Ефим Звеняцкий: После юбилея мы будем вынуждены на какое-то время закрыть театр

Зрительный зал театра
С актерами
На репетиции "Стены"
Столичные зрители увидят приморские "Крейсера"
Ефим Звеняцкий: После юбилея мы будем вынуждены на какое-то время закрыть театр
Фото: cdn.primamedia.ru
О том, что произойдет с главной приморской драматической сценой в 2018 году, - в интервью худрука «Горьковки» ИА PrimaMedia

7 июня, PrimaMedia. Неделя Приморского академического краевого драматического театра имени Максима Горького ожидает театральную общественность Владивостока и гостей города в октябре 2017 года. Повод – празднование 85-летия главной драматической сцены Приморья, после чего она будет на какое-то время закрыта. Почему эта перспектива так радует художественного руководителя театра Ефима Звеняцкого и что будут делать актеры и режиссеры в 2018 году, народный артист России рассказал ИА PrimaMedia накануне московских гастролей в интервью, посвященном итогам юбилейного сезона, а также планам театра – ближайшим и дальнейшим.

Главный подарок к юбилею

— Ефим Самуилович, этот сезон для театра стал юбилейным. Как будете отмечать 85-летие?

— Шумно. С застольем. А если серьезно, то запланировано несколько интересных мероприятий. Начнем с пресс-конференции. Затем состоится научно-практическая конференция. Потом юбилейный вечер вашего покорного слуги, которому также исполняется некое количество лет. 27 октября пройдет юбилейный вечер театра. Также запланированы выставки фотографий и театральных костюмов в музее или картинной галерее (где договоримся). Может быть, издадим альбом фотографий в виде приложения к четвертому, юбилейному изданию книги об истории театра. Ну и встречи, мастер-классы – к нам приедут гости из Америки, наши бывшие коллеги по театру, которые сейчас работают в других местах.

— То есть соберете всех, кого только можно?

— Хотелось бы. Поскольку, как нам было обещано, в 2018 году будут выделены деньги на реконструкцию театра, и мы будем вынуждены театр на какое время закрыть. Фасад здания театра был отреставрирован несколько лет назад, теперь настал черед сделать то же самое внутри. Реконструкция коснется сценической и зрительной части. Поэтому мы будем вынуждены на какое-то время покинуть здание.


Зрительный зал театра. Фото: ИА PrimaMedia

— Но ведь театр как таковой не перестанет работать?

— О, нет, кончено. Будем искать различные площадки. В основном это будут поездки по краю. Может быть, отправимся на гастроли в Хабаровск. Может быть, я договорюсь о каких-нибудь выездах за рубеж. В октябре приедут наши друзья из Америки – поговорим с ними.

— Надо полагать, в результате реконструкции внутренняя часть театра приобретет новые, современные черты?

— Для нас главное – новая машинерия, планшеты и круг сцены, свет, звук, штанкетное хозяйство. То есть техническое оснащение театра. Вот это для нас будет самым дорогим подарком к юбилею.

— А сами себе сделать подарок к 27 октября не собираетесь сделать? В виде какой-нибудь новой премьеры?

— Нет, специально премьеру не готовим. Ну, разве что у нас выйдет новая детская сказка. Сейчас отправляемся на гастроли в Москву, затем возвращаемся и уже 20 июля выходим из отпуска. И Александр Петрович Славский ставит спектакль "Волшебная лампа Аладдина". А потом Вячеслав Стародубцев , главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета, приступает к работе над постановкой юбилейного вечера театра имени Горького. Предстоит серьезная работа: репетиции, декорации, костюмы. А режиссер Вадим Данцигер , поставивший блестящий спектакль "Эдит и ее демоны", будет ставить мой юбилейный вечер.

Возможно, 29 октября с сольными концертами выступят заслуженная артистка России Лариса Белоброва и моя дочь Инна Звеняцкая , солистка музыкального театра "Геликон-опера".

Угадать Бендера

— Ефим Самуилович, как бы вы оценили прошедший сезон. Какие спектакли, по вашему мнению, удались особо? Что, может быть, не удалось?

