«Благодарим духов, как 100 лет назад»

«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
«Благодарим духов, как 100 лет назад»
Фото: primgazeta.ru

Фото Глеба Ильинского

Заголовок

— Мы просим у нашего главного бога Пузя азани, чтобы он дал здоровья и счастья всем гостям Красного Яра, — Светлана Канчуга камлает над небольшим костром, который развели на центральной площади села. По традиции праздник в честь окончания охотничьего сезона удэгейцы начинают с обряда: ни одно значимое событие здесь не обходится без песен и танцев шамана. На этот раз поводов сразу два: помимо окончания сезона охоты, в конце марта в селе отмечают годовщину со дня образования нацпарка «Бикин». Поэтому в Красный Яр пожаловали гости из других городов и регионов, сообщает «Приморская газета».

Помощь духов

В Красном Яру (Пожарский район), где сейчас живет наибольшее число удэгейцев, шаманские обряды — обязательный элемент любого праздника. Пусть в повседневной жизни удэге почти не прибегают к помощи духов, но за удачный охотничий сезон высшие силы нужно обязательно поблагодарить.

Обряд проводит старейший житель Красного Яра — 83-летний Александр Канчуга. Он один из немногих удэгейцев, которые еще помнят язык предков. Бабушки и дедушки Александра шаманили почти каждый день, а он, тогда еще малыш, часто наблюдал за обрядами — так и перенял традицию. Хотя по профессии Александр Канчуга учитель, тут ничего мистического.

Как и 100-200 лет назад, современный шаманский обряд — импровизация, а не отрепетированная постановка.

— Я согласился провести обряд с условием, что все будет по-настоящему: слова, которые мы говорили, мелодия, которую напевали, танец. Все это импровизация: как   чувствовали, так и делали, чтобы было искренне, — рассказывает шаман-учитель.

После нескольких кругов возле костра в огонь летит мясо — жареную кабанятину и изюбрятину сначала дают попробовать гостям, а затем остатками дичи задабривают духов. Вот так, под запах шашлыка, начинается праздник.

200 литров шурпы

После шаманского обряда наступает время развлечений — дети уже увлечены национальной игрой, напоминающей охоту на деревяшку. Два игрока оббегают по три круга вокруг треноги, к которой подвешена деревянная доска, а после они должны воткнуть деревянное копье в цель — в отверстие в доске. С первого раза не удается никому, но это только добавляет азарта и вот уже дети выстраиваются в очередь, чтобы «поохотиться».

Фото Глеба Ильинского

Заголовок

Пока ребятня играет, взрослые «атакуют» самую вкусную площадку праздника — импровизированную полевую кухню. Здесь специально к Ва:кчай ни установили котлы, в которых готовится 200 литров ароматной шурпы из изюбрятины. Суп закипает на огне из экологически чистых дров, а в это время гости праздника пробуют боузы — национальное удэгейское блюдо. Это что-то среднее между корейским пян-се и бурятскими буззами. Выглядят боузы как большие пельмени из дрожжевого теста, куда кладут фарш из дикого мяса, смешанный с овощами (чаще всего с капустой и луком). Накануне праздника сотрудницы местного клуба и члены общины коренных малочисленных народов «Тигр» готовили целый день.

Те, кто уже успел подкрепиться, торопятся посмотреть на соревнования. Для них организаторы праздника — сотрудники национального парка «Бикин» — обустроили настоящую полосу препятствий. Состязания охотников — центральное событие Ва:кчай ни. В них участвуют шесть команд по пять человек.

Одним из самых зрелищных стал конкурс по стрельбе из лука: участникам необходимо было поразить мишень диаметром 40 см с расстояния 10 метров. Из 30 соревнующихся в цель попали всего несколько человек. У остальных стрелы летели в столбы и землю, попадали в здание и отлетали обратно. Хорошо, что наконечники пластиковые, так что никто не пострадал. Ну, кроме мужской гордости некоторых присутствующих. Другие же участники не отчаялись и пообещали в следующем году взять реванш.

— Мы к этим соревнованиям практически не готовились, а зря, — сетует член команды «Угда», инспектор нацпарка «Бикин» Евгений Могильников. — Я сегодня первый раз держал лук в руках, поэтому в мишень ни разу попал. Теперь захотелось освоить это оружие, чтобы в следующем году показать хороший результат.

Также спортсмены стреляли из пневматической винтовки, а еще жгли костры на время, перетягивали канаты, ходили на лыжах, метали копья и осваивали ходули. После состязаний всем участникам вручили памятные призы, ведь они, мужчины Красного Яра, стали главными героями праздника.

