Илья Красильников: Цель «Информационного общества» – сделать госуслуги доступными для всех

Илья Красильников: Цель «Информационного общества» – сделать госуслуги доступными для всех
Фото: cdn.primamedia.ru
Директор департамента информатизации Приморского края рассказал об упрощении документооборота, электронных дневниках и работе МФЦ

10 мая, PrimaMedia. В настоящее время в Приморье активно реализуется госпрограмма "Информационное общество", которая направлена на упрощение процедур получения услуг государственных организаций и ведомств, а также сделать их работу открытой. Конкретные направления этой программы, перспективы развития Интернет-услуг в Приморье в целом, и мероприятия по улучшению обслуживания жителей – в интервью корр. ИА PrimaMedia с директором департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края Ильей Красильниковым.

— В чем смысл госпрограммы "Информационное общество", которая реализуется в нашем крае?

— В рамках государственной программы "Информационное общество" осуществляются мероприятия, направленные на повышение доступности для жителей края при пользовании государственными муниципальными услугами. Сейчас их можно получить при непосредственном обращении в госведомства. К примеру, для получения паспорта гражданин может обратиться в УМВД, написать заявление, предоставить документы, затем ему нужно будет посетить еще раз ведомство уже для получения паспорта.

В этом как раз и заключается смысл госпрограммы "Информационное общество", чтобы максимально упростить эту процедуру. В соответствии с ней многие услуги переводятся в электронный вид. Для получения того же паспорта вы можете первый этап осуществить в электронном виде: зайти на специальный портал Gosuslugi.ru и подать там заявление в электронном виде, приложив к нему фотографию. Не выходя из дома или офиса, вы заполняете первичные документы и вам назначается дата и время для получения паспорта. Чтобы это стало возможным, как раз и реализуются те самые мероприятия госпрограммы.

Второе направление – деятельность многофункциональных центров (МФЦ), которые работают по принципу "одного окна". В этом случае гражданину не надо ходить в органы власти. Можно прийти и заполнить заявление прямо в МФЦ. В настоящее время в Приморском крае работают более 100 таких центров. К ним также относятся и территориально обособленные структурные подразделения (ТОСП). Все они работают шесть дней в неделю по удобному для жителей графику. Там более простая схема записи на посещение или электронная очередь, более комфортные условия ожидания. И также в МФЦ вы можете получить все услуги сразу всех органов власти. Если вам нужно поменять паспорт, водительское удостоверение и свидетельство регистрации на недвижимое имущество все это вы можете сделать в МФЦ.

Есть услуги, которые вообще не требуют посещения каких-либо органов власти или МФЦ. Это те услуги, которые полностью переведены в электронный вид. Например, если раньше надо было ходить в пенсионный фонд, чтобы понять, что у вас там с будущей пенсией, какое состояние пенсионного счета, то теперь это можно сделать прямо на портале госуслуг. Заходите, пишите заявление и вам приходит в электронном виде письмо о состоянии вашего пенсионного счета, из которого видно, кто из работодателей платит, какой размер и что вас ждет в перспективе. То же относится и к регистрации недвижимости. В принципе, вы можете эту услугу получить полностью в электронном виде, не тратя свое время на посещения организаций и МФЦ. Для этого нужно зайти на портал и заполнить заявление. После этого Росреестр отрабатывает ваш запрос, в итоге вам приходит в электронном виде выписка из единого реестра прав о зарегистрированной за вами недвижимости. При этом этот регистровый номер – свидетельство того, что у вас все хорошо с регистрацией прав.

По такому же принципу работает услуга выбора в электронном виде земельного участка для пользования по программе "На Дальний Восток". Вы выбираете участок, дожидаетесь подтверждения, получаете и подписываете договор, отправляете его – все это оформление не требует посещения учреждений.

Сейчас у нас на портале в электронный вид переведено свыше сотни услуг, которые доступны в крае. Есть еще услуги муниципальные – это те, которые оказывают муниципальные органы власти, в каждом муниципалитете есть свои особенности. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы количество этих услуг увеличивалось.

