Коридорный эффект

Международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» обещают выйти на новый уровень. В свете прошедшего заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития ДФО и Байкальского региона, где МТК стали предметом детального изучения федеральными властями, и суммы заинтересованных частных инвесторов приморские коридоры могут быть переформатированы из проектов, рассчитанных на китайский транзит, до системы логистики, формирующей грузопотоки из стран АТР в западную часть страны и далее в Европу.

«Один из возможных путей диверсификации экономики — создание транспортных коридоров, способных привязать экономики азиатских стран к международным коммуникационным артериям нашей страны. Это позволит Приморью стать по-настоящему интегрированным в экономику АТР регионом и, что немаловажно, зарабатывать на грузопотоках», — раскрыл карты заседания «К» Василий Усольцев, первый вице-губернатор края.

Александр Латкин, профессор ВГУЭС, доктор экономических наук : «Сегодня в КНР построена сеть современных скоростных железных дорог (350 км в час летом, 270 км в час зимой), нет проблемы перевезти по ним грузы с севера Китая в южные порты этой страны. Потому надеяться на китайский транзит особо не стоит. В связи с чем «Приморье-1» и «Приморье-2» в настоящее время видятся как многофакторные проекты. Для коллег по АТР, тех же японцев, как они заявляют, нет большой разницы — отправлять грузы напрямую в Китай или в приморские порты. Смотрят, где безопаснее и дешевле».

Игорь Польченко, генеральный директор ГК «Транзит-ДВ»: «Транспортный коридор «Приморье-2» не стоит рассматривать как транзитную линию между севером и югом КНР. Необходимо включать МТК в единую программу со свободным портом, примыкающими ТОР, использованием Северного морского пути, вплоть до Мурманска. Таким образом, порты южного Приморья Хасан, Славянка, Зарубино должны войти в мировую транспортную сеть по перевозке контейнеров в Европе и странах АТР».

На входе и на выходе

«Приморье-1» и «Приморье-2» — самый короткий путь из АТР в Европу, с минимальным количеством стран -участниц, а значит, и границ. Эти конкурентные преимущества и могут сделать проекты перспективными. Уже сейчас к транспортно-логистическому комплексу края проявляют интерес Япония и Республика Корея. Целый ряд стран АТР также готовы использовать потенциал Приморья. И важно в этом международном разделении труда забрать свою справедливую долю прибыли. «Чтобы коридоры заработали на полную мощность, их необходимо сделать удобными и выгодными для грузовладельцев и транспортных операторов. Пока они таковыми не являются и проигрывают конкуренцию альтернативным маршрутам и по срокам, и по цене», — сказал Усольцев.

Эксперты эффективность проектов напрямую связывают с устранением административных барьеров, препятствующих свободному передвижению грузопотоков на пограничных постах. «Для реализации проектов МТК, кроме инвестиций, необходим ряд решений. Во-первых, нужно доказать экономическую целесообразность транспортных коридоров. Широкая общественность пока расчетов не видела. У экспертов отрасли есть большие сомнения в том, что тот же Китай отдаст выручку за перевалку грузов нашим портам и дорогам. К тому же на сегодняшний день движение грузов по МТК получается элементарно дороже, — считает Денис Сарана, член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт». — Во-вторых, сегодня Таможенный кодекс Таможенного союза и процедуры ФТС делают быстрый транзит грузов через МТК нереальным. Большие затраты по времени на оформление документов. Наша таможня обязана получить-проверить документы на груз (контракты, счета, документы продавца и покупателя) на каждый контейнер — на входе и на выходе. К тому же документы надо перевести на русский язык, предоставить в бумажной форме. Очень многое надо менять, причем в масштабах всего Таможенного союза, когда и кто это сделает — неизвестно».

