«Мусорного коллапса» во Владивостоке не будет. В этом постарались убедить самих себя и заинтересованную общественность члены комитета по экономической политике и собственности краевого Законодательного собрания, на днях рассматривавшие раскалившийся мусорный вопрос на своем заседании .
Напомним, во Владивостоке некоторое время назад наконец ликвидировали антидостопримечательность — Горностаевскую свалку и построили неподалеку комплекс по переработке твердых бытовых отходов (ТБО). Это логически привело к появлению в «жировках» новой статьи расходов — на переработку этих самых ТБО, которой раньше не производилось вообще. Ввод нового полигона, разумеется, благо: это выводит качество жизни во Владивостоке на более высокий экологический уровень. Однако отсутствие внятных разъяснений со стороны властей привело к появлению в общественном и медийном пространстве противоречивой информации, часто сводившейся к тому, что «плата за вывоз мусора вырастет в четыре раза» и что то ли жители не смогут осилить новые тарифы, то ли управляющие компании вообще откажутся вывозить мусор. Словом, накануне саммита АТЭС возобновятся подзабытые мусорные войны 90-х.
Во вторник вопрос был вынесен на весьма представительный уровень — комитета ЗС с приглашением первого вице-губернатора Костенко и мэра Владивостока Пушкарева. Глава департамента по тарифам краевой администрации Григорий Неваленный объяснил, что речь идет не о «повышении тарифов», а о введении новой услуги по переработке мусора. Тариф на эту услугу для фирмы «Востокстройсервис», построившей полигон, утвержден названным департаментом, поскольку речь идет о регулируемом виде деятельности. Насколько точным было обоснование, покажут итоги первого года работы, но для среднего горожанина сумма общих коммунальных платежей, заверил Неваленный, повысится всего примерно на 1 %. Мэр Игорь Пушкарев конкретизировал: с 54-метровой «двушки», ныне обходящейся владельцу примерно в 5000 рублей в месяц, рост платежа составит всего 37 рублей 14 копеек — вполне приемлемо, если, конечно, никто не ошибается и не лукавит, что опять-таки покажет время. Более того, по словам Пушкарева, город уже готовится принять построенный на средства федерального и краевого бюджетов комплекс ТБО в свое ведение, что, возможно, позволит снизить тариф на 11 %. К тому же в перспективе часть продуктов переработки отходов будет продаваться.
Проблема, как из всего этого следует, носит скорее информационный характер. «Хорошо вы рассказали, только с опозданием на месяц, — сказал главе Владивостока Виктор Горчаков, председатель комитета ЗС. — Исполнительная власть вовремя не разъяснила, город ушел в кусты… Вряд ли разумные горожане будут против новых экологических технологий, но недоинформированность населения родила напряжение и суперинтерес прессы». Александр Костенко тоже признал, что органам власти следовало активнее заниматься разъяснительной работой. Ведь новая схема вступила в силу с 1 апреля, и можно было позаботиться об адекватном информационном сопровождении заранее.
Другая сторона проблемы — организационная. Директор Управляющей компании Советского района Константин Демаков указал на то обстоятельство, что прежде, чем работать по-новому, по закону необходимо согласовать введение новой платной услуги и тарифа на нее с собственниками жилья. «Получается, мне теперь надо провести собрания в 290 домах, ведь без протоколов собраний собственников я не имею права вводить новый тариф», — говорит Демаков. Пушкарев ответил резко: все акты публикуются, управляющие компании должны быть в курсе. «Раз они не провели собраний, пусть из своей прибыли компенсируют разницу мусоровывозящим компаниям, иначе мы будем инициировать собрания собственников и менять управляющие компании», — пригрозил мэр.
Угроза выглядит несколько странно – мэрия точно с таким же успехом могла бы и сама выступить инициатором собраний собственников. Однако в городской администрации, похоже, готовы делить только успехи, а не провалы.
Так или иначе, участники заседания резюмировали: мусорного паралича не будет, рост платежей окажется практически не заметным для горожан, а городские власти после принятия комплекса ТБО на свой баланс рассмотрят возможность снижения тарифов. Кроме того, создается исполнительно-законодательно-коммунальная рабочая группа, которая займется расшифровкой затрат задействованных в процессе сторон и выработкой рекомендаций по формированию тарифа в будущем.
Кузьмичев Егор