Действуют услуги, связанные с образованием. В частности, услуга "Электронный дневник", то есть информирование о текущей успеваемости школьников. Раньше были бумажные дневники, проводились встречи с учителями, родительские собрания. Сейчас это все доступно в режиме онлайн. Родители регистрируются на портале школы и получают всю информацию о текущей успеваемости ребенка, посещаемости занятий, домашних заданиях. Охват системы составляет 100% школ. Мы стараемся, чтобы увеличить количество родителей – пользователей этой системы. В планах на этот год — создание мобильного приложения. Сейчас услуга по получению сведений об успеваемости учеников оказывается на портале Dnevniki.shkolapk.ru. В скором времени родители смогут получать информацию об оценках, посещаемости на телефон в режиме онлайн.

— Есть статистика, сколько родителей сегодня пользуется этой услугой?

— Мы обратили внимание, что показатель носит сезонный характер. Чем ближе конец четверти, тем больше интересующихся родителей. В целом же количество приближается к двум третям. Но как раз за счет создания мобильного приложения мы повысим и удобство пользования, что приведет к полному охвату родителей. В настоящее время в систему поступают данные по всем ученикам Приморья. Необходимо учитывать, что данная система связана с единой федеральной системой учета контингента обучающихся — совместный проект Минкомсвязи и Миноборнауки, целью которого является создание электронного портфолио учащегося. Вся информация о его достижениях накапливается по мере обучения и начинает следовать за ним по его жизненному пути. Мы в этом проекте участвуем с 2015 года, в свое время были одними из первых участников.

— Каждый ли член семьи будет иметь доступ к электронным дневникам?

— Только зарегистрированный, который получает логин и пароль. Далее происходит привязка к ученику, это уже делает школа. Для всех остальных информация закрыта.

— Что еще предполагается сделать в рамках программы "Информационное общество", реализация которой рассчитана на период 2013 — 2020 годов?

— Существуют несколько направлений. Как я уже говорил, в первую очередь, перевод услуг в электронный вид, развитие и содержание сети МФЦ. Сейчас у нас уже работает 429 окон по всему Приморью. Мы постоянно расширяем сеть, совершенствуем ее работу. В этом году, например, сделали серьезный шаг вперед – добавили возможность получения водительских прав и паспортов. Это потребовало модернизации аппаратуры, добавить дополнительное оборудование для идентификации, для фотографирования заявителей.

Кроме того, действуют и запланированы мероприятия, направленные на информатизацию органов исполнительной власти. Качественное оказание и быстрое оказание услуг современными способами невозможно без внедрения соответствующих информационных систем в органах власти. Чтобы заявление гражданина было быстро и безошибочно отработано внутри органа власти, нужны соответствующие информационные системы. Это тоже входит в мероприятия госпрограммы. Большое внимание уделяется вопросу электронного взаимодействия между органами власти. Мы работаем над снижением количества документов, которые требуются от жителей Приморья при обращении в орган власти для решения той или иной жизненной ситуации. Могу сказать, что получение всевозможных свидетельств, проверок наличия справок – все это уходит в прошлое.

Так, с прошлого года мы ведем работу по сокращению количества документов, которые требуются при обращении за мерами соцподдержки. В итоге предполагается уменьшение минимум на полтора десятка наименований документов, необходимых для предоставления ранее. Это становится возможным благодаря тому, что мы добавляем возможность органов власти в электронном виде запросить всю имеющуюся информацию у другого органа. Кроме прочего, это избавляет гражданина от необходимости носить все документы с собой. Сейчас для идентификации требуется предъявить только паспорт. Дальнейшее получение остальных сведений осуществляется по паспортным данным.

Одно из других направлений программы – решение задачи предоставления приморцам широкополосного доступа к ресурсам сети интернет. Мы работаем здесь совместно с компанией "Ростелеком". У нее есть определенный план по населенным пунктам, куда должны прийти высокоскоростные каналы связи. В Приморском крае это 121 населенный пункт с численностью жителей от 250-ти до 500 человек. Ранее эти поселения не попадали под инвестиционные планы компаний – операторов в силу непривлекательности. Благодаря этому проекту, в настоящее время туда приходят волоконно-оптические линии связи. Появляются так называемые точки доступа, Wi-Fi зоны, со скоростью 10 мегабит на каждого абонента вокруг этой точки. Они обычно расположены в центре населенного пункта, от них начинается прокладка последней мили до конкретных домохозяйств. Работа, в соответствии с планом мероприятий, должна быть закончена в следующем году. На сегодня у нас уже сделано 34 населенных пункта, в этом году мы должны приблизиться к 43. Следующий год – довести до 121.