— Ну, вот не удался спектакль "Драки шахтеров с художниками из-за стюардесс". Конечно, это чрезвычайно грустная история, но я снял спектакль с репертуара. Хотя, может быть, правильнее сказать, что я его пока законсервировал, с тем чтобы, если удастся найти репетиционное время, самому с актерами попробовать что-то сделать, если это возможно. Все-таки это комедия, да и автор Александр Образцов , нас беспокоит, — что со спектаклем.

Что касается удач, то могу отметить последнюю премьеру – спектакль "Эдит и ее демоны" с точно угаданной, я бы сказал, выигранной прекрасной актрисой (она и раньше была в театра, просто сейчас явилась в новой ипостаси) Натальей Овчинниковой , которая спела Эдит Пиаф. Это больше событие в театре.


С актерами. Фото: ИА PrimaMedia

Также большим событием я бы назвал спектакль "Смех лангусты". Играющая там актриса Ирина Кулешова тоже была на плаву всегда, а тут "выстрелила" в роли Сары Бернар.

Конечно, укрепили репертуар спектакли "Прошлым летом в Чулимске" по пьесе Вампилова и "Стена" по одноименному роману Мединского.

— А что с обещанными "Двенадцатью стульями"?

— Будем выпускать в апреле следующего года.

— Эта постановка всех интригует. Даже трудно представить, что мы увидим на сцене театра имени Горького

— Ну, интригует, наверное, потому, что сегодня каждый, как ему кажется, имеет представление о том, как ставить Ильфа и Петрова. Но, скорей всего, он знает об этом потому, что видел в роли Остапа Бендера гениальных артистов Сергея Юрского и Андрея Миронова. В общем, все всё знают. Поэтому надо поставить спектакль так, чтобы зрители увидели только Ильфа и Петрова. Но это тяжело.

Тяжело, потому что существует такое обилие кино— и телеверсий и, соответственно, обилие звезд российского кино и театра, прикоснувшихся к этому произведению.

Нужен какой-то свой ключ, какой-то собственный подход. И в первую очередь это связано со временем.

— Это, конечно, напрашивается.

— Не хотелось бы этим заниматься, потому что параллели с современностью присутствуют всегда. Однако что-то принадлежит только Ильфу и Петрову. Или, например, Аверченко, или Зощенко.

— Мне всегда казалось, что Остап Бендер, прежде всего, романтик, несмотря на, казалось бы, прагматичное отношение к жизни.

— Не знаю. Я боюсь судить. Но я знаю, что он трагически закончил. Воробьянинов взял и перерезал ему горло.

На мой взгляд, личность Бендера какая-то неугаданная. Личность, обладающая в своей простоте всеми полезными и порочными, всеми жизнерадостными качествами человека, которые он вдруг собрал, аккумулировал в одно целое, в одного человека. Думаю, что его создают и окружающие люди, мы. Улица создает каждого из нас, улица создает того, кто занимается театром или политикой. И здесь Бендера создает его окружение. А посмотрите, какое у него окружение! Это же словами не передать. Зачастую я думаю, что это паноптикум какой-то. А по сути это живые, реальные люди. Вот я бы и хотел вернуться к тому, что это, по сути, реальные, живые люди.

— Насколько я знаю, это действительно так. У каждого персонажа "Двенадцати стульев" есть свой прототип. Например, инженер Брунс, который противным голосом просит у жены "гусика", — это Валентин Катаев. А все обитатели общежития имени монаха Бертольда Шварца – это жильцы дома, где жил Ильф.

— Да, я знаю об этом. Я много читал о романе. Но я буду чуть-чуть делать крен в день сегодняшний. Скажем, события, происходящие в старгородской богадельне, я бы перенес в дом ветеранов сцены, потому что там есть и хор, и оркестр, и бабушки, которые этим всем занимаются.

Есть и другие задумки, которые я не могу сейчас открывать. А о многом я и сам еще не ведаю. Только сегодня мы закончили писать пьесу. Буквально выходили ее. И дальше, когда мы выйдем на сцену, будем писать ее снова. Инсценировку писать трудно. Но если получится, то спектакль может стать манком для зрителей. Люди ждут этот спектакль, хотят его увидеть. Но что произойдет в конечном итоге, я не знаю.

