​Деньги из воздуха

Ежегодно наружная реклама может приносить Владивостоку более 150 млн рублей

Известное дело: реклама — двигатель торговли. Однако то, что происходит сегодня с рекламой в Приморье, особенно в городах, вызывает по меньшей мере оторопь. О том, как систематизировать рынок наружной рекламы, привести его в цивилизованный вид и добиться значительного увеличения доходов городских бюджетов, рассказал в беседе с нашим корреспондентом эксперт в области наружной рекламы кандидат экономических наук Сергей БАКШИН.

Рекламный хаос

— Сергей Валерьевич, как вы в принципе оцениваете состояние наружной рекламы в столице края и систему ее организации?

— В городах большинства российских субъектов в наружной рекламе царит хаос. И Владивосток, увы, не исключение. Я здесь бываю регулярно, и мне стало интересно, законны ли все эти рекламные конструкции и что город от этого получает. Мы проехали Владивосток, Находку, Уссурийск, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. По итогу, на мой взгляд, только во Владивостоке от 40 до 45 % — это незаконные конструкции, а в других муниципалитетах и того больше. Я не знаю, куда идут деньги от этой рекламы, но понимаю, что идут они не в бюджет.

Около 50–60 миллионов рублей не получает бюджет Владивостока только от той рекламы, которая уже есть на улицах. Кроме того, существующие тарифы по размещению наружной рекламы — явно занижены. Это я могу судить по поступлениям в бюджет. Скорее всего, 40 % «незаконки» где-то оседает. Вот посудите сами: поступления в бюджет Владивостока за 2014 год составили 30 млн, за 2015-й — 35 млн, 2016-й — 50 млн. При таком насыщенном рынке рекламы, как во Владивостоке, это копейки. Теперь Артем: 2014-й — 0,5 млн, 2015-й — 0; 2016-й — 0. Находка: 2014-й — 1,5 млн, 2015-й — 1,5 млн, 2016-й — 1,5. А в Уссурийске: 2014–2016-й — 0. То же самое и в Надеждинском районе — 0, в Шкотовском районе — 0. Это свидетельствует о том, что в некоторых городах Приморского края вся наружная реклама размещается незаконно.

Что касается внешнего вида этих рекламных конструкций, то заметно отсутствие системы как таковой, они не вяжутся с внешним обликом города, где-то просто не соответствуют ГОСТу, местами это просто «шанхай», нагромождение. Особенно это касается так называемых информационных конструкций — вывески ресторанов, магазинов и тому подобное. У меня накопилось множество фотографий, когда вдоль дорог повсюду стоят указатели, что там, например, находится какая-нибудь пивнушка, магазин и т. д. Все это на непонятных бетонных подушках, ржавое. А наружная реклама и информационные конструкции должны гармонировать с обликом города.

Из опыта столицы

— В Москве ведь тоже раньше наружная реклама была везде. Плакаты, баннеры, растяжки, все пестрое — как на китайском карнавале. Идешь, как по газете объявлений. Но ведь удалось навести порядок, значит, есть определенная методология, как сделать наружную рекламу цивилизованной?

— Появился другой подход. Люди в этой отрасли начали работать системно, понимая, что так продолжаться не может. Убрали растяжки, которые висели над дорогами. Во Владивостоке они до сих пор встречаются. Хотя с 2003 года они запрещены. Они не соответствуют ГОСТу по наружной рекламе. И еще в 2013 году их убрали в Москве.

В Москве сделали зонирование всей наружной рекламы, то есть выделили специальные территории, зоны — Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо, МКАД. Исходя из особенностей этих зон были предложены определенные типы конструкций.

На Садовом кольце установлены небольшие конструкции: сити-форматы (1,2x1,8 м), скроллеры (конструкции формата 2,7x3,7 м, где под стеклом сменяются изображения), пиллары (тумбы). В рамках Третьего транспортного кольца допустили размещение стандартных щитов формата 3x6 метров. При этом в основном они меняются, уходят в скроллерную систему или медиаэкраны. На МКАДе уже преобладают суперсайты. Это большие конструкции формата 4x12 и 5x15 метров.

