В рамках визита председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в КНР, который запланирован на декабрь, готовится к подписанию соглашение о развитии транспортных коридоров между Россией и Китаем. Как подчеркнул губернатор Владимир Миклушевский, реализация проекта имеет огромное значение для Приморья.
— Нам важно обеспечить потребности экономики и населения в перевозках, улучшить логистическое сообщение с другими регионами России и интегрировать наш транспортно-логистический комплекс в международный. Сегодня развитие коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» связано с внешнеторговым оборотом наших ключевых партнеров — провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, а также Внутренней Монголии с возможностями развития внутреннего китайского транзита, концепцией возрождения Великого шёлкового пути, с интересом к этим коридорам со стороны других стран СВА и Азиатско-Тихоокеанского региона, — отметил Владимир Миклушевский.
Как сообщил на совещании в Приморье глава Минвостокразвития Александр Галушка, на прошлой неделе проведены переговоры с руководством комитета по реформе КНР, в ходе которых достигнута договоренность о совместном развитии транспортных коридоров.
— Соответствующее соглашение будет подписано уже в декабре в рамках визита председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в КНР. Согласно документу мы намерены развивать транспортные коридоры, соединяющие провинции северо-востока Китая с Дальним Востоком России, прежде всего — приморскими портами, — уточнил Александр Галушка. — Уже на следующей неделе в министерстве будут подведены итоги конкурса на формирование модели развития транспортных коридоров из северо-восточных провинций Китая в порты Дальнего Востока России.
По мнению экспертов, решающую роль в развитии транспортного сообщения между регионами Дальнего Востока России и странами АТР играет закон о свободном порте Владивосток. В традиционной модели торговли между Российской Федерацией и КНР две трети нашего экспорта приходится на сырье. Как считает завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов, чтобы сохранить стратегическое партнерство с Китаем, России нужно существенно перестроить свои экономические связи.
— Потребительский рынок и в России, и в Китае сократился, — утверждает эксперт. — Выход из ситуации — перейти на более высокотехнологичное сотрудничество и на уровень совместных проектов.
Напомним, участники недавнего ЭКСПО в Харбине проявили повышенный интерес к презентации краем именно международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Через эти проекты эксперты видят перспективы встраивания транспортной инфраструктуры Дальнего Востока в мировую систему перевозок.
— Нашим транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2» была посвящена отдельная сессия, на которой я выступал. Также китайская сторона очень интересовалась проектами ТОРов и свободного порта Владивосток, — прокомментировал на встрече с журналистами Владимир Миклушевский.
«Приморье-1» и «Приморье-2» дают северо-восточным провинциям КНР кратчайший выход к морю, Японии, Южной Корее и другим странам региона — улучшение торговой логистики, а Приморью — возможность зарабатывать на транзите. Теперь, когда в зону действия закона о свободном порте Владивосток попали все порты южного Приморья, когда Россия активно обустраивает для налаживания регулярных перевозок Севморпуть, а Китай — новый Шёлковый путь, у Дальнего Востока появился шанс получить от запуска коридоров очевидный макроэкономический эффект.
Особенно важно, прокомментировал Владимир Миклушевский, что идея о развитии приморских транспортных коридоров нашла поддержку на государственном уровне в Китае.
— Очевидно, что обеим нашим территориям это нужно — в Приморье будет создана логистическая инфраструктура, повысится доля логистики в ВРП, а партнеры из соседних провинций смогут возить по этим коридорам свои товары, — заявил губернатор.
«Приморье-1» является частью международного коридора «Суйфэньхэ», способного связать перевозки морем через порты Владивосток, Восточный, Находка с сухопутными перевозками в направлении на провинцию Хэйлунцзян, а далее — с выходом на Транссиб через Маньчжурию и Забайкальск. Интенсивность движения на автомобильной дороге, являющейся составной частью МТК, составляет от 10 до 60 тысяч транспортных средств в сутки.
Международный транспортный коридор «Приморье-2» является частью Туманганского коридора, это маршрут: Чанчунь — Цзилинь — Хуньчунь — Краскино — порт Зарубино и далее морские линии. Он является сегментом Туманганского коридора, идущего на Монголию. Данный коридор в Северо-Восточной Азии рассматривается как один из самых перспективных маршрутов. Он способен обеспечить внешнюю торговлю провинции Цзилинь со странами АТР, а также морские перевозки на юг Китая.
По предварительным прогнозам объем внешней торговли между Приморьем и провинцией Хэйлунцзян и внутренних перевозок по МТК «Приморье-1» к 2025 году составит около 80 миллионов тонн грузов в год, включая зерно, контейнеры, генеральные грузы. А оборот с провинцией Цзилинь и объем внутренних перевозок, приходящихся на порт Зарубино по МТК «Приморье-2», — около 90 миллионов тонн в год. В целом к 2025 году грузооборот портов Приморья может быть увеличен более чем в два раза, сейчас он составляет примерно 102 миллиона тонн.
№ 315 / Андрей КОЗЫРЕВ / 26 ноября 2015