Во Владивостоке насчитывается с десяток общественных движений, которые занимаются развитием велокультуры. Среди сотен их участников по пальцам можно пересчитать тех, кто использует велосипед как основной транспорт круглый год. В английском для обозначения таких людей есть слово «commuter» — в широком смысле это человек, который регулярно ездит на велосипеде на работу.
Владимир Кумов, основатель проекта Let’s bike it!, советник заместителя министра транспорта РФ на общественных началах
В современном английском словом «commuter» обычно называют человека, который для поездок по делам использует в качестве транспортного средства велосипед. К сожалению, в русском языке аналог подобрать довольно сложно, так как слово «велосипедист» всё же пропитано потом, за ним закреплён образ человека на гоночном велосипеде в лайкре. В английском языке слово «cyclist» тоже имеет более спортивное значение. Если вбить в поиск по картинкам это слово , то мы увидим людей в пиджаках, в платьях на велосипеде. Если мы вобьем cyclist — будут люди в спортивной одежде.
Города по всему миру сейчас активно развивают велодвижение, условия для пешеходов и общественный транспорт, так как появилось понимание, что автомобилецентричный путь развития является тупиковым. Города стоят в пробках, ухудшая экологию. Плюс к этому, малоподвижный образ жизни является причиной слабого здоровья. В конечном итоге, развивать велодвижение оказывается экономически более выгодно.
Ещё один аспект – это безопасность на улицах. Статистика показывает, что чем больше на дорогах пешеходов и велосипедистов, тем меньше там происходит ДТП с летальным исходом или тяжёлыми травмами. В России ежегодно погибает около 27 тысяч человек. За прошедшие 15 лет — почти полмиллиона жителей страны погибли на дорогах, ещё 4 миллиона получили травмы. Это очень много.
Россия хоть и маленькими шагами, но всё же начала движение в сторону велодвижения. Меняется нормативная база, кое-где создаётся велоинфраструктура, но сделать ещё предстоит очень много.
В Москве людей, передвигающихся на велосипедах, с каждым годом больше. Сейчас даже зимой можно встретить следы велосипедов. Этому способствует и реконструкция улиц, которая ведётся в последние несколько лет, и общая усталость от транспортных проблем города.
Плюсов у передвижения на велосипеде очень много, а минусы, как правило, возникают в городах, где для этого не созданы безопасные и комфортные условия. Например, ваш город фактически мотивирует жителей покупать больше автомобилей и стоять в пробках, так как на «Золотом мосту» (сравните с мостом в Сан-Франциско!) нет условий ни для велосипедистов, ни для пешеходов. Владивосток, конечно, имеет ряд недостатков в виде сопок, но всё же, потенциал есть. Особенно, с развитием и уменьшением цены электровелосипедов, цель которых – не заменить человека, крутящего педали, но облегчить преодоление горок и больших расстояний.
Денис Ясинков, геолог «Примгеострой»
Я живу в Подножье на Русском острове и езжу в город на работу – контора находится на Дальпрессе, часто работаю на объектах «в полях» и туда тоже нужно ездить. Получается, 43 километра в одну сторону. С тех пор, как перестали существовать паромы, это моя ежедневная дистанция.
Зимой проще, когда бухта Новик перемерзает. Езжу по льду, расстояние сокращается в два раза. Да, тяжелее погодные условия – ветрено, холодно и морозно, но мне так удобнее. Иногда на барже езжу обратно с работы, чтобы сократить, когда не хватает энергии. Но это только летом.
Сначала купил велосипед, чтобы ездить на работу в Москве. Потом переехал сюда, на остров Русский, стал ездить по льду. В день получается около 80 км, в этом месяце я проехал 617 километров. Это много даже по меркам людей, которые занимаются спортом.
Если бы я ездил по пять километров, то надевал бы обычную городскую одежду. Но мой маршрут с подножья по сопкам, грунтовкам и пробкам удобнее проходить в экипировке. Чтобы не сдувало на том же мосту, чтобы не перегреваться на подъемах и не выхолаживаться на спусках. По пути на работу я как будто пересекаю несколько климатических зон. Едешь по ветру — солнце светит, жарко, начинаешь раздеваться. Дорога поворачивает — едешь против ветра, совсем другая картина. По Русскому едешь, одни условия, по мосту — другие. А когда в город – теплее и солнечнее.
Я использую и машину, и баржу, и автобус. Езжу на велосипеде, но могу подсесть в автобус №15, когда очень пыльная дорога. Когда сильная пыль на грунтовке на Русском, еду на машине до асфальта, там оставляю машину и пересаживаюсь на велосипед. По времени на автобусе путь до работы занимает 1,5 — 2 часа, на велосипеде тоже самое, один в один. По времени эффективнее всего – комбинированные варианты. Велосипед—автобус—баржа, разные комбинации.
Я пользуюсь велосипедом не для экономии денег. Расходные материалы, экипировка – все это дорого, а из-за грунтовки велосипеды быстро ломаются. Да, это дешевле, чем машина, но не дешевле, чем общественный транспорт, скажем так. Для меня это возможность вписать фитнес, на который не хватает времени, в повседневный образ жизни. Совмещение дороги с физкультурой.
С инфраструктурой у нас в городе хорошо, у нас не очень хорошо с дорожным полотном. Люки, дыры, ливневые канализации — все это ближе к правому краю расположено, где велосипедисты. Даже не надо никаких велодорожек, достаточно просто залатать все дыры и закрыть люки.
