступать с группой БИЭТ, а в акустическом проекте реализует те песни, которые не попадают под формат БИЭТа. Он почти полгода очень деликатно подталкивал меня к тому, чтобы я попробовала поиграть на бонго. Так возник наш дуэт «Оптом дешевле». Я очень боялась сцены, но он как-то сумел все обставить так, что первый концерт прошел настолько хорошо, что я не замкнулась в себе, а наоборот, продолжаю.
Оборачиваясь назад, в своё прошлое, что ты видишь?
Моя жизнь – как слоёный пирог. В ней несколько совершенно разных периодов, в которые у меня были разные занятия, разные друзья, разное мировоззрение и даже разный цвет волос. Как будто я прожила много маленьких жизней.
Кстати, как выбираешь мероприятие, на которое пойдёшь? Какому критерию должна соответствовать группа, чтобы её концерт посетила Наташа Лотос?)
У меня просто должно быть время и соответствующее настроение. Поэтому я могу приехать и на акустический квартирник, и на метал-фестиваль. Единственная группа, чьи концерты я не пропускаю – это, как понимаешь, БИЭТ, в которой играет мой муж.
Особое внимание я обращаю на коллективы, в которых есть что-то нестандартное, «фриковое»: «Био Виа ай Жы», «Kikim0rra», проекты с участием Паши Шугурова и Захара Воробьева. Мне импонирует умение музыканта быть еще и артистом, создавать на сцене образ, нередко имеющий мало общего с ним самим.
Были ли когда-нибудь мысли, что ты занимаешься не тем, свернула не туда?
Я постоянно себя спрашиваю, верной ли дорогой иду. Пару раз в жизни я делала, как мне казалось, ошибочный шаг, когда меняла одну работу на другую. Потом время показывало, что этот опыт был необходим для чего-то другого и более важного.
Если не фотография, то что?
А уже есть это «что»: я работаю корреспондентом на музыкальном портале grink-city.ru. Я отслеживаю выпуск новых релизов и другие новости дальневосточных исполнителей и пишу об этом.
А еще я могла бы быть гидом или экскурсоводом, например. Потому что я очень люблю путешествовать и рассказывать людям о самых интересных местах и событиях. У меня даже есть некое подобие трэвел-блога в интернете: это сайт, который я постепенно заполняю советами и фотографиями для начинающих путешественников.
Как думаешь, сколько в тебе ещё нереализованного потенциала?
Не могу ответить, поскольку до конца еще не поняла, что лучше всего подпитывает и мотивирует меня. Но приятно осознавать, что всегда можно начать заниматься чем-то совершенно новым и до того казавшимся невозможным. Так что, может быть, я однажды начну делать что-то мне не свойственное: водить грузовик, например, или плести фенечки.
Чем отличается рок-фотограф от простого фотографа?
Жанров фотографии так же много, как и музыкальных направлений. «Рок-фотограф» — это термин, придуманный самими же фотографами, снимающими исключительно концерты. Вроде бы так солидно звучит и сразу понятно, чем ты по жизни занимаешься. А вообще, рок-фотограф – это мастер репортажной фотожурналистики. Его снимки имеют ценность только в том случае, если, глядя на них, зритель может понять, что происходило на мероприятии, которое он пропустил. На мой субъективный взгляд, если фотограф приходит на концерт и снимает исключительно портреты позирующих ему гостей и таких же причесанных статичных музыкантов, это не рок-фотограф. Это специалист по аватаркам, например.
Для меня Наташа Лотос — это, можно сказать, хороший бренд, фотографии которого я узнаю везде, а вотермарка является эдаким гарантом качества. Дай совет, как стать хорошим рок-фотографом, какими качествами стоит обладать и в какую сторону смотреть?
Спасибо за теплые слова. Они дают понимание, что не зря где-то недоспала, где-то недоела, чтобы фотоотчет сделать…
А совет простой: никого не слушать и не пытаться быть ни на кого похожим. В современном мире настолько стерлись границы между «хорошим» и «плохим», что качество твоих работ объективно не может оценить ни один человек. Одному понравится, другому – нет, и это не должно влиять на твоё решение, снимать ли дальше. Лучшее, что можно сделать – это выработать свой неповторимый стиль. Ну и конечно, если снимаете со вспышкой, настроить на камере синхронизацию по задней шторке.
текст: Алекскандр Шумейко
фото: Дмитрий Коробов