12 ноября 2012 года в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон) внесены изменения, направленные на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Изменения отражены в Главе V111.1 закона, определяющей круг лиц, которые могут быть признаны гражданами Российской Федерации, которые могут быть принятыми в гражданство Российской Федерации, а также обстоятельства, исключающие возможность признания гражданами Российской Федерации или приобретения гражданства Российской Федерации, а также определена компетенция органов государственной власти по признанию гражданства Российской Федерации, по приобретению гражданства Российской Федерации.
К лицам, которые признаются гражданами Российской Федерации, относятся лица, соответствующие совокупности требований:
имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
К настоящим лицам относятся также их несовершеннолетние дети, которые признаются гражданами Российской Федерации, если они ранее не приобрели гражданства Российской Федерации в установленном порядке. При этом признание гражданами Российской Федерации несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, как и по общему правилу разрешения вопросов гражданства детей, осуществляется при наличии их согласия.
Рассмотрение вопроса о признании лица гражданином Российской Федерации, включая принятие решения по данному вопросу, осуществляется в короткие сроки - 2 месяца. Лицо признается гражданином Российской Федерации со дня первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации.
В главе V111.1 Закона определяются лица, имеющие возможность приема в гражданство Российской Федерации. К указанным лицам относятся:
- дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке , если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
- дееспособные дети указанных лиц, достигшие возраста восемнадцати лет, и несовершеннолетние дети указанных лиц, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Указанные лица при приеме в гражданство Российской Федерации освобождаются от выполнения требования о непрерывном проживании на территории Российской Федерации в течение 5 лет, предоставления разрешения на временное проживание и вида на жительство, наличия законного источника средств к существованию, владения русским языком.
Рассмотрение заявления о приеме лица в гражданство Российской Федерации, включая принятие решения по данному вопросу, осуществляется в срок до 6 месяцев.
Наряду с административными процедурами по рассмотрению заявления лица о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации предусматривается проведение работы по установлению его личности, в случае отсутствия у лица действительного документа, удостоверяющего личность. Порядок установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В случае если заявитель не имеет действительного документа, удостоверяющего личность, в том числе в результате изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, в день принятия заявления ему выдается документ, удостоверяющий личность, на период рассмотрения его заявления о признании гражданином Российской Федерации, на период рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, содержащий указанные заявителем его персональные данные и фотографию.
Анализ реализации норм Федерального закона, направленных на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, показал, что в их число входят лица, которые по объективным причинам (нет возможности выехать в страну исхода в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность, или финансовых средств, преклонный возраст), не могут предоставить необходимые документы (свидетельство о рождении, свидетельство о браке и др.), либо устранить в предоставляемых документах расхождения в установочных данных (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения).
В данной ситуации УФМС России по Приморскому краю оказывает содействие указанным лицам в истребовании копий актов гражданского состояния, используя свои полномочия, предоставленные Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
Рассмотрение заявления о приеме лица в гражданство Российской Федерации, включая принятие решения по данному вопросу, осуществляется в срок до 6 месяцев.
Статьей 16 Закона установлены основания отклонения заявлений о признании или приеме в гражданство Российской Федерации.
Отклонение заявления о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации по основаниям, предусмотренным п. п. "а" - "в" ч. 1 ст. 16 Закона носит окончательный характер.
С учетом того, что отклонение заявлений по вопросам о признании гражданином Российской Федерации и приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. п. "г" - "и" ч. 1 ст. 16 Федерального Закона носит временный характер, гарантируется право нахождения лиц на территории Российской Федерации в порядке временного пребывания до прекращения обстоятельств, препятствующих признанию гражданином Российской Федерации или приему в гражданство Российской Федерации. Право на временное пребывание в Российской Федерации осуществляется на основании разрешения территориального органа. Разрешение оформляется в виде отметки в миграционной карте, которая выдается территориальным органом ФМС России.
Следует отметить, что заявления о приеме в гражданство по урегулированию правового статуса зачастую отклоняются полномочным органом в связи с наличием непогашенной судимости.
Кроме того, данная категория лиц зачастую не имеет возможности подтвердить факт прибытия в Российскую Федерацию до 01 ноября 2002 года и факт постоянного проживания на территории Российской Федерации. Обращение в судебные инстанции для установления указанных фактов для лиц, являющихся социально незащищенной категорией, является затруднительным.
Решение вопроса о признании лиц гражданами Российской Федерации и приобретении гражданства Российской Федерации основаны, как и иные вопросы гражданства, на заявительном принципе. Признание или приобретение гражданства осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. В отличие от решения иных вопросов гражданства отсутствие заявления в этом случае не только исключает возможность реализации права на гражданство Российской Федерации, но и влечет негативные последствия для данных граждан. В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" лица, подпадающие под действие главы VIII.1 Закона, не обратившиеся до 1 января 2017 года с заявлением о признании гражданином Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.1 (до 31 марта 2017 года). В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.