— Охотники Красного Яра — не только добытчики для своих семей, но и защитники лесов бассейна реки Бикин, своей малой родины, — выступил с речью директор нацпарка «Бикин» Алексей Кудрявцев. — Наша природа сохранена в первозданном состоянии, и это большая заслуга местных охотников.

Нас мало, но мы с узорами

Фото Глеба Ильинского

Заголовок

Защищать природу так же естественно для мужчин-удэгейцев, как и охотиться. Они знают, что лес дает им пищу и, собственно, жизнь, поэтому никогда не берут у него лишнее. Удэге издревле не наводили ружья на беременных самок косуль, кабанов, медведей и других животных. Никогда удэгейцы не охотились на амурского тигра — хозяина тайги. Даже сейчас, спустя сотни лет после того, как первые удэге поселились на территории современного Приморья, эти обычаи чтят.

Помнят коренные малочисленные народы и свои культурные традиции. Например, на празднике больше чем у половины удэгейцев на одежде красовался национальный узор — замысловатые завитки из разноцветных ниток. Не все они выполнены по старинной технологии — есть и новодел. Раньше узор вырезали из рыбьей кожи, клеили его на халат и обшивали сверху нитями — на такую работу уходило 8-9 месяцев. Современные удэгейки просто вышивают узоры нитками, причем на самых разных предметах гардероба: майках, топах, платьях, джинсах, пальто. Но это и хорошо — значит, помнят свои корни.

— В советское время культура удэгейцев была утрачена, многие забыли, что такое национальная одежда, как ее шить. Тогда даже стыдно было говорить на родном языке, всем приходилось говорить на русском, — рассказывает председатель общественной организации Союз удэгейцев России «Багдыи» Любовь Пассар. — После 90-х годов культуру начали постепенно восстанавливать. Ведь все равно у удэгейских женщин на генетическом уровне заложено: взяла в руки иглу, нитку и начала вышивать. Так и научили молодежь, и продолжаем воспитывать новые поколения.

Возрождение традиций как нельзя кстати: в Пожарском районе создан национальный парк, который уже в этом году централизованно начнет принимать туристов. Сопровождать их по Бикину будут проводники из числа удэгейских охотников: практически всех мужчин взяли на работу в учреждение.

Туристам, которые захотят не только насладиться нетронутой природой, но и узнать культуру местных жителей, предложат поучаствовать в мастер-классах. Национальная вышивка, сувениры из кожи и меха, украшения из рыбьих позвонков, приготовление традиционных блюд — всему этому гостей Красного Яра смогут научить здешние мастерицы.

— Знаете, мне всегда в детстве снились сны о том, каким красивым и процветающим стал поселок. Шаманская интуиция что ли, — вспоминает Любовь Пассар. — Посмотрите, сколько сегодня здесь гостей, раньше так много прессы не приезжало. А все потому, что создана федеральная структура — национальный парк. Поэтому я уверена: у Красного Яра большое будущее.

  •  
    По теме
    Смотрите в субботу, 30 марта, в 19:25 на канале "Общественное телевидение Приморья" передачу о работе Законодательного Собрания Приморского края.
    5e2243ed80a9631e567f55e19bb91702a7bf3f32.jpeg - Primorye24.Ru Ранее нарушителя уже два раза лишали права на управление транспортным средством Стражи правопорядка выяснили подробности аварии с участием несовершеннолетнего на автодороге федерального значения А-370 «Уссури».
    Primorye24.Ru
    Устраивать стихийные свалки никому не позволено - Газета Вести За первые два месяца года административная комиссия округа, проведя четыре заседания, рассмотрела восемь дел об административных правонарушениях.
    Газета Вести
    Оператор системы 112 Елена Голикова принимает сообщения для пожарных, полиции и «скорой» - Газета Вести Лишь четверть звонков, поступающих в течение одного месяца по номеру вызова экстренных служб «112», касаются непосредственно работы полиции, пожарной охраны или скорой помощи.
    Газета Вести
    ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
    Газета Вести
    Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
    МЧС по Приморскому краю
    390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
    Primorye24.Ru
    «Открылся бал. Кружась, летели четы младые за четой, одежды роскошью блестели, а лица – свежей красотой» - Газета Вести Шуршат пышные платья, барышни с волнением поправляют цветы и ленточки в прическах, ажурные и атласные перчатки, решительно или робко берут под руку элегантных кавалеров.
    Газета Вести