Новости города БезФормата.Ru
Владивосток
Главные новости
 
Задать вопрос?

История летающего «Крокодила»

Ударно-транспортный вертолет Ми-24 до сего времени является единственным в своем роде. Его конструкторам удалось совместить достоинства машины, способной перевезти по воздуху отделение солдат и поддержать их мощным ракетно-пушечным огнем после высадки. А если учесть, что вертолет имел бронирование, защищавшее его жизненно важные части от огня легкого стрелкового оружия, то прозвище "крокодил", которое дали ему наши летчики, вполне заслуженно. За тридцать пять лет своей боевой службы Ми-24 прекрасно показал себя в тридцати войнах и конфликтах как надежная и хорошо вооруженная машина. На данное время он является вторым по распространению ударным вертолетом в мире после американского АН-64 "Апач". Всего произведено более трех с половиной тысяч Ми-24 всех модификаций. В Афганистане "духи" называли Ми-24 "Колесницей шайтана".

Догнать и перегнать Запад

Сама идея создания вертолета-штурмовика родилась в СССР еще в начале 1950-х годов, когда винтокрылые машины уже стали привычным атрибутом вооруженных сил всех стран мира. Но серьезно этим вопросом советские конструкторы занялись, только когда стало заметным наше отставание от Запада в данной сфере. В 1968 году конструкторское бюро Миля получило установку от ЦК КПСС о создании вертолета улучшенного качества, которым и стал Ми-24. Через год уже были изготовлены два прототипа. Первый имел кабину, в которой было два рабочих места, он был оснащен двойным управлением. Для нормального полета экипаж должен был состоять из двух человек — пилота и оператора, а в ходе дальнейшей разработки в состав экипажа был введен еще и бортмеханик. Что касается грузовой кабины, то в первой модели она была рассчитана лишь на восемь человек. Вертолет был оснащен двумя дверьми по бокам грузового отсека. На окнах были установлены шкворневые системы, которые позволяют десантникам во время полета вести огонь из личного оружия.

Первые опытные вертолеты этой модели имели слабое бронирование — оно в основном было представлено бронированным лобовым стеклом и бронированными капотами двигателей. По этой причине пилотов первых Ми-24 оснащали бронежилетами и бронированными шлемами. Заводские испытания Ми-24 начались в сентябре 1969 года, причем сразу было изготовлено десять вертолетов. К концу 1970 года опытные модели стали добротными. Улучшилась устойчивость машины, была удлинена ее кабина. Именно в таком виде первые Ми-24А были поставлены в войска. Данную модель вертолета изготовляли в Арсеньеве на заводе "Прогресс", который сегодня, являясь лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, продолжает выпуск винтокрылых машин другой модификации. В тот период было собрано около 250 вертолетов марки Ми. Они поступали в войска, где их использовали в основном десантники. Вертолеты с тандемной кабиной производились с 1973 по 1977 годы и имели название Ми-24Д, их было выпущено более 600 единиц. Этот вертолет экспортировали в различные страны мира, в этих случаях он имел немного иную комплектацию. Самой массовой моделью вертолета стала модификация Ми-24В, или, как его еще называли, "изделие 242". Данную машину выпускали на протяжении 10 лет — до 1986 года. За это время было изготовлено более тысячи таких вертолетов. Это была военная машина, которая имела на своем борту систему вооружения ПТУР "Штурм" и систему точного наведения "Радуга". Кроме серийных моделей, которых много, существуют еще и подсерийные. Справедливости ради стоит сказать, что на мировом рынке Ми-24 имел авторитет, поэтому он был экспортирован во множество стран всего земного шара. Экспортная версия этого вертолета называлась Ми-35.

