​Деньги из воздуха

Ежегодно наружная реклама может приносить Владивостоку более 150 млн рублей

Известное дело: реклама — двигатель торговли. Однако то, что происходит сегодня с рекламой в Приморье, особенно в городах, вызывает по меньшей мере оторопь. О том, как систематизировать рынок наружной рекламы, привести его в цивилизованный вид и добиться значительного увеличения доходов городских бюджетов, рассказал в беседе с нашим корреспондентом эксперт в области наружной рекламы кандидат экономических наук Сергей БАКШИН.

Рекламный хаос

— Сергей Валерьевич, как вы в принципе оцениваете состояние наружной рекламы в столице края и систему ее организации?

— В городах большинства российских субъектов в наружной рекламе царит хаос. И Владивосток, увы, не исключение. Я здесь бываю регулярно, и мне стало интересно, законны ли все эти рекламные конструкции и что город от этого получает. Мы проехали Владивосток, Находку, Уссурийск, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. По итогу, на мой взгляд, только во Владивостоке от 40 до 45 % — это незаконные конструкции, а в других муниципалитетах и того больше. Я не знаю, куда идут деньги от этой рекламы, но понимаю, что идут они не в бюджет.

Около 50–60 миллионов рублей не получает бюджет Владивостока только от той рекламы, которая уже есть на улицах. Кроме того, существующие тарифы по размещению наружной рекламы — явно занижены. Это я могу судить по поступлениям в бюджет. Скорее всего, 40 % «незаконки» где-то оседает. Вот посудите сами: поступления в бюджет Владивостока за 2014 год составили 30 млн, за 2015-й — 35 млн, 2016-й — 50 млн. При таком насыщенном рынке рекламы, как во Владивостоке, это копейки. Теперь Артем: 2014-й — 0,5 млн, 2015-й — 0; 2016-й — 0. Находка: 2014-й — 1,5 млн, 2015-й — 1,5 млн, 2016-й — 1,5. А в Уссурийске: 2014–2016-й — 0. То же самое и в Надеждинском районе — 0, в Шкотовском районе — 0. Это свидетельствует о том, что в некоторых городах Приморского края вся наружная реклама размещается незаконно.

Что касается внешнего вида этих рекламных конструкций, то заметно отсутствие системы как таковой, они не вяжутся с внешним обликом города, где-то просто не соответствуют ГОСТу, местами это просто «шанхай», нагромождение. Особенно это касается так называемых информационных конструкций — вывески ресторанов, магазинов и тому подобное. У меня накопилось множество фотографий, когда вдоль дорог повсюду стоят указатели, что там, например, находится какая-нибудь пивнушка, магазин и т. д. Все это на непонятных бетонных подушках, ржавое. А наружная реклама и информационные конструкции должны гармонировать с обликом города.

Из опыта столицы

— В Москве ведь тоже раньше наружная реклама была везде. Плакаты, баннеры, растяжки, все пестрое — как на китайском карнавале. Идешь, как по газете объявлений. Но ведь удалось навести порядок, значит, есть определенная методология, как сделать наружную рекламу цивилизованной?

— Появился другой подход. Люди в этой отрасли начали работать системно, понимая, что так продолжаться не может. Убрали растяжки, которые висели над дорогами. Во Владивостоке они до сих пор встречаются. Хотя с 2003 года они запрещены. Они не соответствуют ГОСТу по наружной рекламе. И еще в 2013 году их убрали в Москве.

В Москве сделали зонирование всей наружной рекламы, то есть выделили специальные территории, зоны — Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо, МКАД. Исходя из особенностей этих зон были предложены определенные типы конструкций.

На Садовом кольце установлены небольшие конструкции: сити-форматы (1,2x1,8 м), скроллеры (конструкции формата 2,7x3,7 м, где под стеклом сменяются изображения), пиллары (тумбы). В рамках Третьего транспортного кольца допустили размещение стандартных щитов формата 3x6 метров. При этом в основном они меняются, уходят в скроллерную систему или медиаэкраны. На МКАДе уже преобладают суперсайты. Это большие конструкции формата 4x12 и 5x15 метров.

Работа, проведенная в Москве на рынке наружной рекламы, сильно изменила облик города в лучшую сторону. Реклама стала восприниматься легко, комфортно. Водители перестали путаться на дороге, ведь эти растяжки зачастую загораживали знаки, светофоры. Нельзя ляпать рекламу, где угодно, это губительно как для потребителя, так и для предпринимателя, потому что в этих случаях реклама вызывает раздражение.

Финансовый рост

— Приведение городской наружной рекламы в цивилизованный вид, естественно, влечет ее количественное сокращение. Но увеличивает ли это поступления в городской бюджет?

— Однозначно увеличивает. Когда мы видим наляпанную всюду рекламу, то понимаем, что 50 % — это незаконная реклама, от которой нет ни поступлений в бюджет города, ни налогов. А когда появляются современные эффективные конструкции и под них вырабатывается правильная тарифная сетка, то есть появляются четкие правила игры, начинают приходить не абы кто, желающие работать «по леваку», а компании, которые являются профессионалами своего дела, в том числе федеральные игроки, готовые поставлять хороший и качественный продукт и платить за это понятные деньги в бюджет.

