​Люди из подполья, или Дальневосточные корни «Ассы»

Одним из персонажей открывшейся во Владивостоке выставки стал панк-денди из Хабаровска Гарри Асса

Олег Коломейчук, он же Асса. Выставка в ЦСИ «Заря»


«Ассы в массы. Мода, искусство и музыка «красной волны» — так называется выставка, открывшаяся во Владивостоке в Центре современного искусства «Заря» и посвященная отечественному андеграундному движению времен перестройки. Ее основа — архив документов и фотографий художника, исследователя субкультуры 80-х Михаила Бастера (он стал куратором выставки). В экспозиции — произведения художников Тимура Новикова, Георгия Острецова, Инала Савченкова, Евгения Юфита, Сергея Шутова, участников арт-группировок «Чемпионы мира», «Новые художники», «Некрореалисты».

«Под флагом андеграундного движения «Асса», зародившегося в Петербурге начала 80-х, произошел первый осознанный всплеск альтернативной культуры. Этой до сих пор мало изученной истории о контркультурной моде и искусстве «красной волны» и посвящена выставка», — рассказал Михаил Бастер. «Андеграунд стал плодородной почвой для появления культовых имен в искусстве, кино, музыке, моде, — говорит главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте. — Для нас важно не только впервые в таком объеме рассказать об этом периоде, но и показать связь с культурным контекстом Дальнего Востока».

Связь эта раскрывается в личности Олега Коломейчука, известного как Гарри Асса, — художника, бунтаря, панк-денди, законодателя мод андеграунда Ленинграда и Москвы 80-х. Он родился в 1953 году в Хабаровске, покончил с собой в Москве в 2012-м. «Гарри Страшный, Горилла, Гарринча, Асса, для друзей — просто Гарик… Человек сложной судьбы и сложного характера, с пугающими манерами панка, философией, близкой к тантрическим мистериям, видом заправского денди и увлекательными революционными тезисами», — вспоминает его Михаил Бастер.

В беседе с последним (доступна на kompost.ru) Гарри так вспоминал дальневосточную юность: «Папа художник, мама учительница. Полное отсутствие какой-либо информации… Но все-таки это был Дальний Восток, и там было два прогрессивных города. В Хабаровске уже тогда был отлажен иностранный туризм. Через город шла туристическая авиалиния, где дозаправлялись самолеты, следующие курсом на Японию из Европы, а Владивосток хоть и закрытый город, но все-таки порт». Молодежь интересовалась западной музыкой и восточной философией, танцевала и фарцевала, обменивалась пластинками, создавала рок-группы, отращивала волосы, шила джинсы, получала проблемы с учителями и милицией… Свой круг друзей того периода Гарри называл «хабаровскими иностранцами»: «Вся музыкальная аппаратура уже была фирменной, вещи фирменными, сознание не советское, музыка тоже… И никакого диссидентства, никакой политики и антисоветчины, в коей многих тогда обвиняли и карали. Возможно, кого-то не зря…»

В 70-х Гарри приходилось бывать и в Приморье: «Как только мы приехали к знакомым во Владивосток, нас тут же обокрали и сдали местным бандитам, которые, поговорив с нами, прониклись идеями и даже какое-то время не мешали. Всем, в общем, понравилось быть не совками, носить иностранные вещи и чувствовать себя свободными… Бизнес-схемы заняли все маргинальные элементы, и девушки-красавицы вывалили на улицу. Тут же мы запустили всю косметику во Владик и поняли, насколько женское население изголодалось по красоте… Город… начал преображаться. Немалое количество населения уже ходило в джинсе, с фирменными сигаретами и прочими атрибутами иностранной жизни. Такая дальневосточная Америка… В это время поступило негласное разрешение на ввоз иномарок через Владивосток. Сначала одну-две для каких-то там бонз. А поскольку у нас был уже денежный ресурс, то мы этот процесс ускорили и довели до абсурда. Мы стали покупать эти иномарки и перегнали некоторые в Хабаровск, а Владивосток наполнился «шевроле» и «кадиллаками».


Гарри Асса, 1987 год. Фото Осы Кари Франк

В конце 70-х Коломейчуку пришлось покинуть Дальний Восток. Столкновения с милицией становились все серьезнее, и знакомые меломаны из органов намекнули: лучше уехать. Так начался его столичный период, когда Коломейчук и получил прозвище «Асса» за вклад в одноименное движение. Он проводил показы альтернативной моды — «асса-парады», основал панковский дом моделей «Ай-да-люли», ввел в моду дендизм и винтаж, создал стиль «мертвый разведчик», основанный на использовании костюмов КГБ-шников, дипломатов, партийных деятелей, которые их вдовы продавали в Москве на Тишинском рынке. Работал над сценическими образами Жанны Агузаровой, музыкантов группы «Кино», участвовал в «Поп-механиках» Сергея Курехина… «Я рисую людьми», — говорил он.