Евгений Новосельцев, заместитель генерального директора по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе ОАО «ДНИИМФ», кандидат технических наук: «Сегодня экономика требует развития все новых разных маршрутов и дешевых способов перевозки, поэтому надо искать свою нишу. Все страны в мире сегодня стараются диверсифицировать как поставки по импорту энергоресурсов, продовольствия, чтобы иметь разные источники, так и транспортные пути, по которым они осуществляют внешнеэкономическую деятельность».

В плане практического осуществления проектов перед Приморьем стоят сложные задачи. Прежде всего — создание развитой транспортной и сопутствующей инфраструктуры. «Сформировать транспортно-логистический сервис невозможно без пограничных переходов, построенных и оснащенных в соответствии с международными требованиями», — отмечает Игорь Хрущев, директор Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой».

По словам Хрущева, сейчас федеральный центр выделяет значительные средства на реконструкцию и расширение погранпереходов. Так, проектная документация на МАПП (многосторонний автомобильный пункт пропуска) «Пограничный» находится в стадии завершения корректировки. Планируемые сроки начала и окончания строительства пункта пропуска — середина 2016–2017 гг. После ввода объекта в эксплуатацию пропускная способность МАПП за счет увеличения полос движения автотранспорта и строительства стационарного инспекционно-досмотрового комплекса увеличится вчетверо.

Проведение реконструкции ЖДПП (железнодорожного пункта пропуска) «Пограничный» на станции Гродеково-1 запланировано на 2016–2019 гг. Строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса, а также административно-бытового здания для размещения контрольных органов между станциями Сосновая Падь и Гродеково-1 увеличит пропускную способность ЖДПП в разы. Установка аналогичного стационарного инспекционно-досмотрового комплекса планируется на станции Махалино, что в общем значительно увеличит скорость проведения досмотровых процедур и, как следствие, пропускную способность на направлении МТК «Приморье-1».

Еще с 2011 г. проводятся мероприятия по дооснащению морских пунктов пропуска Владивосток, Восточный, Находка, специализированных на транзитных грузах. Реконструкция морского пункта пропуска «Владивосток» уже проведена, в Восточном — завершается, в порту Находка — будет проделана в 2016–2018 гг.

«Что касается МТК «Приморье-2», то в настоящее время пропускная возможность МАПП «Краскино» в сутки — 48 единиц грузового автотранспорта и 40 автобусов. Модернизация позволит увеличить пропускную способность до 250 автомобилей и более 3 тыс. человек в сутки, — подчеркнул Хрущев. — Количество полос для движения в МАПП составит 10. Готовность строительных объектов сегодня составляет от 73 до 90%. Завершается корректировка проектной документации, необходимость которой потребовалась с учетом перспективы увеличения грузоперевозок и пассажиропотока в МТК «Приморье-2». Предполагаемая стоимость объекта составит более 1 млрд рублей».

Международные коммуникации

Но реальный транспорт с реальным грузом пойдет только по тем маршрутам, которые предоставят наиболее благоприятные для этого возможности. Поэтому многое будет зависеть и от того, насколько приморские власти готовы ликвидировать существующие недостатки.

Согласно государственной программе Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013–2020 гг.», в рамках МТК «Приморье-1» идет строительство трассы Владивосток — Находка — порт Восточный. Уже завершается возведение первого участка на подъезде к Шкотово, в районе поворота на поселок Силинский. На данном участке дорога будет связана с ИКРЗ «Приморье» в бухте Муравьиной. Второй этап предполагает выполнение работ на участке с 18 по 43 км, до Большекаменского городского округа. По словам Усольцева, строительство данного отрезка начнется в этом году и здесь будут максимально задействованы приморские строительные компании, зарекомендовавшие себя при возведении Нарвинского тоннеля. Третий, самый протяженный участок дороги, — от Большого Камня до порта Восточный. Параллельно будет проведена реконструкция ряда участков на дороге Уссурийск — Пограничный — госграница.