В качестве примера могу привести Московскую область, где рынок рекламы в каждом городе насыщен. Здесь тоже стали менять формат, продукт. Если в 2013 году в тот же самый бюджет города Люберцы от рекламы поступало 25 млн, то с 2014 года поступает от 100 до 150 млн ежегодно. Или, например, Истринский район. Поступления в Истре до 2014 года не превышали 7 млн. После того как они систематизировали наружную рекламу, поступления стали около 40 миллионов.

— А Владивостоку что это сулит?

— Если очистить город от ненужной рекламы, ржавой, не соответствующей ГОСТу, которая ставит под угрозу безопасность горожан, если поставить качественные современные конструкции в конкретных местах и по понятным тарифам, то ежегодно наружная реклама может приносить Владивостоку более 150 млн рублей.

— Что мешает властям края и на местах добиться таких показателей? Не хватает компетентности, заинтересованности или это просто лень?

— Все то, что вы перечислили. Может быть, банальная лень. Может быть, некомпетентность. Не каждый человек может выстроить систему. Например, я читаю сообщение, что какой-то комбинат во Владивостоке демонтировал 70 незаконных рекламных конструкций за четыре месяца, и об этом говорят с гордостью. У меня это вызывает только печаль. Борьба с незаконной рекламой ведется во всех регионах. Многие города демонтируют за один месяц 100–200 конструкций. Это не только отдельно стоящие, но и те, которые висят на зданиях, создают «шанхай». У Владивостока достаточно серьезный бюджет — около 15 миллиардов. При этом мы гордо говорим, что мы демонтировали 70 конструкций, имея столько «незаконки». Это говорит о том, что люди вообще не понимают, что делают.

Сейчас у нас время перемен — назначен врио губернатора Андрей Тарасенко и начал работать новый глава города Виталий Веркеенко. Исчез конфликт между городом и краем, а значит, есть шанс совершить рывок. Надеюсь, что и мои слова будут услышаны и это поспособствует преображению города и края в целом.

Что мешает?

— Ведь как вообще устроен рынок наружной рекламы в Приморском крае? Схема размещения рекламных конструкций согласовывается не в городе, а в администрации Приморского края, курирует это непосредственно департамент информполитики. Примерно три года назад краевая администрация забрала себе эти полномочия у Владивостока и городов, входящих во Владивостокскую агломерацию. Города только деньги собирают с наружной рекламы, так как находится она на городской территории, при этом, как мы видим, далеко не все деньги идут в бюджет.

Предписание на демонтаж конструкций тоже выдает администрация края, а город уже непосредственно демонтирует. При указанном департаменте есть казенное учреждение, которое как раз полномочно заниматься этими вопросами. Я посмотрел, что они сделали за 2017 год. В плане работы на 2017 год они должны были составить 1550 актов осмотра и 1300 актов проверки (надеюсь, что они сами понимают отличия между этими формами; кстати, в плане 2018 года остались только акты осмотра — осознали). Они конечно же выполнили план и даже перевыполнили, судя по отчету (2105 и 1651 актов соответственно), но ничего же в городе не поменялось. Как стояли рекламные конструкции 10–15 лет на своих местах, так и стоят по сей день. Напоминаю: 40–45 % «незаконки». Также в плане есть такой показатель, как адресная проверка, согласно которой они должны заниматься мониторингом рекламных конструкций на соответствие схеме и техническому, санитарному, эстетическому состоянию. По отчету все сделано, а по факту все ржавые рекламные конструкции остались. Прозрачности процесса нет, хотя содержание данного учреждения обходится бюджету в 15 млн рублей. Вот и ответьте сами: что мешает людям работать — нехватка компетентности или что-то другое?

— А что говорит закон?

— Наружная реклама регламентируется 38-ФЗ «О рекламе», то есть имеется выстроенная правовая база. Почему чиновники не могут грамотно ею воспользоваться? На этот вопрос у меня ответа нет. Для предпринимателя, желающего заявить о себе, основную сложность представляет не 38-ФЗ, а отсутствие требований к размещению «информационных конструкций» — вывесок, не относящихся к рекламе. До февраля 2018 года на территории Владивостокской агломерации действовало краевое постановление о благоустройстве. Сейчас это постановление отменено. Взамен ничего не принято. Вот и получается, что весь этот беспредел и «шанхай» — это халатность чиновников.

Есть вывески, которые не требуют согласования: расписание работы, юридический адрес и тому подобное. Все остальное, конечно, должно быть согласовано. Не должно быть баннеров, которые окна домов закрывают. Ведь все современные здания во Владивостоке прошли архитектурный совет, а потом мы видим, как недобросовестные предприниматели лепят на них все подряд. Принятие и контроль реализации соответствующих нормативных актов в части информационных конструкций сделает облик города гораздо приятнее.

Чтобы это не осталось пустым разговором, добавлю, что вся информация и все материалы, которые я собрал по итогам мониторинга, будут направлены в общественные и контролирующие органы. Надеюсь, что это поможет привести родной город в нормальный вид.