Классическая конструкция

Вертолет Ми-24 был построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Шасси трехстоечное убирающееся с управляемой передней опорой. В носовой части фюзеляжа вертолета размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним летчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной летчика. Экипаж находился в герметизированных кабинах, снабженных системой обогрева и вентиляции, для предотвращения попадания зараженного воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживалось небольшое избыточное давление. Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслоблоки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло летчика было бронированным, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами была расположена бронеперегородка, лобовые стекла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стекла силикатные, не бронированные. Однако опыт эксплуатации Ми-24А в строевых частях выявил серьезный дефект вертолета. Из-за просторной кабины экипажа образовались большие "мертвые" зоны. Летчик-оператор закрывал командиру вид вперед-вправо, а сам не имел возможности обозреть левую заднюю полусферу. Блики от стекол мешали наблюдению, а наличие лишь небольшого лобового бронестекла делало защиту кабины недостаточной. Кроме того, общее "жизненное пространство" повышало вероятность одновременного вывода из строя как командира, так и летчика-оператора.

Исходя из этого в ОКБ с начала 1971 года велись работы по созданию принципиально новой носовой части. "Веранда" распадалась на две узкие и хорошо защищенные кабины, каждая со своим отдельным фонарем, большим лобовым бронестеклом и дверью у командира и люком у оператора. В носовой части находился летчик-оператор, выше него — командир, а для техника нашлось место за его спиной в проходе между кабиной командира и грузовым отсеком, через двери которого он попадал на свое рабочее место. Борта и пол кабин были дополнительно усилены броней. Обзор, который открывался из новой кабины Ми-24, был предметом зависти всей фронтовой авиации. Центральная секция фюзеляжа состояла из грузовой кабины, в которой могли разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки основных стоек шасси. Трансмиссия и дублированная система управления были такими же, как на вертолете Ми-8. Вал несущего винта наклонен вправо на 2,50, благодаря чему удалось существенно уменьшить углы крена и скольжения вертолета в полете, неизбежные для всех винтокрылых летальных аппаратов одновинтовой схемы, и тем самым повысить точность стрельбы из неподвижного оружия.

Характеристики вертолёта Ми-24. Масса: пустой –7676 кг; нормальная взлетная — 10600 кг; максимальная взлетная — 11500 кг; длина полная — 21,35 м; размах крыла — 6,66 м; диаметр несущего винта — 17,3 м; диаметр рулевого винта — 3,91 м; мощность двигателя — 2 х 2200 л.с. Скорость: максимальная — 320 км/ч; крейсерская — 280 км/ч. Статический потолок без учета влияния земли — 1600 м; динамический потолок — 5120 м. Дальность полета: практическая — 485 км; перегоночная — 1210 км. Масса груза: нормальная — 1500 кг; максимальная — 2400 кг; на внешней подвеске — 2000 кг. Экипаж — 3 человека. Число десантников — 8 человек. Встроенное вооружение: пулемет А-12,7А, ПТРК 9П146М "Фаланга-МВ".