"Мы научились ценить зрителя"

— Давайте теперь поговорим о гастролях. В этом году театр имени Горького совершил большую поездку по краю. Какие впечатления? Как люди встречали?

— Вот недавно вернулись с "Русской рулеткой" Виталия Павлова . Добрались до Дальнегорска, где работали в двух дворцах культуры. Побывали в Чугуевке, Арсеньеве. Ранее были выезды в другие города и поселки Приморья. Но в этот раз впервые выехали на неделю. Такого не было, наверное, лет 10. И вот получилось благодаря средствам, которые были выделены мне как депутату Законодательного собрания по программе исполнения наказов избирателей. Спасибо коллегам-депутатам, поддержали меня в намерении вложить эти деньги в реализацию программы "Искусство – жителям Приморья".

Нам радостно, что в рамках этой же программы были выделены деньги и Театру молодежи, и краевому театру кукол. Театр молодежи, я знаю, кроме поездок по краю собирается ехать на гастроли в Благовещенск. Театр кукол будет показывать спектакли во Владивостоке и в крае. А нас, если мы встанем на капитальную реконструкцию, ждет край.

Принимают грандиозно! Люди благодарят, говорят, что к ним не приезжали по пять-семь лет.

Билеты на спектакль недорогие – 300 рублей максимум. Надо сказать, что такие гастроли, конечно, убыточны. И если бы не помощь из краевого бюджета, ничего бы не получилось. Только проживание в гостинице и аренда зала занимают весь театральный заработок. А ведь есть еще и транспортные расходы.

Но мы идем на это, потому что губернатор нас профинансировал, Заксобрание – поддержало, а коллеги-депутаты, курирующие ту или иную территорию, оказали помощь и содействие. Так что будем работать в этом направлении и дальше. Встреча с благодарным зрителем – это то, что всегда нужно актеру.

— Для актера это очень важно…

— А еще важно сесть в автобус, прихватить с собой удочку, половить рыбу, когда для этого есть возможность и свободный день.

На самом деле актеру очень важно, когда его ценит зритель. Но еще важно и самому научиться ценить зрителя. И мы научились ценить глаза зрителей и их желание видеть театр таким, каким он должен быть. Поэтому мы возим с собой декорации, как это ни дорого. Ставим свет. Все как полагается.

— Ефим Самуилович, вы прожили большую театральную жизнь, видели разного зрителя. Нынешний зритель чем-то отличается от зрителя 70-80-х годов прошлого столетия?

— Хороший вопрос. Я часто говорю, что знаю зрителя Приморья и этим обуславливается мой выбор авторов и их пьес. Но реакция зрителя на тот или иной спектакль имеет разные интонации. Видно, что в зрительный зал пришло новое поколение. Но наш основной зритель остался прежним. Это театрал, который десятилетиями ходит в театр имени Горького, который двадцатилетиями любит театр. Да, это люди пожилого возраста.

Но вод недавно один молодой человек сказал мне, что театр имени Горького – это бренд. А когда я спросил, что это значит, он ответил, что ходить в наш театр сегодня модно. Но я думаю, что это мне не очень нравится. Мода приходит и уходит. Другое дело, постоянное желание людей ходить в театр и переполненные залы во время премьер. Это говорит, что мы идем правильным маршрутом.


На репетиции "Стены". Фото: ИА PrimaMedia

Присутствие коммерческих наименований в репертуаре – вещь вынужденная, потому что зритель бывает разным. Коммерческая составляющая – это, как правило, комедии и мелодрамы. И если это высокая драматургия и литература, мы идем на это, как например, в случае с "Двенадцатью стульями". Для нас главное, чтобы юмор не был ниже пояса.

Для себя я определил, что в репертуар следует возвращать классические пьесы, более глубокие и значительные не только для театра, но и для зрителя. Вот почему сейчас после 30-летнего, а то и больше перерыва в репертуаре театра появится пьеса Горького "Васса Железнова". Я делаю это умышленно, для того чтобы привлечь людей к театру серьезному. Ведь Горький – гениальный драматург. Просто слишком долго мы не замечали этого под хрестоматийным глянцем.

