Ситуацию с финансированием малокомплектных школ и детских садов обсудил комитет по социальной политике и защите прав граждан на выездном заседании в с.Спасское Спасского района.
Перед заседанием депутаты побывали в с.Славинка Хвалынского сельского поселения и познакомились с работой общей общеобразовательной школы № 19 – одной из четырех малокомплектных образовательных организаций Спасского района.
Школа в селе Славинка была основана в 1903 году. Любопытный исторический факт: в 1924 году славинские мужики купили в г. Спасске за 240 рублей здание бывшей казармы, перевезли в село и сложили здание школы. Здание, в котором школа расположена сегодня, было построено в 1999 году.
Как рассказала депутатам директор школы Екатерина Супрунюк, сегодня здесь учатся 66 ребят, есть группа для дошкольников, работает 11 педагогов. В среднем в классе 9-11 учеников. Занятия по некоторым предметам проходят совместно для 1 – 2 и 3 – 4 классов. Но в нынешнем году количество совместных уроков стало меньше. Здание школы не типовое и поэтому в ней нет спортивного зала, уроки физкультуры и летом и зимой проходят на улице. В школе есть компьютерный класс, установлено оборудование для дистанционного обучения, но пока оно не используется. Внедрению новых форм работы препятствует высокая стоимость интернет-трафика, который оплачивается за счет учебных расходов. Но если в школе с.Славинка на учебном процессе это пока не сказывается – штат учителей укомплектован, но для других малокомплектных школ, где есть кадровая проблема – это большой минус. Как рассказал начальник управления образования администрации Спасского муниципального района Наталья Краевская, чтобы запустить в полном объеме дистанционное обучение в четырех малокомплектных школах района необходимо 2,5 млн рублей в год, а учебные расходы составляют около 750 тысяч рублей.
Обсуждение вопроса о достаточности финансирования этих образовательных организаций депутаты продолжили в рамках выездного заседания комитета в с.Спасское. В дискуссии приняли участие представители муниципальных образований края, педагоги, руководители профильных департаментов края.
Как напомнил председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис, финансирование малокомплектных школ Приморья с 2013 года не зависит от наполняемости классов. Приморский парламент внес соответствующие изменения в краевые законы "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края" и "Об образовании в Приморском крае". Малокомплектными являются школы, в которых отсутствуют параллельные классы либо численность обучающихся на начало нового учебного года составляет: до 36 человек в начальной школе, до 81 человека в образовательном учреждении основного общего образования и до 99 человек в средней школе.
В 2015 году по инициативе комитета по социальной политике и защите прав граждан приморские депутаты законодательно закрепили понятие "малокомплектная образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы дошкольного образования на территории Приморского края". Принятые изменения в краевой закон об образовании установили, что малокомплектным является детский сад, в котором на начало календарного года обучается до 35 человек включительно.
Как рассказала и.о. директора департамента образования и науки Оксана Мартыненко, наличие малокомплектных школ – это отличительная особенность Приморского края. Почти четверть образовательных организаций 115 из 500 в 27 муниципальных образованиях и 44 детских сада в 16 муниципальных образованиях входят в число малокомплектных. Перечень малокомплектных общеобразовательных учреждений ежегодно утверждается Администрацией Приморского края. Благодаря усилиям законодателей количество малокомплектных школ в Приморье не уменьшается. В то же время число детей в таких школах ежегодно сокращается на фоне роста численности школьников и воспитанников детских садов в целом по краю. По прогнозам департамента средняя численность учащихся в малокомплектной школе составит в будущем году 50 человек.
В текущем году на финансирование малокомплектных школ предусмотрено 690,6 млн рублей, в проекте краевого бюджета на 2017 год – 640,9 млн рублей (размер субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ муниципальным образованиям края предусмотрен в сумме более 8 млрд рублей).
На дошкольное образование в Приморье ежегодно направляется 4,4 млрд рублей. При формировании бюджета на 2016 год численность малокомплектных дошкольных организаций учитывалась в общей численности воспитанников. В проекте краевого бюджета на 2017 год на финансирование малокомплектных дошкольных образовательных организаций запланировано более 95 млн рублей.
Оксана Мартыненко обратила внимание депутатов и участников заседания на наличие школ, с численностью до 110 детей (таких школ 13), которые не попадают в разряд малокомплектных и финансируются на общих основаниях, так же, как и школы, в которых чуть более 130 учеников.
Всего в Приморье из малокомплектных 63 средних (одиннадцатилетних) школы, 48 основных (девятилетних) и 4 начальных. Из них 24 школы в своем составе имеют дошкольные группы. И это одна из актуальных проблем для муниципальных образований. Как отметили представители управлений образования районов, чем больше дошкольников в группах полного дня пребывания детей в школе (один из примеров малокомплектная школа в с.Духовское, где 50 школьников и 30 дошкольников), тем больше разрыв между нормативом и фактической потребностью малокомплектного учреждения. Одно из предложений для решения проблемы - увеличить норматив на дошкольное образование не только в малокомплектном детском саду, но и в малокомплектных дошкольных группах полного дня пребывания детей общеобразовательных школ.
В числе рекомендаций комитета - пересмотр критериев отнесения муниципальных общеобразовательных организаций к малокомплектным. "Если в число малокомплектных попадут школы, в которых не 99, а, например, 110 учеников, то, во-первых, увеличится количество таких школ, во-вторых, вырастет финансирование существующих малокомплектных школ, они получат больше средств в расчете на каждого ученика. Это важно для сохранения населенных пунктов, ведь там, где дети могут получить среднее образование, где есть школа, село будет жить. Тем более, часть малокомплектных школ находятся в приграничных территориях. Естественно мы обязаны не только предусмотреть их содержание, но и увеличить финансирование, чтобы дети получали образование не хуже, чем в городе", - отметил депутат Сергей Слепченко.
Особое внимание депутаты обратили на развитие дистанционного обучения для учащихся малокомплектных общеобразовательных организацией. В будущем году эта работа планируется в рамках программы "Устранение цифрового неравенства". Профильному департаменту и муниципальным образованиям депутаты рекомендовали также рассмотреть различные механизмы привлечения молодых специалистов, квалифицированных педагогических кадров в школы и детские сады, расположенные в сельской местности.
Председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис, подводя итоги обсуждения, отметил: "По результатам исследования, проведенного Высшей школой экономики, наша методика по финансированию малокомплектных учреждений она одна из передовых в России. Факт приятный, но есть и "узкие" места, пробелы в краевом законодательстве, которые необходимо устранить. От качества образовательного процесса, от уровня образования зависит развитие Приморского края, и это не красивые слова, а требования жизни. Поэтому мы считаем, что нужно корректировать критерии, по которым определяют малокомплектные школы. На заседании комитета мы говорили о кадровой составляющей, об использовании оборудования для дистанционного обучения, о том, как повысить качество интернета и обеспечить трафик в отдаленных школах. Все это необходимо сделать, для того, чтобы образование в малокомплектных школах было не на уровне церковно-приходской школы, а полноценным и качественным. Возможно, мы подготовим инициативу в Госдуму по вопросу более эффективного использования школьных помещений в селах. Есть в крае школы, рассчитанные на 250 человек, но они малокомплектные и в них учатся 40-50 человек, часть помещений не используется. В то же время в селах не хватаем клубов, и спортивных залов, но из-за ограничений закона об образовании использовать школьные здания более широко сейчас нельзя. Поэтому мы посмотрим юридические нормы, изучим законодательную базу по данному вопросу".
Фотоальбом: | Выездное заседание комитета по социальной политике и защите прав граждан .Село Спасское, 9 ноября 2016 года |