Работа, проведенная в Москве на рынке наружной рекламы, сильно изменила облик города в лучшую сторону. Реклама стала восприниматься легко, комфортно. Водители перестали путаться на дороге, ведь эти растяжки зачастую загораживали знаки, светофоры. Нельзя ляпать рекламу, где угодно, это губительно как для потребителя, так и для предпринимателя, потому что в этих случаях реклама вызывает раздражение.

Финансовый рост

— Приведение городской наружной рекламы в цивилизованный вид, естественно, влечет ее количественное сокращение. Но увеличивает ли это поступления в городской бюджет?

— Однозначно увеличивает. Когда мы видим наляпанную всюду рекламу, то понимаем, что 50 % — это незаконная реклама, от которой нет ни поступлений в бюджет города, ни налогов. А когда появляются современные эффективные конструкции и под них вырабатывается правильная тарифная сетка, то есть появляются четкие правила игры, начинают приходить не абы кто, желающие работать «по леваку», а компании, которые являются профессионалами своего дела, в том числе федеральные игроки, готовые поставлять хороший и качественный продукт и платить за это понятные деньги в бюджет.

В качестве примера могу привести Московскую область, где рынок рекламы в каждом городе насыщен. Здесь тоже стали менять формат, продукт. Если в 2013 году в тот же самый бюджет города Люберцы от рекламы поступало 25 млн, то с 2014 года поступает от 100 до 150 млн ежегодно. Или, например, Истринский район. Поступления в Истре до 2014 года не превышали 7 млн. После того как они систематизировали наружную рекламу, поступления стали около 40 миллионов.

— А Владивостоку что это сулит?

— Если очистить город от ненужной рекламы, ржавой, не соответствующей ГОСТу, которая ставит под угрозу безопасность горожан, если поставить качественные современные конструкции в конкретных местах и по понятным тарифам, то ежегодно наружная реклама может приносить Владивостоку более 150 млн рублей.

— Что мешает властям края и на местах добиться таких показателей? Не хватает компетентности, заинтересованности или это просто лень?

— Все то, что вы перечислили. Может быть, банальная лень. Может быть, некомпетентность. Не каждый человек может выстроить систему. Например, я читаю сообщение, что какой-то комбинат во Владивостоке демонтировал 70 незаконных рекламных конструкций за четыре месяца, и об этом говорят с гордостью. У меня это вызывает только печаль. Борьба с незаконной рекламой ведется во всех регионах. Многие города демонтируют за один месяц 100–200 конструкций. Это не только отдельно стоящие, но и те, которые висят на зданиях, создают «шанхай». У Владивостока достаточно серьезный бюджет — около 15 миллиардов. При этом мы гордо говорим, что мы демонтировали 70 конструкций, имея столько «незаконки». Это говорит о том, что люди вообще не понимают, что делают.

Сейчас у нас время перемен — назначен врио губернатора Андрей Тарасенко и начал работать новый глава города Виталий Веркеенко. Исчез конфликт между городом и краем, а значит, есть шанс совершить рывок. Надеюсь, что и мои слова будут услышаны и это поспособствует преображению города и края в целом.

Что мешает?

— Ведь как вообще устроен рынок наружной рекламы в Приморском крае? Схема размещения рекламных конструкций согласовывается не в городе, а в администрации Приморского края, курирует это непосредственно департамент информполитики. Примерно три года назад краевая администрация забрала себе эти полномочия у Владивостока и городов, входящих во Владивостокскую агломерацию. Города только деньги собирают с наружной рекламы, так как находится она на городской территории, при этом, как мы видим, далеко не все деньги идут в бюджет.

