Сегодня, 20 ноября, суд вынес приговор фигурантам дела о крушении траулера «Дальний Восток». На скамье подсудимых – руководители ООО «Магеллан» (первый замгендиректора Алексей Васин и замгендиректора по безопасности мореплавания Александр Кудрицкий), а также экс-капитан траулера «Дальний Восток» Анатолий Борисов, начальник отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за рыбопромысловым флотом ФГБУ «Сахалинрыбвод» Росрыболовства Николай Харченко и государственный инспектор СВТУ Росрыболовства Александр Никодименко. Им назначено наказание от 5 лет 8 месяцев до 6,5 лет лишения свободы, сообщает пресс-служба СК РФ.
В зависимости от роли каждого подсудимые признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», «Получение взятки», «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Халатность».
Следствием и судом установлено, что непосредственной причиной крушения траулера «Дальний Восток» стало возникновение крена судна на левый борт в результате подъема трала с большим уловом (приблизительно 130 тонн). Однако дальнейшее затопление судна стало возможным в силу совокупности причин, наиболее значимой из которых стало непригодное состояние траулера, в котором оно находилось в плавании.
«Это связано с тем, что директор ООО «Магеллан» Егор Гащенко переоборудовал его в порту Пусан Республики Корея таким образом, чтобы значительно увеличить возможности траулера по ежесуточной переработке рыбы, которая возросла со 140 до более 200 тонн. В итоге часть элементов конструкции судна, обеспечивающих его остойчивость (свойство судна плавать, не теряя положения равновесия), в том числе в экстренных ситуациях, была попросту удалена. К тому же судно при почти пустых баках было заполнено рыбой на 1400 тонн, что также ухудшило свойства корабля балансировать», – говорится в сообщении Следственного комитета.
Кроме того, повлияли на произошедшее и действия других руководителей фирмы «Магеллан». Васин и Кудрицкий получали данные от капитана корабля о выловленной рыбе и знали о превышении массы допустимого груза. Они должны были и могли запретить дальнейшее плавание, но не сделали этого.
Харченко в свою очередь еще накануне выхода судна в плаванье получил от своего подчиненного сведения, что документация о системе управления безопасностью, без которой выход судна в море запрещен, отсутствует. Однако Харченко проигнорировал этот факт и выдал временное свидетельство по безопасности сроком на 6 месяцев.
Никодименко, проверявший судно вместе с пограничниками уже в открытом море, знал о превышении допустимого количества людей на нем и отсутствии достаточного количества спасательных средств. Он должен был сообщить своему руководству об этом, но предпочел за взятку в 500 долларов «закрыть глаза» и разрешить дальнейшее плавание. Как следствие – при крушении жилетов попросту не хватило на всех членов экипажа.
«Наряду с установлением обстоятельств крушения и доказыванием вины фигурантов, следствие позаботилось и о возмещении ущерба потерпевшим, арестовав имущество и счета компании «Магеллан» на сумму более 13 миллионов рублей, а также судно «Андромеда». Кроме того, наложен арест на имущество обвиняемых в сумме более 15 миллионов рублей. Приговором суда подсудимым назначено наказание от 5 лет 8 месяцев до 6,5 лет лишения свободы, кроме того, они лишены права заниматься деятельностью, связанной с обеспечением безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта», – сообщает пресс-служба.
Напомним, БАТМ «Дальний Восток», приписанный к сахалинскому порту Невельск (судовладелец – ООО «Магеллан»), затонул в течение 15 минут в ночь на 2 апреля 2015 года в Охотском море в 300 км южнее Магадана. На его борту были 132 человека, из них 62 человека погибли, семеро пропали без вести, 63 рыбака были спасены. Потерпевшими по делу проходят 27 жителей Сахалинской области, 45 жителей Приморского края, 17 жителей других регионов РФ, а также иностранные граждане.