Многие говорят, что город не приспособлен для велосипедистов по климату, рельефу и инфраструктуре. Но я личным примером показываю, что приспособлен, и что даже нашей суровой зимой можно ездить. В плане климата вопрос решается экипировкой. Рельеф – просто более легкий велосипед с большим количеством скоростей. Остальное – было бы желание. Думаю, ездить на велосипеде комфортнее и быстрее, чем на машине.
Анна Ершова, редактор в библиотеке в ДВФУ
Началось это с того, что мне было не с кем кататься на велосипеде, и я решила это делать одна, по пути на работу. Сейчас я два раза в неделю езжу со второй речки на Русский остров, остальные дни в библиотеку на Алеутской. До работы в центре я добираюсь за 20 минут, до острова за час и 20 минут. Экономия времени особенно ощущается вечером, когда во Владивостоке самые пробки.
В кампус двигаюсь по объездной дороге. Там машины носятся, а трафик намного меньше, чем в городе, и нет пробок. Достаточно широкая отделительная полоса, но все равно во время дождя бывает поливает из-под колес большегрузов.
На работе есть возможность принять душ и переодеться, все относятся с пониманием. На Алеутской мне разрешают ставить велосипед в гардероб, в ДВФУ оставляю на велопарковках под камерами наблюдения.
Если говорить об инфраструктуре для велосипедистов в городе вообще, то ее просто нет. Отсутствие велодорожек делает поездки на работу опасными. Раньше я боялась и ездила дворами, сейчас я думаю, что в такой ситуации просто нужно соблюдать правила. Стараюсь ездить по правому краю, показывать рукой повороты, на переходах спешиваюсь. Иногда бывают аварийные ситуации. Однажды ехала на работу, и на Бородинской водитель долго стоял и, конечно, меня видел, а потом резко выехал на главную. Мы разъехались тогда, но это было страшно.
Вообще надо сказать, что автомобилисты по-разному относятся — некоторые прижимают, другие пропускают. Люди разные, но в основном реагируют лояльно. Мои знакомые пешеходы тоже думают по-разному: некоторые крутят пальцем у виска, другие говорят – «здорово, мы тут в пробке стоим в полном автобусе, а ты мимо проехала». Машины у меня нет, и я не жалею — я передвигаюсь с нужной мне скоростью, могу заехать, куда я хочу, и почти не трачу деньги.
Коммьютеров в городе очень мало, их можно пересчитать по пальцам. В основном на дорогах я вижу мужчин. Есть еще одна женщина, которую я часто замечаю на Второй речке. Она старше меня, ездит на обычном велосипеде с корзинкой, правила не соблюдает. Мы ездим на контактных педалях, она на «топталках». Без шлема, куртка развевается, в корзинке дамская сумка. Но ездит же куда-то, я ее вижу каждый день.
Николай Анохин, руководитель велонаправления в сети спортивных магазинов
Я не знаю, кто такой коммьютер, я просто езжу на работу на велосипеде. Почему? Мне это нравится, во-первых, потому что это интереснее, чем ездить на автобусе или на машине. Во-вторых, чтобы поддерживать форму и разнообразить рабочий день. В-третьих, потому что так быстрее. Например, я езжу из частного сектора на Холодильнике до Первой речки, где находится мой офис — на автобусе я добираюсь около часа, на велосипеде минут 15, с поправкой на ситуацию на дорогах.
В свободное время я занимаюсь даунхиллом ( от англ. downhill — «вниз с холма») – это экстремальный велоспорт, в котором участники соревнуются в скоростном спуске. Наступает выходной или отпуск, я еду в горы с велосипедом, часто бываю на соревнованиях. Катаюсь на спортивном велосипеде, он дорогой сам по себе, плюс денег на ремонт и расходники уходит примерно на сто тысяч в год. Это одна из причин, почему у меня нет машины – я не хочу содержать два транспорта одновременно. Это было бы удобно, но машина не очень вписывается в мой образ жизни. Не хочу отказываться от веселья и адреналина ради комфорта.
Адреналин можно найти где угодно, даже если ты едешь на работу по городу. Поэтому мне очень нравится Владивосток в плане рельефа. Много подъемов, нужно долго в них тащиться, есть и экстремальные спуски.
На моем пути лестницы, косогоры, проезжая часть, железнодорожный переезд, сопка и финальный участок трассы на Холодильнике, по-настоящему «даунхильный».
По пути на работу я выезжаю с Военного шоссе, проезжаю через виадук, поднимаюсь выше, выхожу на Инструментальном кольце, после кольца разгоняюсь на начало лестницы, прыгаю первые два лестничных пролета, залетаю в следующую лестницу, потом резкий поворот 90 градусов. Лестница, еще одна лестница, вскакиваю к суши-бару, перелетаю последний пролет, проезжая мимо студентов и офисных работников, в том числе своих коллег.
Потом приезжаю в офис и переодеваюсь в сменную одежду (у нас есть дресс-код). На работе никто не акцентирует внимание на моем транспорте, всем важно, чтобы я приезжал вовремя на работу. Опоздал я за все время только один раз, когда решил поехать зимой на автобусе.
Если говорить о конкретных результатах велосипедного образа жизни – я похудел на 70 килограмм за полтора года. Я весил 160, когда начинал кататься. Сначала было незаметно, потом появился рельеф в разных местах. Велосипед разрабатывает почти все группы мышц, так что поездка на работу на велосипеде – неплохая разминка.
текст: Дарья Миколайчук
фото: Антон Новгородов, Иван Марков