Воздушные победы

В ходе ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) Ми-24 хорошо зарекомендовал себя в роли ПВО. В ходе войны иракской стороной были заявлены 53 воздушные победы над иранскими вертолетами, потери составили шесть машин в боях с "Кобрами". Упоминается семнадцать воздушных побед Ми-24 над вертолетами, включая шестнадцать не подтвержденных и одну подтвержденную. Кроме этого описывается эпизод, в котором вертолетом Ми-24В был поражен истребитель "Фантом" (независимые исследователи высказывают сомнения в достоверности этого эпизода). Три Ми-24 были сбиты иранскими истребителями. Одной из главных особенностей вертолета Ми-24 является крыло площадью 6,75 с отрицательным поперечным V-120, которое обеспечивает от 22 до 28 % подъемной силы в зависимости от скорости и других факторов. В начале лета 1972 года были доработаны два опытных Ми-24В. На них предусматривалась установка уже отработанного на Ми-24Б пулемета ЯкБ-12,7 и принципиально нового комплекса сверхзвуковых управляемых противотанковых ракет "Штурм-В". Этому новому вертолету в случае его серийного производства было первоначально присвоено название Ми-24В. Однако доводка ПТРК, который не имел пока серийного аналога, как обычно, затянулась. В качестве временной меры было решено запустить в серийное производство промежуточный (между Ми-24А и Ми-24В) вариант вертолета. За основу взяли конструкцию Ми-24В, добавив комплекс вооружения Ми-24Б. Так появился Ми-24Д, выпуск которого, несмотря на его "промежуточность", превысил этот показатель у Ми-24А. Первые пять серийных машин были выпушены на заводе "Прогресс" в Арсеньеве в 1973 году. Для расширения выпуска к производству Ми-24Д был подключен вертолетный завод в Ростове-на-Дону. Кроме раздельных кабин в полностью перекомпонованной носовой части фюзеляжа на Ми-24Д изменениям подверглась и носовая опора шасси. Теперь она не убиралась полностью в фюзеляж, а в полуутопленном положении выступала из него. В носовой части разместилась унифицированная стрелковая пулеметная установка УСПУ-24 с четырехствольным крупнокалиберным 12,7 мм пулеметом ЯкБ-12,7. Пулемет имел техническую скорострельность 4000-5000 выстрелов в минуту, а боекомплект — 1470 патронов в боевом и 750 в транспортном или санитарном вариантах загрузки. Установка позволяла вести стрельбу в сторону на 600, вниз на 600 и вверх на 200, позволяя успешно поражать живую силу, легкобронированные цели и, как впоследствии показала практика, вертолеты и даже истребители противника. В ходе серийного выпуска с середины 1974 года Ми-24Д стали выпускаться с "левым" рулевым винтом и радиостанцией Р-828 "Эвкалипт М-24". Фотопулемет С-13 был перенесен в обтекатель на левую законцовку крыла. В дальнейшем машины комплектовались бортовым магнитофоном МС-61 "Лира", место радиостанции "Перо-1" заняла более совершенная Р-863 (что было внешне заметно по антеннам), а старый "Карат М-24" был заменен новой станцией "Ядро-11".

Боевой вертолет Ми-24Д в отличие от Ми-24А был официально принят на вооружение Советской армии, на что было оформлено постановление от 29 марта 1976 года. Что интересно, по этому постановлению он вошел в строй одновременно с более поздним Ми-24В. Всего до 1977 года два завода выпустили около 340 машин в версии "Д".

И снова в бой

Свое первое боевое крещение Ми-24 принял в 1978 году в боевых действиях в Сомали во время конфликта с Эфиопией. Зарекомендовал он себя очень хорошо, что дало толчок к его массовому производству в СССР. В 1979 году началась война в Афганистане. Советским тактическим военно-воздушным силам в ней отводилась ведущая роль. Так как война оказалась партизанской, для подавления очагов сопротивления Ми-24 проходил как идеальный инструмент. В начале войны, когда моджахеды не имели средств борьбы против вертолетов, Ми-24 наносил точечные удары, перевозил десантников, сопровождал колонны. Вылетали на ночную охоту. Но по мере появления зенитных управляемых снарядов они стали в основном сопровождать транспортные самолеты. К концу войны было потеряно более трехсот вертолетов. В это же время вертолеты Ми-24 принимали участие в ирано-иракской войне. Они применялись для огневой поддержки войск и патрулирования. Также вертолет Ми-24 принимал участие в кровавой и долгой войне в Чаде. Они участвовали в захвате столицы — Нджамены — в 1980 году. В середине 1980-х годов эти вертолеты были задействованы в войне в Анголе. Война в Сьерра-Леоне прошла не без участия этих боевых машин. В начале боевых действий ими управляли украинские пилоты, а к концу войны — пилоты миротворческого континента. Кот-Д’Ивуар, Конго, Ангола, Уганда, Руанда, Зимбабве — вот неполный перечень стран, которые использовали боевые вертолеты Ми-24 для ведения военных действий. В Латинской Америке и Азии для разрешения военных конфликтов также применялись вертолеты Ми-24. Они использовались армиями Индии и Пакистана, Перу и Никарагуа. В середине 1990-х годов во время гражданской войны в Югославии вертолеты Ми-24 применялись ВВС Хорватии. В 1998 году Сербия применяла их для атак на позиции албанцев в Косово. Против албанцев задействовала Ми-24 и авиация Македонии. В локальных конфликтах на территории СНГ Ми-24 работали в Нагорном Карабахе. Затем они участвовали в конфликтах в Грузии, Абхазии, Северной и Южной Осетии. Самую большую работу на территории бывшего СССР эти вертолеты выполняли в Чечне.

