Рыбопромысловый рынок существует по тем же законам, что и любой другой: условия растущей конкуренции диктуют свои правила, и в кризис выживает наиболее эффективный, мобильный, умеющий улавливать веяния времени.
Многие компании в условиях кризиса применяют стандартный алгоритм действий: вводится режим экономии, сокращается действующий штат сотрудников, оптимизируются текущие расходы.
Русская Рыбопромышленная Компания (РРПК) идет другим путем. В эти осенние дни в компании запускается уникальная программа, направленная на подбор и закрепление в компании наиболее профессиональных и высококвалифицированных кадров рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего флота. Действительно, получается, что для кого-то кризис – непреодолимое препятствие, а для кого-то – время новых возможностей.
Вот что рассказал нашему корреспонденту управляющий директор Дальневосточного филиала компании Сергей КОНОНЮК :
- Принятие новой программы мотивации, конечно же, не было спонтанным решением для компании. Это реализация одного из направлений планомерной и тщательно продуманной стратегии. Русская Рыбопромышленная Компания еще достаточно молода, мы третий год работаем на бассейне, а потому просто обязаны применять самые современные методы и управленческие решения в своей работе. Причем это касается как рыболовецкого флота, так и персонала.
Прежде всего, напомню, что, несмотря на молодость компании, основу ее составляют рыбопромысловые предприятия давно и успешно зарекомендовавшие себя на дальневосточном бассейне – это ОАО «ТУРНИФ», ЗАО «ИНТРАРОС», ООО «Совгаваньрыба», ООО «Востокрыбпром» и ряд других. Возьмем тот же «ТУРНИФ»: это компания с очень серьезной репутацией, сильным трудовым коллективом, богатыми традициями. Эти традиции мы бережно храним. Но время не стоит на месте, поэтому мы наметили для себя два основных стратегических направления развития: обновление флота и укрепление кадрового состава. Обновление флота подразумевает не только заказ новых современных промысловых и перерабатывающих судов, но и модернизацию действующего флота. Чуть больше месяца назад мы встретили одно из наших флагманских судов, вернувшееся с промысла – большой автономный супертраулер «Капитан Олейничук», экипаж которого уверенно перевыполнил рейсовое задание. А сейчас судно проходит модернизацию, которая, как мы надеемся, едва ли не удвоит его производственный потенциал.
Но все же главное, и я в этом абсолютно убежден – это люди, и этот потенциал бесценен. Поэтому первое, с чего мы решили начать – это создание комфортных, достойных бытовых условий для плавсостава. Сюда входит и бесперебойное снабжение судов качественными продуктами, и современная спецодежда, и состояние кают. С другой стороны - материальная мотивация также необходима, она иллюстрирует отношение компании к своим сотрудникам. Поэтому для нас очень важно, чтобы труд тех, кто уходит в длительные промысловые рейсы, оплачивался самым достойным образом. Сегодня Русская Рыбопромышленная Компания – в числе лидеров по уровню заработных плат для промысловиков, причем это касается как ключевых специалистов, так и матросов без класса. Но этого недостаточно, если мы хотим добиться стоящих перед нами серьезных целей.
Одна из этих целей состоит в том, чтобы ограничить время пребывания каждого экипажа в рейсе шестью месяцами: людям очень тяжело находиться на промысле по 8-9, а то и более месяцев. Значит, у нас должно быть по два экипажа на каждое судно. Сейчас кадровый департамент компании ведет активную работу в этом направлении.
Означает ли это, что мы ведем активный набор плавсостава? Безусловно. И стараемся тщательно работать с каждым новым человеком, смотреть, насколько он профессионален в своей области. Особое внимание, конечно же, к командному составу: от опыта этих людей зависит, в первую очередь, выполнение рейсового задания.
По поручению Совета директоров компании мы разработали и сейчас внедряем долгосрочную программу привлечения и закрепления в компании на дальневосточном рыбохозяйственном бассейне лучших капитанов и другого командного состава. Что понимается под этой программой? Прежде всего, существенный рост материального поощрения. На каждого участвующего в программе капитана выделяется ежегодно крупная сумма денежных средств. Из них две трети направляется в персональный премиальный фонд, а одна треть – по его выбору – может быть направлена на повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование, на санаторно-курортное лечение капитана и членов его семьи, на оформление полисов ДМС, также включающих членов семьи.
Естественно, что мы, в свою очередь, ждем от наших капитанов-директоров безаварийной работы, безусловного выполнения рейсовых заданий, высокого качества выпускаемой продукции, соблюдения экипажами производственной дисциплины. Впрочем, это – стандартный набор требований, предъявляемых к каждому руководителю экипажа.
Вместе с тем, мы понимаем, что, хотя капитан и является главным человеком на любом судне, но в одиночку он не справится. И поэтому принято решение распространить действие программы на ключевых специалистов командного состава нашего флота и включить в нее старших механиков, старших помощников, помощников по добыче и помощников по производству. Для них суммы поощрения будут несколько меньшие, но тоже очень существенные. Мы хотим быть убеждены, что наш флот находится в руках опытных, надежных, высокопрофессиональных специалистов. Экономить на этом нельзя. И мы намерены дать старт этой программе немедленно.
№ 304 / Сергей ПАВЛОВ / 10 сентября 2015