Краевые власти предлагают запустить скоростное морское сообщение из Владивостока в Славянку, Большой Камень и Находку. На маршруте предлагается использовать катамаран «Санкт-Петербург», построенный в 2012 году к саммиту АТЭС. Целесообразность организации морских пассажирских перевозок обсудили на заседании краевого общественного экспертного совета по транспортной политике во вторник, 20 марта.
С инициативой запустить скоростные морские перевозки вышли краевая администрация и лично врио губернатора края Андрей Тарасенко. Перевозить пассажиров планируют на катамаране «Санкт-Петербург», который был построен на заводе Восточная верфь в 2012 году к саммиту АТЭС. Всего судно может вместить 200 человек и развивать скорость в 25 узлов.
«На сегодняшний день перспективны скоростные суда. Чтобы они могли конкурировать в том числе с автомобильным транспортом, а пассажиры могли относительно комфортно и быстро передвигаться. Мы уже выезжали, делали ходовые испытания катамарана «Санкт-Петербург», которые показали, что судно соответствует тем характеристикам, которые заявлены. Нужно его приобрести и запустить. Конечно, есть нюансы, катамаран может ходить только в теплый сезон, с апреля по ноябрь. Тем не менее мы видим, что целесообразность перевозок конечно же есть», – сказал начальник отдела морского, железнодорожного и авиационного транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства Григорий Плотницкий .
Заявленная стоимость катамарана – 210 млн рублей. Однако как заявили эксперты, прежде чем покупать судно у собственника, необходимо провести экспертизу его стоимости.
«Необходимо провести экспертизу стоимости на сегодняшний день этого изделия. Потому что катамарану, несмотря на то, что у него наработка никакая, он не ходил, ему уже почти 8 лет. И если его строительная стоимость оценивалась в 200 миллионов, то вряд ли сегодня он имеет такую цену. А это очень большая разница – готов завод продать это судно за 100 миллионов или за 200, это принципиально поменяет всю картину», – сказал председатель совета Сергей Огай.
Напомним, для строительства корпуса катамаранв «Санкт-Петербург» была привлечена компания «Пасифико Марин», в собственности которой оказалось судно. В результате судебных тяжб было подтверждено право собственности ОАО «Восточная верфь», а «Пасифико Марин» обязали передать верфи проектную и техническую документацию судна. После единственной демонстрационной прогулки в августе 2012-го катамаран стоит на приколе.
По мнению врио губернатора Приморья, в крае необходимо ввести регулярные пассажирские перевозки по трем направлениям: Владивосток – Безверхово – Славянка, Владивосток – Находка, Владивосток – Большой Камень. Однако сам перевозчик не видит необходимости пускать катамаран до Находки и Большого Камня.
«Судном "Санкт-Петербург" можно эксплуатировать только одно направление, одновременно запустить все три направления невозможно. Время выхода из точки Находка, Большой Камень и Славянка должно быть одно и тоже – 7 утра, чтобы прибыть во Владивосток утром. Поэтому нужно выбрать – либо Славянка, либо Большой Камень, либо Находка. Я не вижу социальной значимости в маршрутах Находка и Большой Камень. Если говорить о Безверхово – она, безусловно, есть, это направление перспективное. В свое время мы начинали с 5-7 человек, сейчас возим туда до 150 в день. Славянка тоже отдаленный район. А вот Находка и Большой Камень не являются оторванными территориями, для чего туда эти маршруты? Востребованность этого судна там минимальна, есть и скоростная электричка, да и количество автомобилей, которыми стали управлять жители в разы возросло», – сказал индивидуальный предприниматель Александр Корытко .
По расчетам перевозчика, даже полная загрузка катамарана при стоимости билета в 550 рублей до Славянки, 500 до Находки и 300 рублей до Большого Камня не позволяет выйти на безубыточность. Поэтому необходимы субсидии из краевого бюджета. Так, для рейса Владивосток – Славянка размер необходимой суммы субсидий составляет почти 32,8 млн рублей, еще большая сумма требуется по маршруту до Большого Камня – чуть больше 35,9 млн рублей. Самый затратный маршрут Владивосток – Находка – ежегодная сумма субсидий должна быть более 46,8 млн рублей. Кроме того, для содержания катамарана в зимнее время, необходимо строительство теплого эллинга.
Тем не менее, общественный экспертный совет по транспортной политике организацию морских пассажирских перевозок в крае поддерживает, при этом, по словам участников совета, необходимо провести более точные расчеты необходимых затрат, а также создать краевую и городскую программу по развитию морского сообщения.
«Нужно развивать такие прибрежные перевозки, потому что наш край, наш город без этого – это недогород. У нас должна быть система морских пассажирских перевозок. Нужно и программы на эту тему сформировать, и городскую, и краевую с очень тщательной экономикой и проектированием. Это вполне решаемые задачи», – сказал председатель совета Сергей Огай.
Напомним, в ноябре 2010 года владивостокское ОАО «Восточная верфь» заключило два государственных контракта с администрацией Приморского края на поставку катамаранов «Москва» и «Санкт-Петербург» для нужд саммита АТЭС в срок до ноября 2011 года. Катамаран «Москва» был передан заказчику только 28 августа 2012 года и начал осуществлять пассажирские перевозки по маршруту «Владивосток – Славянка», а катамаран «Санкт-Петербург» так и не был спущен на воду. В феврале 2013 года Арбитражный суд удовлетворил иск краевой администрации к ОАО «Восточная верфь», обязав выплатить около 4 млн рублей.
Отметим, сейчас регулярные морские перевозки из краевого центра осуществляются по маршрутам Владивосток – Славянка – Безверхово, Владивосток – о. Попова – о. Рейнеке, Владивосток – м. Песчанный, Владивосток – Подножье (о. Русский). Морское сообщение с Русским островом возобновилось в начале марта – на маршрут вышел катер на воздушной подушке, вмещающий девять пассажиров.
Источник — VL.ru