Работаем также над тем, чтобы развивались технологии беспроводного доступа. Некоторые сотовые операторы тестировали у нас в крае технологию 5G. Кто-то ее называет 4G+, но это, в принципе, 5G. Там тоже высокая скорость передачи данных – несколько сотен мегабит для подвижного абонента. Все эти работы направлены на развитие информационного общества. И работа, связанная с популяризацией способа получения услуг в электронном виде.

— Как решаются вопросы с финансированием?

— Финансирование госпрограммы предусмотрено. Можно сказать, что у нас объем не снижается. Более того, в этом году она увеличивается за счет того, что мы работаем в направлении обеспечения доступа к электронным образовательным ресурсам школ Приморья. Мы планируем насыщать портал "Электронная школа Приморья" электронными образовательными ресурсами. Для этого мы обеспечиваем доступ из каждой школы в центр обработки данных. В этом году планируем выполнить проект по созданию в школах небольших Wi-Fi зон и подключить их к каналам на максимально возможной скорости. Благодаря такой синергии нашей деятельности, совместной с департаментом образования, в этом году планируется выйти на полное обеспечение онлайн видеонаблюдения во время проведения ЕГЭ. Кроме того, уже в каждом МФЦ поставили компьютер, на котором любой житель может бесплатно воспользоваться доступом в интернет, заказать услугу, ознакомится с правовой информацией.

— Какие услуги наиболее востребованы предпринимателями, в частности на портале госуслуг? Какова динамика именно этой категории пользователей?

— Динамика, безусловно, положительная. Предоставляются услуги по регистрации бизнеса, прав собственности, получение различных разрешений. В этом году мы планируем вывести услуги по получению разрешений в градостроительной сфере, энергетике. Активная работа предполагается в 2017 году по лицензированию разных видов деятельности, в частности услуга получения разрешений на деятельность легкового такси. Есть необходимость у бизнеса подключаться к IT для доступа онлайн касс для передачи сведений о реализации алкогольной продукции. В целом существует много законодательных актов, предопределяющих предпринимателям необходимость ведения этой работы. Со своей стороны мы объясняем представителям бизнеса как проще подключиться к этим системам, где взять доступ в интернет. В зависимости от населенного пункта это могут быть те или иные технологии. Это могут быть волоконно-оптические линии связи, беспроводные линии связи, спутниковые каналы. Стоимость спутникового доступа в интернет за последние два года резко упала. Сейчас приобрести комплект для подключения к спутниковому каналу – стоит порядка 15 тысяч рублей "под ключ". И абонентская плата, если вы не будете смотреть кино в хорошем качестве, составит в пределах 1 тысячи рублей в месяц. За эти деньги вы получите большой трафик, электронную почту, все, что хотите, смотреть в интернете и передавать информацию.

— Существует обратная связь со стороны бизнеса?

— Да. Мы проводим опросы, пытаемся выстраивать работу с главами муниципальных образований, поселений, чтобы они собирали эту информацию. Наша задача — состыковать потребности предпринимателей с планами развития отрасли связи на территории Приморья. Чтобы операторы шли туда, где нужно пользователям.

-Какие новшества планируется создать для физических лиц?

— Это непрерывный процесс. У нас каждый год примерно полтора десятка новых услуг переводится в электронный вид. Недавно появилась услуга получения справки об отсутствии судимости. Сначала мы перевели ее в виде получения за один приход. То есть на портале надо было подать заявление, а потом в органах власти получить уже готовую. C апреля эта услуга стала полностью электронной. Оформление запроса и получение самой справки, подписанную электронной подписью, стало возможным через портал.

— Что предполагается сделать в области получения услуг по социальной защите?

— Сейчас это направление находится на этапе проработки. В предварительном порядке планируем все услуги соцзащиты, которых около 50, вывести в электронный вид. Это всевозможные компенсации, меры поддержки.