№ 449 / Сергей ПАВЛОВ / 12 июля 2018
 
По теме
 
 
Рыбаки обратились в Госдуму с просьбой отложить рассмотрение законопроекта - VostokMedia.Com 13 июля в Федеральном агентстве по рыболовству обсудили законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» и отдельные законодательные акты», сообщает РИА «Восток-Медиа».
18.07.2018
Новый глава Ямала укрепляет свои позиции в округе - VladTime.Ru В рамках однодневного визита на Ямал, глава ПАО «Газпром» Алексей Миллер дал старт крупномасштабной программе освоения Бованенковской промышленной зоны – разработке Харасавэйского, Бованенковского и Крузенштернского месторождений.
18.07.2018
 
судно - Deita.Ru Источник изображения: «Deita.ru» Крупную партию контрабанды из Японии пресекли таможенники и пограничники в порту Владивостока, сообщили DEITA.Ru d LDNE/ Крупную партию контрабанды автозапчастей, алкоголя, сигарет,
18.07.2018 Deita.Ru
фото primpress.ru Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не видит причин для дальнейшего снижения цен на моторное топливо на розничном рынке на фоне сильного снижения оптовых цен на автомобильное топливо.
18.07.2018 Деловой еженедельник Конкурент
Сотрудников старшего возраста готовы брать на вакансии, от которых отказываются молодые Евгений БЕЛЯКОВ Владимир ПЕРЕКРЕСТ Нина ОСТРОВСКАЯ Недавно глава Роструда назвал работников старшего возраста подарком для предпринимателя.
18.07.2018 КП Владивосток
В Уссурийске после масштабной реконструкции ввели в эксплуатацию пункт технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
16.07.2018 Уссурийская газета Коммунар
Церемония открытия мемориальной доски Николаю II состоялась в Уссурийске - Администрация Уссурийского городского округа Сегодня в Уссурийске на территории  храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось памятное событие – торжественное открытие мемориальной доски в честь визита Великого Князя цесаревича Николая Александровича – будущего Им
17.07.2018 Администрация Уссурийского городского округа
Культура сближает города - Дума Уссурийского городского округа Уссурийская делегация, возглавил которую  глава городского округа Н. Рудь, приняла участие в открытии V Китайско-Российского народного фестиваля физкультуры и спорта в приграничном городе Суйфэньхэ.
17.07.2018 Дума Уссурийского городского округа
фото Росконгресс На официальном сайте Международного дальневосточного морского салона – 2018, организатором которого выступает Министерство промышленности и торговли РФ, опубликована культурная программа.
14.07.2018 Деловой еженедельник Конкурент
Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения великого российского характерного артиста Николай ГЕРАСИМОВ ОТ ПУГОНЬКИНА - К ПИРОЖКОВУ Михаил Пуговкин появился на свет в деревне Рамешки в Ярославской области,
13.07.2018 КП Владивосток
В галерее «Арка» открылась выставка «Корея: моя история» «Корея: моя история» — под таким названием в галерее «Арка» открылась фотовыставка,
12.07.2018 Новая газета во Владивостоке
«Луч» начал сезон с поражения - ИА SportPrimorye.Ru Олимп-Первенство России стартовало матчами во Владивостоке и Хабаровске. «Луч» предстал перед болельщиками не только с возвращенным историческим названием, но и в обновленном составе.
18.07.2018 ИА SportPrimorye.Ru
В уссурийской ДЮСШ занимается более двух (!) тысяч детей. По итогам прошлого учебного года школа удостоилась звания лауреата - победителя Всероссийской выставки образовательных учреждений.
16.07.2018 Уссурийская газета Коммунар
С кем смотрел исторический матч Станислав Черчесов Кира БУЛЫЧЕВА В последний месяц наши звёзды чаще встречались на футбольных матчах, чем на светских премьерах.
16.07.2018 КП Владивосток
Президент США в интервью Fox News рассказал, почему он не хочет конфликтовать с Москвой Фото: REUTERS - КП Владивосток Президент США в интервью Fox News рассказал, почему он не хочет конфликтовать с Москвой Аббас ДЖУМА @IBN_MOHAMMAD После исторической встречи Владимира Путина с Дональдом Трампом в Хельсинки лидеры дали интервью телека
18.07.2018 КП Владивосток
Почти 500 миллионов рублей принес бюджету края развлекательный курорт «Приморье» - Администрация Приморского края С момента открытия на территории игорной зоны первого казино в государственный бюджет поступило свыше 650 миллионов рублей налоговых отчислений, из них более 480 миллионов получил Приморский край.
18.07.2018 Администрация Приморского края
Не исключено, что тигра убили браконьеры. Фото: pixabay.com - КП Владивосток Эксперты выясняют, что стало причиной смерти хищника Артём КАБАНКОВ В приморском национальном парке «Бикин» этим утром обнаружили труп тигра.
18.07.2018 КП Владивосток
4 крупных партии пшеничных отрубей и комбикорма для животных в Приморье - крайне опасны, сообщили DEITA.RU в Россельхознадзоре.
18.07.2018 Deita.Ru