Сегодня существуют разные модификации под брендом "Ми". Его по-прежнему можно встретить в местах, где всё ещё неспокойно или нужна экстренная помощь.

Обнаружен бортовой самописец пропавшего японского вертолёта сил самообороны - Novostivl.RuВ субботу над Японским морем потерпел крушение японский военный самолет Согласно сообщениям морских сил самообороны Японии, был обнаружен самописец вертолёта,
29.08.2017 Novostivl.Ru
Хлеб раз в день: Жириновский рассказал, как сбросил 5 килограммов - VladTime.RuГлава ЛДПР Владимир Жириновский раскрыл секрет своей диеты, которая позволила 71-летнему политику за короткий срок избавиться от пяти килограммов веса.
23.02.2018 VladTime.Ru
40253082 i5rbjenjbo3ikqmkb8g1g0lwiifnbdbkejamw3lqm10 - VostokMedia.ComС первого июля текущего года на всех транзитных грузах России появятся электронные пломбы.
23.02.2018 VostokMedia.Com
В РФ заработал сервис утилизации подарков на 23 февраля - VladTime.RuТеперь традиционные презенты на 23 февраля можно будет обменять в сервисе утилизации подарков.
23.02.2018 VladTime.Ru
В российском парламенте задумались о создании «Силиконовой долины» - VostokMedia.ComНа прошедших в Государственной Думе парламентских слушаниях депутаты обсудили вопрос о создании специального министерства по развитию новых технологий и территории, где будут сконцентрированы IT-компании.
23.02.2018 VostokMedia.Com
В Волгограде приставы вернули супругам «умершего» сына - VostokMedia.ComВ Волгограде произошел резонансный случай, с которым теперь придется разбираться сотрудникам правоохранительных органов: приставы вернули семье ребенка, который в течение шести лет числился мертвым.
23.02.2018 VostokMedia.Com
Москву парализовали предпраздничные девятибалльные пробки - VladTime.RuВ четверг, 22 февраля, в Москве зафиксировали пробки, достигшие уже девятибалльной отметки.
23.02.2018 VladTime.Ru
Критики низко оценили умения Анастасии Рыбки в порно - VladTime.RuНастю Вакушевич, которая взяла себе псевдоним «Рыбка» раскритиковали эксперты по порно.
23.02.2018 VladTime.Ru
«Кризис жанра»: Навальный раскритиковал руководство Ирбитского молокозавода - VladTime.RuБлогер Алексей Навальный обрушился с критикой на главу молокозавода в Ирбите Сергея Суетина и назвал того «скотиной».
23.02.2018 VladTime.Ru
Проверки бизнеса в России станут более прозрачными - VostokMedia.ComДепутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о государственном и муниципальном контроле.
23.02.2018 VostokMedia.Com
Путин обратится к Федеральному собранию 1 марта - VostokMedia.ComПрезидент России Владимир Путин намерен обратится к Федеральному собранию 1 марта.
23.02.2018 VostokMedia.Com
В Екатеринбурге из головы девочки достали живого таракана - VladTime.RuВ областной больнице города Екатеринбурга местным врачам пришлось доставать из головы девочки таракана.
23.02.2018 VladTime.Ru
Житель Петербурга был найден мертвым, после жалобы на издевательство силовиков - VladTime.RuЖитель Санкт-Петербурга вышел в социальную сеть «ВКонтакте» непосредственно из машины, куда его отправили правоохранители.
23.02.2018 VladTime.Ru
​Теракт быстрой сборки - Новая газета во ВладивостокеНападение на прихожан в Кизляре иллюстрируют новую тактику «индивидуального террора» ИГ, но правоохранители в это не верят Сегодня в Кизляре хоронили пятерых женщин, прихожанок Свято-Георгиевского собора,
22.02.2018 Новая газета во Владивостоке
Это уже не первый случай, задержания предполагаемого террориста в городе на Неве. Фото: Олег ЗОЛОТО - КП Владивосток