— Какие мероприятия планируются к проведению, чтобы приобщить к интернету и МФЦ людей старшего и среднего возраста?

— Все должно быть подчинено принципу разумной достаточности. Почта – это тот сервис, который нужен, на почтовых отделениях существуют много сервисов, без которых нельзя обойтись. Кроме того, почта – это самая широко распространенная в Приморье сеть отделений. Поэтому в том числе где-то через почту отправляют денежные переводы. Потому что в этих населенных пунктах нет, например, отделений банков. Задача оплаты услуг ЖКХ, которые сейчас многие оплачивают на почте, планируется кардинально по-другому быть реализованной уже в 2018 году. Для этого уже запущена единая всероссийская информационная система ЖКХ, адрес Dom.gosuslugi.ru. Там уже внесена информация по более чем половине домов Приморского края и состояния лицевых счетов. Там уже можно посмотреть информацию о вашем жилище, как оно обслуживается.

Идея в том, что с 2018 года можно будет оплатить все услуги ЖКХ с помощью этого портала. Надо быть просто зарегистрированным на портале госуслуг. Чтобы стимулировать работу управляющих компаний, коммунальных организаций, полагается, что в 2018 году у жителей будет право не оплачивать те услуги, которые не прописаны в начислениях. С учетом этого механизма, считаем, что этот портал будет активно развивающимся, там будет вся необходимая информация.

— На ваш взгляд, насколько внедрение всех этих технологий влияет на открытость работы госучреждений?

-Влияет. Есть принцип, что вся работа органов власти, в частности услуги, которые оказываются населению, предпринимателям, они должны быть простыми с токи зрения пользования. Не нужно обладать специальными знаниями, чтобы уметь подать заявление. Должны быть понятными. То есть подал заявление – это одно дело. Надо понимать, что произойдет дальше, какое заявление надо было подать. Третье – они должны быть прозрачными. Подав заявление, человек дальше видит, как его услуга оказывается, какие статусы меняются. Вот рассмотрели проект, решение подготовлено, вот можно получить результат. Эти три составляющие и говорят об открытости. Самое главное – портал госуслуг и МФЦ избавляют от необходимости общения с чиновником и снижает всевозможные коррупционные составляющие. Чиновник не может оказывать влияние на принятие решений, он отсоединен от заявителя.

— Оборудование и программное обеспечение создается внутри страны или что-то приходится приобретать за рубежом?

-Нет, за рубежом мы стараемся сейчас не закупать. С точки зрения программного обеспечения действует определенный набор НПА, которые ограничивают перечень закупаемого программного обеспечения. Он должен быть отечественного производства. По сути, у нас и раньше не особо много было иностранного ПО. Условно говоря, "Windows", который используется в органах власти, тем не менее, имеет сертификаты всех регуляторов в сфере информационной безопасности, защиты информации. Это ПО проверено с точки зрения отсутствия недокументированных возможностей. В последние два года мы активно переходим на отечественное ПО. В частности, мы уже перевели на систему отечественного ПО все уровни системы документооборота. Такое движение предполагается осуществлять и в дальнейшем.

— Насколько активно жители Приморского края пользуются электронным видом госуслуг в сравнении с жителями других регионов?

— С точки зрения РФ наш процент использования населением существенно выше, чем в среднем по стране. У нас 59,8% населения в 2016 году пользовалось услугами в электронном виде том или ином варианте. Мы входим в первую десятку субъектов по этому показателю. То количество населения, которое называется активным, то есть от 14 лет и по этому показателю мы приближаемся к половине – почти 49%, уже зарегистрированы на портале госуслуг. В прошлом году мы были в числе первых регионов, которые перешли на новую версию этого портала – единый федеральный портал на новой платформе. Она имеет лучшую степень защиты. В прошлом году было подано 1 миллион с лишним заявлений на этом портале при том, что общее количество жителей Приморья у нас составляет 1,9 млн человек.

— Как осуществляется получение обратной связи по работе МФЦ?