С какого-то момента «ассой» называли уже весь андеграундный процесс в Москве и Ленинграде: альтернативную моду, авангардный театр, экспериментальную музыку и кино. «Рушился на глазах старый мир, и во вселенском хаосе появлялся новый… Выросшая, как дикий цветок, в сквотах и на улицах альтернативная мода разрушала образ «советского человека», иронизировала по поводу всех святынь государства. Вместе с рок-музыкой, визуальным и перформативным искусством альтернативная мода была частью культуры андеграунда», — вспоминает Бастер. Гарри был в центре этого движения. В правительстве «Новых художников» он стал министром моды (Тимур Новиков стал министром живописи, Сергей Курехин — министром музыки).

О Дальнем Востоке Гарри не забывал. По словам Бастера, любил готовить азиатские блюда: «Острое и кислое, какие-то папоротники… Восточного у него было много. Буддийские штуки, все это присутствовало». «Он был фантастическим человеком, огромной энергетики. Когда мои подружки впервые его увидели, они спросили: Ира, где таких мужчин вообще берут? Потом, когда к нам приезжали его друзья из Хабаровска, подруги сказали: теперь мы поняли — на Дальнем Востоке, они там все примерно такие!» — говорит вдова Гарри Ирина Соколова, впервые попавшая на Дальний Восток в дни открытия выставки.

Выставка «Ассы в массы» в ЦСИ «Заря» будет действовать до 4 февраля. Она дополнена мультимедийными материалами, предполагается и параллельная образовательная программа. Так, в планах — видеомост с художником Германом Виноградовым, лекция создателя и руководителя галереи «Артэтаж» Александра Городнего (кстати, лично знавшего Гарри Ассу) о том, каким был андеграунд 80-х во Владивостоке.

№ 415 / Олег ВАСИЛЬЕВ / 09 ноября 2017
 
По теме
 Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДВФО в октябре нынешнего года был создан единый информационный портал о Дальнем Востоке .
02.11.2017
Во Владивостоке открылась ретроспективная выставка "Ассы в массы" - Novostivl.Ru Главные материалы для выставки андерграундного движения предоставил российский художник и дизайнер Михаил Бастер В Центре современного искусства "Заря" открылась ретроспективная выставка "Ассы в массы",
31.10.2017
 
В Уссурийске активно идет ремонт дворов - Ussur.Net Общественная комиссия по контролю за исполнением муниципальной программы «Формирование современной городской среды УГО» продолжает приемку работ по благоустройству придомовых территорий,
21.09.2018
 
Больница Находки входит в историю - VladMedicina.Ru 20 сентября 2018 года в разделе «Город-проект» исторической экспозиции музейно-выставочного центра Находки открылась первая тематическая выставка «Спасибо, доктор!», посвященная истории развития городского здравоохранения.
21.09.2018
спасатели - Deita.Ru Источник изображения: ГУ МЧС России по Приморью Спасатели ведут поиски пропавшего рыбака в районе имени Лазо Хабаровского края, об этом DEITA.RU сообщили в региональном ГУ МЧС России.
21.09.2018 Deita.Ru
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 КП Владивосток
Городская больница входит в историю - КГБУЗ Находкинская ГБ 20 сентября  в  разделе «Город-проект» исторической экспозиции музейно-выставочного центра  Находки открылась первая тематическая выставка «Спасибо, доктор!»,  посвященная истории развития городского здравоохранения.
21.09.2018 КГБУЗ Находкинская ГБ
Евгений Гришковец представил читателям Владивостока свою новую книгу Во владивостокской библиотеке «БУК» писатель, драматург, актер Евгений Гришковец представил свою последнюю книгу под названием «Театр отчаяния.
20.09.2018 Новая газета во Владивостоке
Как вчерашние звезды оказываются на обочине жизни Алена МАРТЫНОВА - Я об этом никому не рассказывал, даже родным и близким, чтобы не нагружать, - опускает глаза почти легендарный строитель Джумшут из сериала «Наша Russia»,
17.09.2018 КП Владивосток
Свой второй «Оскар» Акира Куросава получил за снятый в Приморье фильм «Дерсу Узала» 20 лет назад, 6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет ушел из жизни знаменитый японский режиссер Акира Куросава.
13.09.2018 Новая газета во Владивостоке
После решения, принятого на Сейшелах, была завершена "война" с ВАДА, которая продолжалась с ноября 2015 года Андрей ВДОВИН @av_esq Можно перевести дух на пару мгновений - российское антидопинговое агентство (РУСАДА) в
21.09.2018 КП Владивосток
Самбистки уссурийской ДЮСШ вернулись домой с очередной победой. На завершившемся в Хабаровске первенстве ДВФО по дзюдо наша девичья команда, костяк которой составили восемь воспитанниц тренера Кристины Сташкевич,
20.09.2018 Уссурийская газета Коммунар
В Уссурийске активно идет ремонт дворов - Администрация Уссурийского городского округа Общественная комиссия по контролю за исполнением муниципальной программы «Формирование современной городской среды УГО» продолжает приемку работ по благоустройству придомовых территорий.
21.09.2018 Администрация Уссурийского городского округа
Специалисты ветеринарной лаборатории управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области проверили качество колбасы крупного дальневосточного производителя и выявили фальсификацию двух сортов изделия в
21.09.2018 VladMedicina.Ru
В Лесозаводске в рамках операции «Отопление» сотрудники МЧС России ведут активную профилактическую работу Сотрудники Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лесозаводского городского округа,
21.09.2018 МЧС по Приморскому краю