ФСБ предотвратила массовый теракт в Петербурге
Мигрант готовил взрывы в общественном транспорте Ирина ЛИСОВА В Северной столице задержали выходца их Центрально-Азиатского региона по подозрению в подготовке теракта.
КП Владивосток
You are viewing the image with filename IMG-20180222-WA0001.jpg - Уссурийская газета Коммунар
Сегодня ночью в Уссурийске погибла женщина
Тело жительницы девятиэтажки с ул. Некрасова спасатели обнаружили в коридоре ее квартиры.
Уссурийская газета Коммунар
Домой-то хочется… - Уссурийская газета Коммунар
Домой-то хочется…
Граждане Китая часто наведываются в Уссурийск: одни отдыхают в нашем городе, другие ведут бизнес.
Уссурийская газета Коммунар
Шериф из «Очень странных дел» в Антарктике станцевал для пингвинов - VladTime.RuАктер Дэвид Харбор прославился благодаря роли шерифа Хоппера в сериале «Очень странные дела».
23.02.2018 VladTime.Ru
Кристина Асмус опубликовала «зеркальное» селфи в образе Офелии - VladTime.RuЗнаменитая российская актриса, звезда сериала «Интерны», Кристина Асмус в Instagram выложила свою «зеркальную» фотографию.
23.02.2018 VladTime.Ru
Люк Сайуокер из «Звездный войн» удостоится именной звезды на Аллее Славы - VladTime.RuАктер Марк Хэмилл всемирную известность получил после выхода на экраны оригинальной трилогии Джорджа Лукаса «Звездные войны».
23.02.2018 VladTime.Ru
Новый остров «Архипелага ДВ» - Новая газета во Владивостоке
Новый остров «Архипелага ДВ»
Вышла в свет новая книга сахалинского писателя Владимира Семенчика Сборник прозы сахалинца Владимира Семенчика «Консультант по любым вопросам» выпустило Тихоокеанское издательство «Рубеж» (Владивосток).
Новая газета во Владивостоке
​Проникнуть в Приморье - Новая газета во Владивостоке
​Проникнуть в Приморье
Во Владивостоке дан старт новой серии авторских фотоальбомов Фото: vl.aif.ru Первым изданием из серии «Проникновение в Приморье» стал альбом приморского фотохудожника Виталия Беркова.
Новая газета во Владивостоке
Ефим Звеняцкий - КП Владивосток
Театр Горького во Владивостоке готовится к долгожданному большому ремонту
С 1 января 2019 года главный драматический театр края закроется на капитальную реставрацию Екатерина СВИНОВА О том, что театру Горького предстоит ремонт на 1,5-2 года, худрук Ефим Звеняцкий объявил в прошлом году.
КП Владивосток
BMW i8 авто машина - Deita.RuРоссийским олимпийцам вручат весьма дорогостоящие подарки, сообщает  DEITA.RU.
23.02.2018 Deita.Ru
Бьорндален защитил российских лыжников на ОИ-2018 - VladTime.RuСамый титулованный спортсмен зимних Олимпийских игр, обладатель 13 медалей по биатлону норвежец Уле-Эйнар Бьорндален защитил российских лыжников от придирок француза Мориса Монифика.
23.02.2018 VladTime.Ru
Президент UFC: «Конор Макгрегор точно лишится пояса» - VladTime.RuДана Уайт, являющийся действующим президентом UFC, предрек Конору Макгрегору потерю чемпионского пояса.
23.02.2018 VladTime.Ru
You are viewing the image with filename 10.jpg - Уссурийская газета Коммунар
Что? Где? Когда?
  Аллея Славы у штаба 5-й Краснознаменной общевойсковой армии 23 февраля в 10.00 - церемония возложения цветов к памятнику на Аллее Славы, посвященная Дню защитника Отечества.
Уссурийская газета Коммунар
Олимпиада рядом - Уссурийская газета Коммунар
Олимпиада рядом
С нынешними зимними Играми приморцам повезло - проходят рядом. Поэтому те, кто хотел и у кого была возможность, побывали на международном спортивном празднике.