«Проект — весьма сложный с инженерной точки зрения. На протяжении автодороги из Владивостока до порта Восточный будет построено 120 искусственных сооружений: 45 мостов, 64 путепровода, девять эстакад, два тоннеля, а также 14 транспортных развязок. Расчетная интенсивность движения на дороге Владивосток — Находка — порт Восточный к 2033 г. может составить 30 тыс. автомобилей в сутки», — сообщил Усольцев, добавив при этом, что выполненная по современной технологии, с цементобетонным покрытием дорога увеличит скорость движения по ней автотранспорта до 110 км/ч, за счет чего заметно сократится время пребывания в пути. А допустимые нагрузки на ось составят 11,5 т, что будет соответствовать требованиям контейнеровозов.

Первые два этапа строительства реализуются за счет средств краевого и федерального бюджетов, для реализации наиболее масштабного и дорогого — третьего планируется привлечь частного инвестора. Заинтересованные во вложениях структуры есть. Сейчас администрация Приморского края совместно с Минвостокразвития решает вопрос, как с ними работать. Эффективным механизмом привлечения частных средств может стать концессионное соглашение.

МТК «Приморье-2» менее проработан, чем «Приморье-1», но более понятен с экономической точки зрения из-за короткого плеча до портов Приморского края. Общая протяженность дорог, которые необходимо построить или реконструировать для реализации МТК «Приморье-2», составляет 70 км, ориентировочная стоимость работ — 39 млрд руб. Средства предполагается привлечь в виде частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. Плюс продолжается расширение портовых мощностей в Посьете, Зарубино и Славянке.

Наиболее крупный инвестпроект «Большой порт Зарубино» предполагает создание специализированных перегрузочных комплексов в бухте Троицы, включающих в себя зерновой, контейнерный и бункеровочный терминалы, а также развитие железнодорожной и транспортной инфраструктуры на участке Зарубино — Хуньчунь. Строительство универсального морского порта с грузооборотом до 37,5 млн тонн разных грузов в год позволит создать почти 3,5 тыс. новых рабочих мест. Для реализации инвестиционного проекта будет создана энергетическая инфраструктура, которая, ко всему прочему, решит вопрос энергодефицита Хасанского района.

Заключенные с китайскими компаниями соглашения предусматривают совместное строительство инфраструктуры порта Славянка для организации контейнерных перевозок в объеме до 10 млн т грузов в год. Что касается Посьета, то рассчитанный на угольную перевалку порт реконструируется все последние годы.

Впрочем, по словам Усольцева, в настоящее время «Приморье-1» и «Приморье-2» рассматриваются не только как совокупность инженерных сооружений и дорожных объектов, сколько коридор экономических возможностей. Главное — наличие коммуникаций. «Непрерывный поток грузов, который обеспечат территориям края транспортные коридоры, позволит получить объекты инвестирования, создать новые рабочие места, вкладываться в придорожную инфраструктуру. С этой точки зрения МТК создаются не просто для транзита грузов, но и на всем своем протяжении открывают возможности для организации дополнительных производств, логистических центров и сопутствующей инфраструктуры», — уверен Усольцев.


 
По теме
Госавтоинспекция Приморья рекомендовала отменить организованные перевозки групп детей из-за ухудшения погоды, сообщает пресс-служба УМВД России по Приморскому краю.
4c487a0e95ce991c774ff0ddb180e015acbec1f4.png - Primorye24.Ru Полицейским не удалось попасть в квартиру, где находились юные стрелки Неизвестные устроили стрельбу из окна многоквартирного дома на улице Сельской во Владивостоке, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Telegram-канал HARDКОРЮШКА.
Primorye24.Ru
Это письмо в редакцию «Вестника Приграничья» прислала наша читательница, жительница Приграничья.
Газета Вестник Приграничья
Лучших юных чтецов определили во Владивостоке - Администрация г. Владивостока Городской конкурс прошел во Дворце детского творчества Фото Дианы Лащенко Произведения известных поэтов и прозаиков в исполнении юных жителей краевой столицы звучали со сцены городского Дворца детского творчества.
Администрация г. Владивостока