Предписание на демонтаж конструкций тоже выдает администрация края, а город уже непосредственно демонтирует. При указанном департаменте есть казенное учреждение, которое как раз полномочно заниматься этими вопросами. Я посмотрел, что они сделали за 2017 год. В плане работы на 2017 год они должны были составить 1550 актов осмотра и 1300 актов проверки (надеюсь, что они сами понимают отличия между этими формами; кстати, в плане 2018 года остались только акты осмотра — осознали). Они конечно же выполнили план и даже перевыполнили, судя по отчету (2105 и 1651 актов соответственно), но ничего же в городе не поменялось. Как стояли рекламные конструкции 10–15 лет на своих местах, так и стоят по сей день. Напоминаю: 40–45 % «незаконки». Также в плане есть такой показатель, как адресная проверка, согласно которой они должны заниматься мониторингом рекламных конструкций на соответствие схеме и техническому, санитарному, эстетическому состоянию. По отчету все сделано, а по факту все ржавые рекламные конструкции остались. Прозрачности процесса нет, хотя содержание данного учреждения обходится бюджету в 15 млн рублей. Вот и ответьте сами: что мешает людям работать — нехватка компетентности или что-то другое?

— А что говорит закон?

— Наружная реклама регламентируется 38-ФЗ «О рекламе», то есть имеется выстроенная правовая база. Почему чиновники не могут грамотно ею воспользоваться? На этот вопрос у меня ответа нет. Для предпринимателя, желающего заявить о себе, основную сложность представляет не 38-ФЗ, а отсутствие требований к размещению «информационных конструкций» — вывесок, не относящихся к рекламе. До февраля 2018 года на территории Владивостокской агломерации действовало краевое постановление о благоустройстве. Сейчас это постановление отменено. Взамен ничего не принято. Вот и получается, что весь этот беспредел и «шанхай» — это халатность чиновников.

Есть вывески, которые не требуют согласования: расписание работы, юридический адрес и тому подобное. Все остальное, конечно, должно быть согласовано. Не должно быть баннеров, которые окна домов закрывают. Ведь все современные здания во Владивостоке прошли архитектурный совет, а потом мы видим, как недобросовестные предприниматели лепят на них все подряд. Принятие и контроль реализации соответствующих нормативных актов в части информационных конструкций сделает облик города гораздо приятнее.

Чтобы это не осталось пустым разговором, добавлю, что вся информация и все материалы, которые я собрал по итогам мониторинга, будут направлены в общественные и контролирующие органы. Надеюсь, что это поможет привести родной город в нормальный вид.

№ 449 / Сергей ПАВЛОВ / 12 июля 2018
 
По теме
Незаконные торговые киоски, рекламные щиты и гаражи сносят во Владивостоке - Ussurbator.Ru Под демонтаж идут самовольно установленные объекты. Как правило, это незаконные торговые точки, гаражи, рекламные конструкции, старые брошенные автомобили, с которых ведётся незаконная торговля продуктами сомнительного качества,
26.07.2018
 
. Автор - Сергей Ильченко - Прогресс Приморья Автор фото — Сергей Ильченко Генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский в рамках рабочей поездки на Восточный экономический форум посетил ААК "Прогресс" им.
21.09.2018
Ямал, ХМАО-Югра, Краснодарский край и ряд регионов в 2018 году сформируют более половины объема ВВП - VladTime.Ru РБК ознакомился и представил прогноз Минэкономразвития до 2024 года. Согласно ему, Ямало-Ненецкий автономный округ вошел в десяток регионов-драйверов, обеспечивающих более 52% суммарного объема ВПР по данным 2018 года.
21.09.2018
 