Уссурийская газета Коммунар
Александр Крушельницкий во время матча за "бронзу" Пхенчхана. Эту медаль, увы, придётся вернуть. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - КП Владивосток
Создатель мельдония Иварс Кальвинш: "Препарат великолепно растворяется в воде и не имеет вкуса"
Профессор из Латвии рассказал, как мог попасть запрещенный препарат в допинг-пробу Александра Крушельницкого Сергей КИРИЛЛОВ Скандал с проваленным допинг-тестом Александра Крушельницкого набирает обороты.
КП Владивосток
Прокурором Советского района г. Владивостока утверждено обвинительное заключение по обвинению инспектора отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Приморском крае, которая обвиняется в совершении преступления,
22.02.2018 Прокуратура Приморского края
космодром - Deita.RuПриговор обвиняемым по делу о хищениях более 5 млрд руб. при строительстве космодрома "Восточный" начнут оглашать 26 февраля, сообщает DEITA.RU.
22.02.2018 Deita.Ru
В преддверии и во время празднования Дня защитника Отечества, который будет уже завтра, и Международного женского дня, который также не за горами, любителям рыбы, чтобы не испортить себе праздник, не помешает знать,
22.02.2018 Ассоциация АМКОР
​Теракт быстрой сборки - Новая газета во Владивостоке
​Теракт быстрой сборки
Нападение на прихожан в Кизляре иллюстрируют новую тактику «индивидуального террора» ИГ, но правоохранители в это не верят Сегодня в Кизляре хоронили пятерых женщин, прихожанок Свято-Георгиевского собора,
Новая газета во Владивостоке
​Топор лесной войны - Новая газета во Владивостоке
​Топор лесной войны
На совести «черных лесорубов» масса бед: от страшных лесных пожаров и сгоревших деревень до обмеления Байкала.
Новая газета во Владивостоке
Всегда высокий настрой - Прогресс Приморья
Всегда высокий настрой
Он выбрал трудовую дорогу на завод "Аскольд", который сегодня является одним из лидеров Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.
Прогресс Приморья
1.jpg - Администрация Артёмовского городского округаПоздравляю вас с Днем защитника Отечества! Этот праздник - символ воинской доблести Вооруженных Сил, праздник сильных и мужественных людей, избравших важную профессию – защищать Отчизну, сохранять мир,
22.02.2018 Администрация Артёмовского городского округа
Андреас Маурер в студии ток-шоу. Фото: НТВ - КП ВладивостокВ прямом эфире ток-шоу «Место встречи» произошла очередная «силовая разборка» [видео] Антонина ВЕТКИНА Инцидент в ток-шоу «Место встречи» на НТВ произошел в четверг, 22 февраля.
23.02.2018 КП Владивосток
Это уже не первый случай, задержания предполагаемого террориста в городе на Неве. Фото: Олег ЗОЛОТО - КП ВладивостокМигрант готовил взрывы в общественном транспорте Ирина ЛИСОВА В Северной столице задержали выходца их Центрально-Азиатского региона по подозрению в подготовке теракта.
23.02.2018 КП Владивосток
Проект технологической долины презентовали в Приморье - Otvprim.RuПроект «Технологическая долина на острове Русский» представлен в четверг, 22 февраля, на промышленном форуме «Локомотивы роста: инфраструктура новой экономики» в Приморье.
22.02.2018 Otvprim.Ru
Глава Владивостока через соцсети призвал участвовать в муниципальных аукционах - Деловой еженедельник КонкурентТакже Виталий Веркеенко хочет активнее задействовать общественный контроль Из архива "К" Глава Владивостока Виталий Веркеенко попросил жителей города активнее включаться в жизнь краевого центра.
22.02.2018 Деловой еженедельник Конкурент