— У нас есть уполномоченный краевой МФЦ, на базе которого существует система проверок, контрольных закупок, направленная на то, чтобы проверить, работает ли все так, как должно работать. С другой стороны, у нас есть система обратной связи от посетителей МФЦ. Любому посетителю МФЦ предлагается поучаствовать в СМС-опросе. Количество участников этих опросов каждый год растет. Любой посетитель МФЦ может высказать свое мнение в департамент, в уполномоченный МФЦ и в сам МФЦ. Мы по таким точечным обращениям всегда проводим работу, разбираемся в причинах неудовлетворенности, или, наоборот, что такого сделал сотрудник МФЦ, что получил положительную оценку со стороны заявителя. Так что система обратной связи в МФЦ работает и она является независимой.

— Недавно один из МФЦ во Владивостоке был признан стал лучшим по России. За счет чего был достигнут такой результат?

— Сеть МФЦ у нас единая. Несмотря на то, что они муниципальные, все они работают по единым принципам. У нас есть краевой уполномоченный МФЦ, который определяет принципы работы. В прошлом году мы разработали стандарт качества оказания услуг в МФЦ, реализовали его. Есть федеральные требования к организации работы МФЦ, наш же стандарт стал выше по требованиям, чем федеральный. Чтобы стимулировать МФЦ повышать качество обслуживания населения, мы проводили свой конкурс, подводили итоги в сентябре, выбирали лучших сотрудников. И благодаря этой совокупности факторов, наш владивостокский центр на федеральном конкурсе смог стать одним из победителей.

— Как оцениваете работу электронной записи к врачам?

— В планах на 2017 год есть совместный с департаментом здравоохранения проект по информатизации здравоохранения. Одним из направлений является обновление системы записи к врачу. Исходя из принципов, которые заложены в этот проект, во-первых, это совершенно другая схема управления для решения поставленных задач. Это не один департамент, а проектный подход, несколько сетевых департаментов решают одну задачу. Мы со своей стороны надеемся, что мы заложим современные технологии, которые к концу 2017 года позволят изменить ситуацию с записью к врачу в лучшую сторону. Это будет быстро, удобно. Предметно можно будет обсудить месяца через полтора.

— Есть ли на данный момент в Приморье пункты, где нет связи, Интернета?

— Cейчас технологии развиваются. У нас на 100% территории Приморского края можно воспользоваться спутниковым доступом в интернет. Цена снизилась за последние два года. Так сказать, что есть населенные пункты, где у людей нет никакой возможности, нельзя. Цифровым ТВ покрыто свыше 98% территории Приморья. Именно территории, а не населенных пунктов. С точки зрения проникновения сотовой связи она есть, в том числе в местах, где нет наземных линий связи. Сотовые компании ставят оборудование, которое работает по спутниковому каналу. Мы стараемся, чтобы основные магистрали были покрыты устойчивой зоной связи хотя бы одного оператора.

Ещё новости о событии:

Илья Красильников: Цель «Информационного общества» – сделать госуслуги доступными для всех - PrimaMedia.Ru
Директор департамента информатизации Приморского края рассказал об упрощении документооборота, электронных дневниках и работе МФЦ 10 мая, PrimaMedia.
12:04 10.05.2017 PrimaMedia.Ru - Владивосток
Приморье избавляется от очередей в госучреждениях   Приморский край остается одним из лидеров среди российских регионов по доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
10:43 10.05.2017 Золотой Рог - Владивосток
 
По теме
Контракт будет действовать до 30 ноября текущего года. Администрация Владивостока провела электронный аукцион на оказание услуг по повышению уровня информированности населения о социально-экономических и культурных процессах,
4c487a0e95ce991c774ff0ddb180e015acbec1f4.png - Primorye24.Ru Полицейским не удалось попасть в квартиру, где находились юные стрелки Неизвестные устроили стрельбу из окна многоквартирного дома на улице Сельской во Владивостоке, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Telegram-канал HARDКОРЮШКА.
Primorye24.Ru
Это письмо в редакцию «Вестника Приграничья» прислала наша читательница, жительница Приграничья.
Газета Вестник Приграничья
Лучших юных чтецов определили во Владивостоке - Администрация г. Владивостока Городской конкурс прошел во Дворце детского творчества Фото Дианы Лащенко Произведения известных поэтов и прозаиков в исполнении юных жителей краевой столицы звучали со сцены городского Дворца детского творчества.
Администрация г. Владивостока