Фото: из архива Александра Конева
ЗаголовокВ субботу, 19 марта, подводники Тихоокеанского флота отметят юбилей — 110-летие подводных сил России. В начале прошлого века во Владивосток доставили первые субмарины-миноносцы. В строжайшей секретности эшелонами их везли сюда по Транссибу из Санкт-Петербурга. Сегодня на вооружении Тихоокеанского флота — уже современные атомные корабли. О годах командования подводной лодкой, а также условиях жизни моряков-подводников «Приморской газете» рассказал председатель Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота, вице-адмирал Александр Конев.
— Александр Васильевич, не удержусь от такого вопроса: Тихоокеанский флот огромен, его подразделения расположены по всему Дальнему Востоку —от Владивостока до Камчатки, при этом главное командование военно-морского флота находится в Санкт-Петербурге (в свое время вы стояли у руля Тихоокеанского флота). Каково управлять такой махиной?
— Управлять силами Тихоокеанского флота достаточно сложно. Представьте его территориальный размах от Чукотки до юга Приморья. По масштабу это как Балтийский, Черноморский, Северный флоты вместе взятые. Именно поэтому и на командующего Тихоокеанским флотом возложена особая ответственность. Но для эффективного управления у него есть надежные, современные средства связи, транспорт, в том числе и воздушный командный пункт, с которого он может управлять силами флота, находясь в воздухе. Есть самолеты, на которых всегда можно улететь на Чукотку, Сахалин или Курилы и при необходимости принять на месте необходимое решение.
фото: Глеб Ильинский
Заголовок— При вас подводный флот шагнул в атомную эпоху, увеличилась автономность подводных лодок, продолжительность несения боевого дежурства.... Как менялись условия жизни моряков с развитием лодок?
— Активное строительство атомных подводных лодок развернулось еще в начале 60-х. Помню, как мальчишки в те годы мечтали попасть на подводную атомную лодку — тянуло на романтику, посмотреть новые неизведанные корабли, да и капитан Немо с Наутилусом (герой романа Жюль Верна — «ПГ») сыграли в формировании этого желания немалую роль.
А вообще атомные подводные лодки — это был новый шаг в отношении бытоустройства, жизни подводников. Впервые была устроена каютная система, которая позволила размещать по каютам сначала офицерский, а позднее весь остальной экипаж. На дизельных подлодках об этом можно было только мечтать. Там только у одного командира подводной лодки была маленькая каюта, которую подводники в шутку называли пеналом. Коек не хватало всему экипажу — приходилось спать вахтовым методом. В долгом походе важное значение приобретало хорошее питание: вкусно приготовленные борщи, сборные солянки, котлеты и т.д. Все зависело от кока, хорошего кока. Нелегко ему было на тесном камбузе крутиться, но умудрялся печь вкусный хлеб, пирожки, булочки, которые были намного вкуснее тех, что сегодня можно купить в супермаркете. В рацион, как и сегодня, входили шоколад, сухое вино, красная икра для улучшения аппетита у подводников.
Досье «ПГ»Александр Васильевич Конев окончил в 1971 году штурманский факультет ТОВВМУ им. С.О. Макарова. Службу начал в 1972 году в качестве командира подлодки «К-184» в бухте Павловского под Находкой.
С 2000 по 2003 год — заместитель командующего Тихоокеанским флотом (в 2003 году уволен в запас).
22 февраля 1997 года присвоено воинское звание вице-адмирала.
Награды:
Орден «За военные заслуги», медаль «За боевые заслуги».
— Учения флота — важное событие: тысячи человек, сотни единиц техники. При вас Тихоокеанский флот участвовал в каких-нибудь из них?
— Наиболее крупные учения, в которых моряки-дальневосточники принимали участие, пришлись на 1970 год. Тогда все корабли военно-морского флота приняли участие в учении «Океан». Это действительно грандиозное по своему масштабу событие. Только представьте его размах — на акваториях всех океанов земного шара были развернуты ударные силы флотов.
