1 июля действие временного порядка по установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные автомобили, ввозимые из-за рубежа, заканчивается. Если российское правительство решит пролонгировать этот порядок, все останется примерно так, как сейчас. Если «забудет» — на таможнях Дальнего Востока снова образуются заторы. Автомобильный рынок региона замер в ожидании. По данным представителей фирм-импортеров, в мае-июне спрос на японские машины б/у серьезно вырос: многие решили привезти и оформить автомобиль, «пока не началось»…
Напомним: все началось с поправок к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», вступивших в силу 1 января 2017 года. С этого момента стала обязательной установка аппаратуры вызова экстренных оперативных служб (она же «ЭРА-ГЛОНАСС», она же «тревожная кнопка») на все автомобили, производящиеся в России или ввозящиеся в нее. На машины, собранные в России, кнопки начали устанавливать сами производители, на импортируемые новые иномарки — дилерские центры. А вот каким образом оснащать «тревожной кнопкой» импортируемые подержанные автомобили, никто поначалу не объяснил, в результате чего на таможнях Дальневосточного региона зависли тысячи автомобилей и в который уже раз пошли разговоры о крахе автобизнеса. Начались протесты, письма в инстанции… Но даже несмотря на вмешательство губернатора Миклушевского, полпреда Трутнева и вице-премьера Рогозина, проблема с «Эрой» не могла решиться добрые полгода, а машины не выпускали в оборот.
Наконец иномарки б/у разрешили оборудовать «Эрой» в упрощенном порядке — без краш-тестов, которые бы в «боевых» условиях показали эффективность данной системы, призванной вызывать на место аварии экстренные службы даже без участия человека. Было объявлено, что этот временный порядок будет действовать до 1 июля 2018 года.
На первых порах этот ход снял напряженность, хотя требование об установке «кнопки», естественно, увеличило конечную стоимость машин (а в обоснованности цен на терминал «Эры» — приборчик вроде пейджера — есть очень большие сомнения) и прибавило головной боли автомобилистам. Понятно, что на деле новое требование, призванное, по идее, повышать уровень безопасности на дорогах, стало очередным заградительным барьером, бьющим по сложившемуся на Дальнем Востоке авторынку. Между тем польза от нововведения сомнительна: «ЭРА-ГЛОНАСС» фактически дублирует сотовую связь, тогда как у каждого водителя или пассажира в кармане и без того имеется мобильный телефон. Не говоря о том, что некоторые участки дорог находятся вообще вне действия сотовых сетей. И все-таки острота проблемы на время была снята, таможни и рынок снова заработали.
Однако дальше стало понятно, что проблему нужно как-то решать, иначе ситуация чревата новым наступанием на те же грабли. Еще в начале апреля врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко направил в правительство РФ предложение о пролонгации этого самого временного порядка. «В связи с предполагаемой отменой временного порядка прошу оказать содействие в продлении срока его действия до принятия подзаконных актов, регулирующих порядок применения требований технического регламента в отношении подержанных иностранных автомобилей», — цитировала пресс-служба Тарасенко его обращение в правительство. 25 мая по лентам информагентств прошло заявление президента некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Александра Гурко о том, что временный порядок может быть продлен еще на год. Но решение принимает правительство в лице Минпромторга РФ, а оттуда никаких известий не поступало. Молчат на этот счет и АО «ГЛОНАСС», и администрация Приморского края. Не далее чем во вторник появился пресс-релиз приморского «Белого дома» о встрече Тарасенко в Москве с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым, но о проблеме «Эры» в этом тексте — ни слова.
Тем временем до «времени Ч» — 1 июля — остаются считаные дни. Если временный порядок не продлят, постановка на учет ввезенных из Японии или Америки подержанных авто станет невозможной.
Остается ждать новостей — о продлении временного порядка или о разработке постоянного — и надеяться, что региональному автобизнесу, переживающему не лучшие времена, дадут еще пожить.
№ 447 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 28 июня 2018