 
​Уроки Русского - Новая газета во Владивостоке Остров Русский приобретает самый особый статус в России В выступлении на пленарной сессии Восточного экономического форума президент Владимир Путин дал официальное поручение правительству разработать национальную прог
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
​Лидирующие позиции - Новая газета во Владивостоке Строить самые мощные в мире атомные ледоколы будет судоверфь «Звезда» В рамках Восточного экономического форума Владимир Путин принял участие в церемонии закладки первого танкера класса «Афрамакс» на судоверфи «Звезда
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
​Тепло «Восточной» - Новая газета во Владивостоке Во Владивостоке введена в строй новая современная теплоэлектростанция В рамках мероприятий ВЭФ-2018 во Владивостоке введена в эксплуатацию ТЭЦ «Восточная».
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
Автор фото — Сергей Ильченко Генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский в рамках рабочей поездки на Восточный экономический форум посетил ААК "Прогресс" им.
21.09.2018 Прогресс Приморья
На ВЭФ заключены соглашения на сумму более 3 триллионов рублей На четвертом Восточном экономическом форуме заключено 220 соглашений на общую сумму 3,1 триллиона рублей.
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
нн6н5 - Deita.Ru Источник изображения: УМВД 12 сентября в районе дома № 12 «Г» по улице Адмирала Юмашева во Владивостоке (вблизи школы № 57) произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10-летнего ребенка,
20.09.2018 Deita.Ru
Одну из девушек нашли забитой до смерти Фото: Личная страница героя публикации в соцсети - КП Владивосток «Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 КП Владивосток
​Театр и отчаяние - Новая газета во Владивостоке Евгений Гришковец представил читателям Владивостока свою новую книгу Во владивостокской библиотеке «БУК» писатель, драматург, актер Евгений Гришковец представил свою последнюю книгу под названием «Театр отчаяния.
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
фотограф - Deita.Ru Источник изображения: «Deita.ru» Пенелопа Крус и Мэтью Макконахи, Джулиана Мур и Том Круз и другие звезды Голливуда в начале своей пути к славе предстали на портретах известного фотографа из Нью-Йорка Хенни Гарфанкел,
21.09.2018 Deita.Ru
Как вчерашние звезды оказываются на обочине жизни Алена МАРТЫНОВА - Я об этом никому не рассказывал, даже родным и близким, чтобы не нагружать, - опускает глаза почти легендарный строитель Джумшут из сериала «Наша Russia»,
17.09.2018 КП Владивосток
Свой второй «Оскар» Акира Куросава получил за снятый в Приморье фильм «Дерсу Узала» 20 лет назад, 6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет ушел из жизни знаменитый японский режиссер Акира Куросава.
13.09.2018 Новая газета во Владивостоке
ДОРА   Дом художника Выставка работ уссурийских художников. Городской музей Работают выставки: «Тайна курганов в Загородном» На выставке представлена коллекция экспедиции под руководством к.и.н.
13.09.2018 Уссурийская газета Коммунар
Десять секунд на «иппон» - Уссурийская газета Коммунар Самбистки уссурийской ДЮСШ вернулись домой с очередной победой. На завершившемся в Хабаровске первенстве ДВФО по дзюдо наша девичья команда, костяк которой составили восемь воспитанниц тренера Кристины Сташкевич,
20.09.2018 Уссурийская газета Коммунар
«Луч» начал сезон с поражения - ИА SportPrimorye.Ru Футболисты владивостокского "Луча" наконец-то прервали свою рекордную безголевую серию, продолжавшуюся (с учетом Кубковой игры с Хабаровском) более 10-ти часов - 614 минут.
20.09.2018 ИА SportPrimorye.Ru
Голами у "моряков" отметились Александр Стрельцов и Егор Антропов [фото, видео] Василий ПОЛИКАРПОВ Владивостокский "Адмирал" взял реванш в Хабаровске за первое поражение от "Амура".
15.09.2018 КП Владивосток
Во Владивостоке популярная игра объединила простых игроков, бизнесменов и политиков [фото] Александр ВАСИЛЬЕВ Стартовавший в рамках Восточного экономического форума международный турнир по игре го собрал игроков из России,
14.09.2018 КП Владивосток
​Ври о врио - Новая газета во Владивостоке Выборы губернатора в Приморье: край, покрасневший от стыда В Приморье продолжается политический кризис, разразившийся в ночь на понедельник.
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
Несогласные с результатами голосования горожане собрались вечером на центральной площади Владивостока - КПРФ На центральной площади у здания администрации Приморского края сегодня вечером, 17 сентября, собрались сотни горожан, несогласных с результатами голосования.
17.09.2018 КПРФ
Источник изображения: «Deita.ru» В Артеме приступили к ремонту одной из старейших школ Артемовского городского округа - школы № 1, сообщает DEITA.RU.
21.09.2018 Deita.Ru