Сейчас такие масштабные учения не планируются, но современное оружие, поступающее на вооружение наших кораблей и подводных лодок, и без этого всегда готово к решению важных оперативных задач. Это и новейшие крылатые ракеты «Калибр», уже зарекомендовавшие себя во время терактов в Сирии, и новые баллистические ракеты «Булава», которыми оснащены новые подводные лодки.
— Проводились ли на Тихоокеанском флоте какие-то эксперименты, велись ли разработки, которые впоследствии использовали по всей стране?
— Подводный флот вообще начинался на Дальнем Востоке, так что новшеств Тихоокеанскому флоту принадлежит достаточно. Например, именно здесь, в водах залива Петра Великого, во время Русско-японской войны получили крещение первые российские подводники. Конечно, японские корабли они не топили, но несли дозорную службу, охраняя подступы к Владивостоку, осваивали новый, неизвестный ранее театр военных действий, изучали бухты, заливы, побережье, закладывали основы и традиции подводного плавания.
Боевой дебют подводного флота Российской империи также состоялся в водах Уссурийского залива в 1905 году. Подлодка «Сом» обнаружила отряд японских эсминцев, погрузилась в воду и попыталась выйти в атаку, но эсминцы, заметив подлодку, сразу развернулись и ушли. А командиром корабля, кстати, был не кто иной, как известный свой храбростью князь Владимир Трубецкой, прославившийся в Первую мировую войну.
Именно здесь, во Владивостоке, в 1905 году было создано первое соединение подводных сил — отряд насчитывал 13 подлодок. В мире тогда ничего подобного не было. И мы, тихоокеанцы, гордимся этим историческим фактом.
фото: Глеб Ильинский
Заголовок— Наша «С-56» стала первой дизельной подлодкой отечественного производства, которая совершила кругосветку. Как история подлодки повлияла на дальнейшее развитие Тихоокеанского флота?
— Опыт перехода через четыре океана (именно столько впервые пересекла «С-56») — Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый в дальнейшем был учтен при эксплуатации подводных лодок, условиях хранения и применения оружия и техники. Также учитывались условия, с которыми сталкивались подводники при форсировании экваториальных широт, плавании в условиях низких температур Арктики. Накопленный опыт плавания тщательно анализировался, на его основе разрабатывались рекомендации для дальнейшей эксплуатации кораблей, применения оружия. Так, например, было выявлено, что если в умеренных широтах торпеды ведут себя нормально, то в экваториальных их аккумуляторные батареи сильно нагреваются.
— Александр Васильевич, еще позволю себе такой вопрос: как вы оказались в военно-морских силах страны? Любовь к морю передалась вам по наследству или, как говорится, нагрянула нежданно?
— В моей семье не было моряков, но интерес к морю, возникший еще в школе, сопровождает меня всю жизнь. В то время, в 60-е годы, вообще вся молодежь много читала, мечтала стать учителями, врачами, летчиками, моряками... Эти профессии были в почете.
— Страха не было?
— Если дело по душе, человек способен преодолеть любые трудности и невзгоды. Тем более что подводник в море никогда не бывает один. Он — в экипаже. А экипаж на подводной лодке — то же, что и семья. Опытные товарищи всегда помогут молодому подводнику, будь то офицер или матрос, подскажут, посоветуют, успокоят. Адаптация проходит очень быстро.
Да и ребята, которые выбирают путь подводника, я уверен, не могут ошибаться. Сложно переоценить ответственность, которую родина возлагает на человека такой профессии. От его поступков зависит судьба экипажа и доверенных ему задач. А от этого — нередко и судьба всего государства.
Справка «ПГ» Тихоокеанский флот — составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России, призванная обеспечивать военную безопасность страны в Тихоокеанском регионе.
В распоряжении Тихоокеанского флота — ракетные подводные крейсера, атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, береговые войска.
Наталья Шолик