В Москву с "Крейсерами" и "Поминальной молитвой"

— Как ставить классику сейчас? Возможно ли вызвать интерес современного зрителя, например, к "Грозе" Островского?

— Конечно. В БДТ имени Товстоногова поставили "Грозу", и спектакль получил "Золотую маску".

Другое дело, что интерпретации классических спектаклей, в которых выпячивается только режиссер и которые, в первую очередь, преследуют эпатажные цели, содержат какие-то умозрительные опыты, они превращают прекрасную литературу в невесть что. Я все-таки человек консервативный, следующий классическому театру, поэтому не хотел бы, чтобы ломали классику, хотел бы, чтобы происходящее на сцене соединяли с авторским замыслом. Когда Товстоногов, Эфрос, Гончаров, Ефремов ставили классические вещи, они понимали, что театр должен носить еще и просветительский характер. Это не значит, что они поучали зрителя, они просвещали его.

Сегодня, конечно, очень большая конкуренция. Есть телевидение, современные кинотеатры, компьютеры, всевозможные гаджеты. И в то же время, как мне кажется, у нас недостаточное школьное образование. Я думаю, к школьникам нужно подходить более индивидуально. И педагоги должны продолжать учиться, что они и делают. Все это, конечно, тема для отдельного разговора. И все-таки, как мне кажется, театр, наряду со школой, является одним из важнейших элементов просветительства. Все должно быть взаимосвязано – школа, улица, город, жители, театр.

Нынешняя бесхозность искусства замутняет разум зрителя. Он не понимает, на какой земле стоит. С одной стороны великолепный Мариинский театр, который создан у нас за очень короткое время. Но тут же рядом мнимые звезды эстрады с их бесконечным "чесом". И тут же восхитительная "Фетисов Арена", собирающая на каждый хоккейный матч по 5 тысяч зрителей. А зарплаты у людей не резиновые, приходится выбирать. Люди начинают плутать в море шоу. Им нужен некий компас, чтобы выбрать для себя то единственное. Я рад, что театр является таким компасом, притягивающим, как магнит, зрителя в течение уже 85-ти лет.


Столичные зрители увидят приморские "Крейсера". Фото: ИА PrimaMedia

— Ефим Самуилович, вскоре театр отправляется на большие гастроли в Москву, а это значит, что познакомиться с вашими работами смогут и столичные зрители.

— Гастроли организованы в рамках взаимодействия с Московским губернским театром Сергея Безрукова. Они выступят на сцене нашего театра, а мы при их содействии в Москве. У нас была возможность выбрать площадку. Я остановил свой выбор на сцене Центрального академического театра Российской армии, потому что спектакли, которые мы везем, а это любимые мной "Крейсера" по Пикулю и "Поминальная молитва" Горина, идущая у нас в театре уже 18 лет, последняя наши премьеры — "Забыть Герострата" и "Стена" — спектакли густонаселенные, требующие соответствующего пространства. 150 человек нас выезжает, в том числе три курса студентов. Везем огромное количество декораций. Такой, знаете, цыганский табор получается. Снялись и отправились на неделю в Москву.

— Что ожидаете от гастролей?

— Прежде всего, рассчитываем на теплую встречу с нашей владивостокской диаспорой, которая нас любит и всегда ходит на наши спектакли. С друзьями наших друзей, с друзьями наших детей, ну и с московской публикой, конечно, которая, как я надеюсь, несмотря на такое обилие театров в своем городе, все-таки почтит своим вниманием и спектакли театра из Владивостока.

 
По теме
Приморский краевой драматический театр выступил в столице Главный режиссер Ефим Звеняцкий и артисты театра выходят на поклон после спектакля «Крейсера» Уже не в первый раз сцена столичного Театра российской армии с
ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
Газета Вести
Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
МЧС по Приморскому краю
390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
Primorye24.Ru
С весенним настроением в пансионат «Солнышко» - ЦБС Находкинского городского округа «Весеннее настроение» – так называлась литературно-музыкальная программа, с которой сотрудники Центральной библиотечной системы, в очередной раз, приехали в гости к обитателям пансионата «Солнышко».
ЦБС Находкинского городского округа